— Ванечка, я думала, ты уже ушел из Третьяковской галереи. А ты решил меня дождаться?
— На улице дождик, Маргарита Константиновна, я подумал — вдруг вы без зонта? А у меня огромный. Можно я вас провожу?
— Спасибо тебе, дружочек, у меня и впрямь ни зонтика нет, ни дождевика. А там ещё и похолодало так резко. Видишь, надела на себя всё, что оказалось в кабинете — и рабочий халат, и куртку, и косынку старую нейлоновую. Нарядилась, как побеждённый француз.
— Побеждённый француз?
— Я имею в виду солдат Наполеона, отступавших в 1812 году. Пока мы не ушли из Третьяковки, пойдём, я тебе покажу, как выглядели оккупанты в конце той Отечественной войны. (Шаги) Вот, посмотри.
— Картина Иллариона Прянишникова «В 1812 году». Это пленные?
— Да, пленные, захваченные партизанами.
— Вид у французов жалкий. Мёрзнут, бедные. Снег, ветрище, а они в тонких мундирах. Какими-то тряпками обмотались, чтобы согреться. Но меня знаете, что смущает в картине, Маргарита Константиновна?
— Что, Ванечка?
— Илларион Прянишников как будто хотел подчеркнуть, что именно мороз помог русской армии одержать победу над французами в 1812 году. У нас в школе некоторые ребята так считают, я с ними столько спорил на уроке истории! А тут вдруг художник девятнадцатого века на их стороне выступает.
— Нет, Ваня. Если бы Прянишников участвовал в дискуссии о причинах русской победы над Наполеоном, в первую очередь он назвал бы народное единение.
— Вот и я так думаю!
— Свою картину художник начал писать в 1869 году, после того, как Лев Толстой опубликовал роман «Война и мир». Художник был глубоко впечатлён этим произведением. На картине «В 1812 году» он как будто проиллюстрировал слова писателя о том, что дубина народной войны обрушилась на врага со всей грозной и величественной силой.
— А где на картине иллюстрация этих слов?
— Ну вот, посмотри. Французов сопровождают крестьяне с нехитрым оружием — вилами и рогатинами. Эти люди с самого начала оккупации развернули партизанскую войну. Кутузов, как гениальный стратег, заставил противника продвинуться вглубь России, чтобы измотать, обессилить его. А жители сёл и деревень, по которым проходил Наполеон, делали всё, чтобы его путь не стал победным. Они разрушали мосты, отвоёвывали обозы с провизией и не позволяли врагу пополнить припасы. В этом противостоянии принимали участие все, вне зависимости от пола и возраста. И Прянишников об этом свидетельствует. На картине «В 1812 году» пленных ведут старик-крестьянин и женщины с вилами.
— И французы не сопротивляются!
— Они деморализованы самоотверженным сопротивлением русских. Метаморфозу, которая произошла с доблестными европейскими воинами в России, олицетворяет офицер в центре картины. Его красные эполеты и барабан за спиной напоминают о прежних амбициях, а на голове платок намотан по-бабьи. Который, надо полагать, пожертвовала французу одна из крестьянок.
— Оккупантов ещё и жалели!
— Жалели. И по велению сердца, и по призыву Кутузова. Помнишь, в «Войне и мире» Толстой приводит слова фельдмаршала, обращённые к солдатам: «Вам трудно, да всё же вы дома; а французы видите, до чего дошли — хуже нищих последних. Теперь их и пожалеть можно».
— Даже не знаю, чем я больше восхищаюсь — всеобщим единением русских в минуту угрозы или способностью проявить милосердие к побеждённому.
— Восхищался этими качествами своего народа и художник Илларион Прянишников. В картине «В 1812» году он выразил признательность соотечественникам. Полотно стало своеобразным памятником народному подвигу, и его стоит почтить, посещая Третьяковскую галерею.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.