
Игорь Грабарь. «Московский двор в снегу» Холст, масло. 1930 г.
— Как же я люблю вот такую тихую, уютную Москву, как на картине Игоря Грабаря «Московский двор в снегу»! Трогают сердце старые дома с покатыми крышами, палисадники с низкой деревянной изгородью. Правда, Маргарита Константиновна?
— Правда, Наташа. И особенно приятно увидеть полотно с изображением московского дворика здесь, в Русском музее. Как бы ни был прекрасен Санкт-Петербург, мы, москвичи, скучаем по любимым уголкам столицы. И, наверное, каждый из нас помнит вот такой тихий вечер, когда свет медленно гаснет. В преддверии сумерек неброские оттенки домов становятся чуть ярче, и привычный городской пейзаж обретает особое очарование.
— Чтобы разглядеть такой облик столицы — скромный, но трогательный, нужно знать и любить город. Наверное, Грабарь родился и вырос в Москве?
— Нет, Игорь Эммануилович родом из Будапешта. По политическим причинам родители художника вынужденно переехали в Италию, затем во Францию, и, наконец, в Россию.
— А Игорю на момент возвращения в Россию сколько лет было?
— Девять. По приезду семья поселилась в Егорьевске Рязанской губернии. Игорь два года учился в провинциальной прогимназии, а потом поступил в московский императорский лицей.
— И тогда он впервые познакомился с Москвой?
— Да. Хотя едва ли это можно назвать полноценным знакомством — лицей был закрытым, расписание занятий насыщенным, порядки строгими. Мальчик почти не видел города. А после выпуска он стал студентом Санкт-Петербургской академии художеств. Москвичом Грабарь себя почувствовал гораздо позже.
— А когда?
— В Москве Игорь Эммануилович поселился в 1903 году. К тому времени это был уже зрелый человек с художественным академическим образованием и мировой известностью. Выставки Грабаря с большим успехом проходили не только на родине, но и в Риме, и в Париже.
— Значит, в жизнь Москвы Грабарь погрузился, уже будучи авторитетным художником?
— Да, и этот его авторитет сыграл особую роль в истории города.
— Как это?
— После революции 1917 года Грабарь взял на себя миссию охранять культурное наследие прошлых веков от расхищения и уничтожения. Игорь Эммануилович создал сеть реставрационных мастерских, благодаря которым уцелели многие шедевры древней иконописи. Он препятствовал продаже за границу особо ценных живописных полотен. И защищал от сноса архитектурные памятники старой Москвы.
— Наверное, отстаивать культурные ценности в то время было сродни донкихотству.
— Донкихотство, Наташа, подразумевает наивность и непрактичность, а Игорь Грабарь был вполне успешен в своем служении. Хотя оно требовало определённой жертвенности. Работа по охране памятников культуры по сути административная, чиновничья. Художник отдал ей несколько лет жизни, у него буквально не оставалось времени на творчество. Лишь в 1930 году, выйдя на пенсию, Игорь Эммануилович вернулся к живописи. Как раз тогда была написана картина «Московский двор в снегу».
— Всё, что вы сейчас рассказали, Маргарита Константиновна, заставило меня по-новому взглянуть на полотно Игоря Грабаря. Стала понятна та нежность, с которой художник написал утопающие в снегу особняки с серыми глазами окон. Он показал мир, который нуждался в его защите.
— Это верно. Картина «Московский двор в снегу» в Русском музее, — это образ родины, простой и понятный. Игорь Грабарь запечатлел родной уголок, который нужно уметь сохранить.
«Пасха. Светлая седмица». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в Пасхальное воскресенье, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Светлой седмицы, днях памяти Иверской иконы Богородицы, иконы «Живоносный источник», собора преподобных отцов, на горе Синай подвизавшихся.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Поможем купить лекарство для Лёши из Воронежа

Лёше Дукмасу из Воронежа 6 лет, и он по-детски радуется всяким житейским мелочам. Например, когда младший брат просыпается раньше и можно побольше с ним поиграть, или когда удаётся выбраться с папой на прогулку в лес. Также Лёше нравится что-нибудь чинить в доме папиными инструментами, ему важно быть полезным.
«У сына есть мечта — стать пожарным или полицейским. Для него они — настоящие супергерои, и он хочет быть таким же храбрым, помогая людям», — рассказывает папа.
В свои 6 лет Лёша уже по-своему храбрый. Полтора года он сражается с тяжёлым недугом. У него в крови не хватает клеток, которые отвечают за свёртывание крови. И это ставит жизнь мальчика под угрозу. А ещё лишает его любимых активных занятий — катания на самокате и велосипеде.
За это время Лёша прошёл сложное лечение: 32 таблетки в день и многочасовые капельницы. Но пока болезнь не отступила. Мальчик знает о своём диагнозе, запоминает результаты анализов и сам собирает вещи перед очередной поездкой в больницу. Он там уже освоился и нашёл друзей, играет с ними в настольные игры.
Сейчас Лёша находится дома, однако по-прежнему остаётся под наблюдением врачей. Чтобы снизить риск обострения болезни, ему назначили регулярные уколы. Препарат, который необходим мальчику — дорогостоящий, и семья не в силах полностью его оплатить, поэтому обратилась за помощью в фонд «ДоброСвет».
«Хочется верить, что однажды ему не придётся проходить лечение, и он сможет заниматься всем, что любит, без ограничений и даже стать пожарным», — делится папа.
Если вы хотите поддержать Лёшу Дукмаса из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преодоление сложностей в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями нового выпуска программы «Семейный час» стали настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о том, с какими сложностями, проблемами и испытаниями сталкиваются семьи в современном мире, об их преодолении, и как в этом может помочь опыт Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час