Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Труд врача — один из самых важных на земле. У Ильи Репина есть картина, воспевающая эту благородную профессию — «Хирург Павлов в операционном зале». На ней мы видим военного врача и учёного, Евгения Васильевича Павлова, который был другом художника.

— Так-с 10-я палата. Добрый день! Выздоравливающая госпожа Баталова, здравствуйте!
— Здравствуйте, доктор!
— Как ваше самочувствие, Маргарита Константиновна?
— Сегодня уже, слава Богу, я чувствую себя гораздо лучше, чем до операции. И за это спасибо вам, Николай Иванович.
— Ну вот и славно!
— Скажите, пожалуйста, а когда я смогу выйти на работу?
— Ну что вы, всего два дня прошло после операции, надо восстановиться... Минимум две недели, но посмотрим по состоянию. А кем вы работаете?
— Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Ну, думаю, ваши посетители смогут немного подождать вашего возвращения. Мои вот посетители, к сожалению, ждать чаще всего не могут... Такова особенность профессии хирурга.
— В Третьяковской галерее, доктор, есть картина, воспевающая вашу прекрасную профессию...
— Кто бы мог подумать! Любопытно, что это за картина...
— Ну вот, я как раз нашла её в интернете. Она называется «Хирург Павлов в операционном зале». Её написал художник Илья Репин в 1888 году.
— Позвольте-ка взглянуть... На картине просторная светлая операционная. Несколько врачей в белых халатах склонились над столом. Хирург в небольших круглых очках оперирует человека, к которому тянутся трубки видимо, с наркозом. Санитарки и медсёстры, стоящие рядом, сосредоточены, они внимательно следят за каждым движением хирурга, чтобы в нужную секунду выполнить его поручение.
— Вы улыбаетесь, доктор. Наверное, то, что вы сейчас увидели на полотне, — изображение вашей ежедневной работы, перенесённой на почти полтора века назад.
— Да, необычные чувства вызывает у меня картина! Ведь тогда, в конце 19-го века основы хирургической науки только зарождались. А что же за хирург проводит операцию? Вы сказали, Павлов... Это, вероятно, выдающийся военный врач и учёный, Евгений Васильевич Павлов. Мы изучали его труды в университете.
— Евгений Васильевич был большим другом Репина. Их многое объединяло. Например, то, что Павлов в свободное время писал маслом. Да и вообще любил живопись. А дочка Ильи Ефимовича Репина, Надежда, проходила у Павлова хирургическую практику.
— А известно ли, что за больница изображена на картине «Хирург Павлов в операционной»?
— Вероятнее всего, это хирургическая больница Александровской общины сестёр милосердия в Петербурге. Учреждение отличалось образцовым порядком и чистотой. Операционный зал был оснащён по последним требованиям медицины.
— Но требования тогда сильно отличались от современных, как мы видим... На персонале нет защитных масок, кто-то из сотрудников без головного убора... Кроме того, наркоз ещё только входил в медицинскую практику. Его использовали очень осторожно.
— Да, и это видно на картине. Пациент уже понемногу приходит в себя, но хирург продолжает манипуляции.
— Ох, трудно себе представить, каково было в те времена оказаться на операционном столе...
— Или возле операционного стола. Ведь ответственность на вас, врачах, огромная! Одно неверное движение...
— Именно поэтому, прежде чем войти в операционную, даже если предстоит простая операция по удалению аппендицита, я говорю: «Господи, помоги мне и управь всё к лучшему!» Ведь всё в Его руках.
— Эту замечательную мысль Репин отразил в своей работе. Посмотрите, он наполнил светом пространство операционной, она буквально сияет. Свет символизирует непостижимое пространство человеческой мысли как величайшего Божьего дара. Так художник выразил уважение к людям науки и к вашей профессии.
— Благодарю вас, Маргарита Константиновна, за интереснейшую беседу! Поправляйтесь поскорее!
— Спасибо, Николай Иванович. Надеюсь, вы когда-нибудь заглянете к нам в Третьяковскую галерею. Я с радостью покажу вам шедевр Ильи Репина «Хирург Павлов в операционной».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер