В первой половине 19 века в России появилась новая, невиданная доселе порода купцов. Они не прожигали свои богатства, не тратили баснословные деньги на прихоти жён и детей. А занимались тем, что не приносило личной выгоды: строили типографии, печатали недорогие книги, покупали картины. Не для себя. Эти люди открывали доступ к прекрасному всем желающим.
Представитель знаменитого купеческого рода - Павел Третьяков - был уверен, что картинная галерея, названная его именем, принесёт людям много пользы и удовольствия. Покупая полотна, Павел Михайлович не думал о том, что удачно вкладывает деньги. Он открывал новые имена, заинтересовывал ими публику, знакомил её с русской живописью. Третьяков помогал художникам материально, опекал их, устраивал выставки. Правда, находились люди, которые упрекали мецената в скупости. Было известно, что он не платил за полотна больше, чем, по его мнению, они стоили и никогда не уступал авторам, даже если их картины ему очень нравились. Но никто из живописцев никогда не сказал о Павле Михайловиче дурного слова. Все понимали: он экономит деньги не из жадности, а для того, чтобы создать то, чего до него не делал никто - великую русскую галерею живописи.
Всю жизнь Третьяков занимался благотворительностью. Он не умел проходить мимо обездоленных, больных и обиженных. Дети, не только свои, но и чужие были его постоянной заботой. Долгие годы Третьяков содержал в Москве училище для глухонемых. Делал он это анонимно. Никто не знал, кто вносит на счета громадные суммы. Зато сам Третьяков знал по именам всех воспитанников. Решив построить для училища новое здание, он купил в Москве участок земли. И у детей появился большой дом с церковью и мастерскими. В своём завещании Павел Михайлович оставил училищу 200 000 рублей, а всем его служащим сумму, равную их жалованию за целый год.
Это далеко не всё, что Павел Михайлович сделал за свою жизнь. Он помогал семьям солдат, погибших на Крымской и Русско-Турецкой войнах, московским студентам, строил больницы, школы, детские сады, профинансировал одну из экспедиций путешественника Миклухо-Маклая, вместе с Иваном Цветаевым создавал Музей изящных искусств. Картинную галерею, которая прославила Третьякова на весь мир, он подарил Москве. В ответ царь хотел даровать Павлу Михайловичу дворянство. Но меценат отказался, сказав: «Я купцом родился, купцом и умру». А вот звание почётного гражданина Москвы Третьяков принял и носил с радостью.
Павел Михайлович с трепетом относился к святителю Николаю Чудотворцу и был прихожанином храма святителя Николая в Толмачах. Из дома Павла Михайловича через специальную калитку можно было попасть прямо на церковный двор, что было очень удобно, так как семья Третьяковых старалась не пропускать службы. Когда Павел Михайлович умер, Москва прощалась с ним в его любимом Никольском храме.
Половину своих средств, а состояние Третьякова оценивалось в четыре миллиона рублей, он завещал на благотворительность. И уже после смерти Павла Михайловича его именем продолжали строиться больницы и приюты, студенты получали свои стипендии. Часть денег Третьяков приказал раздать служащим своих предприятий: фабрики, торгового дома и магазинов.
Всю свою жизнь Павел Михайлович посвятил цели, которая появилась у него ещё в юности. О ней он писал в одном из писем: «Моя идея была наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях». Третьяков сумел реализовать свою трудную и благородную задачу. Доказательством тому небольшой диалог, состоявшийся в день похорон мецената, благотворителя и просто доброго человека. Никогда ещё Лаврушинский переулок, где жил Третьяков, не видел такого количества народа. С Павлом Михайловичем пришла проститься вся Москва. Когда люди разошлись, вышли дворники. Один из них сказал: «Вот и не стало Третьякова». – «А это что?» – возмутился другой и показал на то, что стояло и будет стоять в веках – на здание картинной галереи.
«Семейные ценности». Священник Александр Сатомский

Гостем программы «Семейный час» был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Мы говорили о том, какие традиции и ценности важно сохранять и передавать в семье.
Разговор начинается с непростой темы — как дети воспринимают смерть, и почему для них важно не столько объяснение, сколько уверенность: смерть — не конец. Отец Александр делится личным: как сам в детстве пришёл к вере, как впервые исповедовался, как его бабушка молилась дома. И — почему Пасха, даже в советское время, оставалась торжеством.
Звучит мысль: не страшно ошибаться в воспитании, страшно — не быть настоящим. Даже в одной семье дети очень разные, и передать им веру можно только тогда, когда она жива в нас самих.
Говорим о библейской истории Каина и Авеля — о воспитании, ответственности и том, почему каждый человек отвечает на призыв Бога сам. Затрагиваются вопросы педагогики, доверия, примера.
И — о традициях: походы на кладбище, просфоры у бабушки, молчание дедов-фронтовиков о войне. Как это всё влияет на восприятие праздников и памяти. Почему вера — это не теория, а путь в настоящей жизни. И как из поколения в поколение передаётся главное — тихо, с любовью и верой.
Ведущая: Анна Леонтьева
«Воспитание через театр». Юрий Макеев

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был актер, режиссер, художественный руководитель «Театра вкуса», создатель Первого деревенского театра в Смоленской области Юрий Макеев.
Разговор пойдет о том, как через театральные постановки можно говорить о вере, семейных и духовных ценностях, и как искусство, в том числе театральное, может влиять на воспитание детей и становление личности.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Как судья осла допрашивал

Фото: PxHere
Жил в старину один бедняк по имени Ван У-цзы — Ван Пятый. И был у него осёл, на котором он хворост и уголь возил. Берёг бедняк своего осла ну, прямо, как сокровище драгоценное: каждый день свежей травкой кормил, холил и лелеял. От хорошей жизни шкура у осла была гладкой, щетина блестящей, характер покладистый.
Однажды навьючил бедняк на своего ослика мешок с углём, повёз в город продавать. Животное у ворот привязал, а мешок с углём в лавку понёс. Вернулся — нет нигде его сокровища!
То есть, осёл-то к дереву привязан, да только другой: тощий, облезлый, старый. Пока Ван Пятый отлучался, кто-то потихоньку его любимца подменил.
Всполошился бедняк, заметался, не знает, что делать. Обидно ему стало до слёз. Отвязал он старого осла и пошёл с ним в суд жалобу на пропажу подавать.
Спрашивает секретарь в суде: а кто в тяжбе будет ответчиком выступать? Показал Ван Пятый на старого худого осла и говорит в сердцах: пусть он за всё отвечает, раз другого нет.
Начал судья в зале дела разбирать. Дошла очередь до жалобы Вана Пятого, и приказал он стражникам ответчика привести. Привели в зал на верёвке старого осла. Народ потешаться стал, а судья даже бровью не повёл, и начал допрашивать осла со всей строгостью:
— Ты откуда такой взялся? Как посмел себя за другого выдавать?
Осёл голову свесил, молчит, а все в зале, даже стражники не могут смех сдержать.
Стукнул судья колотушкой по столу и приказал:
— Стража, ведите пока что ответчика в тюрьму. Не кормите его, не поите, крепко-накрепко заприте. Через три дня я его снова допрашивать буду.
Новость о том, что судья допрашивал и арестовал осла, с быстротой ветра разлетелась по городу. Дивятся люди — над глупым судьёй смеются.
В день, когда было назначено заседание, сотни людей заполнили зал суда, желая увидеть забавное представление.
Три раза в барабан ударили, в зал вошёл судья и сел на своё место. Стражники тотчас осла притащили, и было заметно, как животное за три дня отощало.
Стукнул судья колотушкой по столу и вынес приговор:
— Отпустите ответчика, пусть идёт на все четыре стороны.
Вылетел осёл из зала и по-молодецки побежал по улице. А вы что думаете? Три дня просидел он взаперти, три дня не ел, не пил, страху натерпелся. И, конечно, понёсся он к своему дому.
Судья велел Вану Пятому и стражникам идти за ним следом, и ответчик привёл их к своему хозяину — тому самому вору, который его подменил. Нашёлся во дворе вора и любимый ослик Вана Пятого, которого с другим не перепутаешь.
Поняли люди, что напрасно смеялись они над судьёй, который осла допрашивал. Человеком он оказался не только учёным, а ещё и смышлёным, что немаловажно для его работы.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки