Илларион Прянишников. «В 1812 году» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Илларион Прянишников. «В 1812 году»

* Поделиться

— Ванечка, я думала, ты уже ушел из Третьяковской галереи. А ты решил меня дождаться?

— На улице дождик, Маргарита Константиновна, я подумал — вдруг вы без зонта? А у меня огромный. Можно я вас провожу?

— Спасибо тебе, дружочек, у меня и впрямь ни зонтика нет, ни дождевика. А там ещё и похолодало так резко. Видишь, надела на себя всё, что оказалось в кабинете — и рабочий халат, и куртку, и косынку старую нейлоновую. Нарядилась, как побеждённый француз.

— Побеждённый француз?

— Я имею в виду солдат Наполеона, отступавших в 1812 году. Пока мы не ушли из Третьяковки, пойдём, я тебе покажу, как выглядели оккупанты в конце той Отечественной войны. (Шаги) Вот, посмотри.

— Картина Иллариона Прянишникова «В 1812 году». Это пленные?

— Да, пленные, захваченные партизанами.

— Вид у французов жалкий. Мёрзнут, бедные. Снег, ветрище, а они в тонких мундирах. Какими-то тряпками обмотались, чтобы согреться. Но меня знаете, что смущает в картине, Маргарита Константиновна?

— Что, Ванечка?

— Илларион Прянишников как будто хотел подчеркнуть, что именно мороз помог русской армии одержать победу над французами в 1812 году. У нас в школе некоторые ребята так считают, я с ними столько спорил на уроке истории! А тут вдруг художник девятнадцатого века на их стороне выступает.

— Нет, Ваня. Если бы Прянишников участвовал в дискуссии о причинах русской победы над Наполеоном, в первую очередь он назвал бы народное единение.

— Вот и я так думаю!

— Свою картину художник начал писать в 1869 году, после того, как Лев Толстой опубликовал роман «Война и мир». Художник был глубоко впечатлён этим произведением. На картине «В 1812 году» он как будто проиллюстрировал слова писателя о том, что дубина народной войны обрушилась на врага со всей грозной и величественной силой.

— А где на картине иллюстрация этих слов?

— Ну вот, посмотри. Французов сопровождают крестьяне с нехитрым оружием — вилами и рогатинами. Эти люди с самого начала оккупации развернули партизанскую войну. Кутузов, как гениальный стратег, заставил противника продвинуться вглубь России, чтобы измотать, обессилить его. А жители сёл и деревень, по которым проходил Наполеон, делали всё, чтобы его путь не стал победным. Они разрушали мосты, отвоёвывали обозы с провизией и не позволяли врагу пополнить припасы. В этом противостоянии принимали участие все, вне зависимости от пола и возраста. И Прянишников об этом свидетельствует. На картине «В 1812 году» пленных ведут старик-крестьянин и женщины с вилами.

— И французы не сопротивляются!

— Они деморализованы самоотверженным сопротивлением русских. Метаморфозу, которая произошла с доблестными европейскими воинами в России, олицетворяет офицер в центре картины. Его красные эполеты и барабан за спиной напоминают о прежних амбициях, а на голове платок намотан по-бабьи. Который, надо полагать, пожертвовала французу одна из крестьянок.

— Оккупантов ещё и жалели!

— Жалели. И по велению сердца, и по призыву Кутузова. Помнишь, в «Войне и мире» Толстой приводит слова фельдмаршала, обращённые к солдатам: «Вам трудно, да всё же вы дома; а французы видите, до чего дошли — хуже нищих последних. Теперь их и пожалеть можно».

— Даже не знаю, чем я больше восхищаюсь — всеобщим единением русских в минуту угрозы или способностью проявить милосердие к побеждённому.

— Восхищался этими качествами своего народа и художник Илларион Прянишников. В картине «В 1812» году он выразил признательность соотечественникам. Полотно стало своеобразным памятником народному подвигу, и его стоит почтить, посещая Третьяковскую галерею.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем