Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Труд врача — один из самых важных на земле. У Ильи Репина есть картина, воспевающая эту благородную профессию — «Хирург Павлов в операционном зале». На ней мы видим военного врача и учёного, Евгения Васильевича Павлова, который был другом художника.

— Так-с 10-я палата. Добрый день! Выздоравливающая госпожа Баталова, здравствуйте!
— Здравствуйте, доктор!
— Как ваше самочувствие, Маргарита Константиновна?
— Сегодня уже, слава Богу, я чувствую себя гораздо лучше, чем до операции. И за это спасибо вам, Николай Иванович.
— Ну вот и славно!
— Скажите, пожалуйста, а когда я смогу выйти на работу?
— Ну что вы, всего два дня прошло после операции, надо восстановиться... Минимум две недели, но посмотрим по состоянию. А кем вы работаете?
— Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Ну, думаю, ваши посетители смогут немного подождать вашего возвращения. Мои вот посетители, к сожалению, ждать чаще всего не могут... Такова особенность профессии хирурга.
— В Третьяковской галерее, доктор, есть картина, воспевающая вашу прекрасную профессию...
— Кто бы мог подумать! Любопытно, что это за картина...
— Ну вот, я как раз нашла её в интернете. Она называется «Хирург Павлов в операционном зале». Её написал художник Илья Репин в 1888 году.
— Позвольте-ка взглянуть... На картине просторная светлая операционная. Несколько врачей в белых халатах склонились над столом. Хирург в небольших круглых очках оперирует человека, к которому тянутся трубки видимо, с наркозом. Санитарки и медсёстры, стоящие рядом, сосредоточены, они внимательно следят за каждым движением хирурга, чтобы в нужную секунду выполнить его поручение.
— Вы улыбаетесь, доктор. Наверное, то, что вы сейчас увидели на полотне, — изображение вашей ежедневной работы, перенесённой на почти полтора века назад.
— Да, необычные чувства вызывает у меня картина! Ведь тогда, в конце 19-го века основы хирургической науки только зарождались. А что же за хирург проводит операцию? Вы сказали, Павлов... Это, вероятно, выдающийся военный врач и учёный, Евгений Васильевич Павлов. Мы изучали его труды в университете.
— Евгений Васильевич был большим другом Репина. Их многое объединяло. Например, то, что Павлов в свободное время писал маслом. Да и вообще любил живопись. А дочка Ильи Ефимовича Репина, Надежда, проходила у Павлова хирургическую практику.
— А известно ли, что за больница изображена на картине «Хирург Павлов в операционной»?
— Вероятнее всего, это хирургическая больница Александровской общины сестёр милосердия в Петербурге. Учреждение отличалось образцовым порядком и чистотой. Операционный зал был оснащён по последним требованиям медицины.
— Но требования тогда сильно отличались от современных, как мы видим... На персонале нет защитных масок, кто-то из сотрудников без головного убора... Кроме того, наркоз ещё только входил в медицинскую практику. Его использовали очень осторожно.
— Да, и это видно на картине. Пациент уже понемногу приходит в себя, но хирург продолжает манипуляции.
— Ох, трудно себе представить, каково было в те времена оказаться на операционном столе...
— Или возле операционного стола. Ведь ответственность на вас, врачах, огромная! Одно неверное движение...
— Именно поэтому, прежде чем войти в операционную, даже если предстоит простая операция по удалению аппендицита, я говорю: «Господи, помоги мне и управь всё к лучшему!» Ведь всё в Его руках.
— Эту замечательную мысль Репин отразил в своей работе. Посмотрите, он наполнил светом пространство операционной, она буквально сияет. Свет символизирует непостижимое пространство человеческой мысли как величайшего Божьего дара. Так художник выразил уважение к людям науки и к вашей профессии.
— Благодарю вас, Маргарита Константиновна, за интереснейшую беседу! Поправляйтесь поскорее!
— Спасибо, Николай Иванович. Надеюсь, вы когда-нибудь заглянете к нам в Третьяковскую галерею. Я с радостью покажу вам шедевр Ильи Репина «Хирург Павлов в операционной».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер