Однажды птицы летели на зимовку в Африку. В стае был молодняк, для которого этот перелёт стал первым в жизни. Молодые птицы волновались и постоянно задавали вопросы: «Интересно, а в Африке тепло? А есть ли в Африке реки? А леса? Идут ли в Африке дожди?» Вожак стаи сначала подробно отвечал на все вопросы. Но птицы не умолкали, и тогда он сказал: «Знаете, что? Главное — долететь до Африки, а там уже и беспокоиться будет не о чем!». Эту короткую историю можно найти в книге «Корни православия, рассказанные в историях и притчах для прибавления ума». По мнению автора, она иллюстрирует для современного читателя слова Христа из Евангелия от Матфея: «Ищите прежде Царствия Божия, и всё остальное приложится вам».
Книгу притч и кратких поучений о духовной жизни написал ныне живущий афонский иеромонах Симеон (Безкровный) И адресовал её всем неравнодушным, ищущим ответы на вечные вопросы — о предназначении человека в этом мире, о смысле посылаемых нам испытаний и страданий, о поиске Бога и встрече с Ним. Притча способна передать евангельскую мудрость просто и доступно, объясняет иеромонах Симеон выбранный им жанр повествования. Действительно, ведь сам Спаситель проповедовал народу через притчи. С помощью иносказательных примеров Господь не только учил о Божественном законе, но и показывал, как он воплощается в жизни.
Именно в таком духе иеромонах Симеон (Безкровный) и структурировал свою книгу «Корни православия, рассказанные в историях и притчах для прибавления ума». Перед каждой главкой он поместил отрывок из Священного писания — Евангелия, Апостольских посланий, Псалмов. По замыслу автора, цитаты должны служить своеобразным ключом к пониманию той или иной притчи. Так, например, старец Симеон приводит отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея: «Терпением вашим спасайте души ваши». А за ним следует притча о геологе, который отправился в экспедицию высоко в горы и никак не мог привыкнуть к низкому давлению и разрежённому воздуху. Ему было трудно дышать, появилась бессонница. Сослуживцы, давно работающие в горах, успокаивали его: «Потерпи, привыкнешь — и будет легче». Действительно, скоро геолог не только освоился с высокогорьем, но и полюбил его. С большой неохотой отправился он однажды с отчётом в городской офис. И когда начальство спросило его, как продвигается экспедиция и нашёл ли он что-нибудь в горах, геолог ответил: «Я обрёл терпение».
Хотелось бы отметить, что иеромонах Симеон (Безкровный), по образованию — филолог. Поэтому его притчи отличаются гармоничным языком повествования, и даже самые краткие из них изложены высоким художественным стилем. Читается книга легко и увлекательно. Однако, как предупреждает старец Симеон, он не ставил себе цель написать бестселлер. А, прежде всего, хотел наглядно показать читателям: вся наша жизнь подчиняется определённым духовным законам. Книга «Корни Православия» станет замечательным руководством к духовной жизни — главное, как советует автор, читать её не только умом, но и сердцем.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди мифов древней Греции можно найти легенду о царе Коринфа — Сизифе. Наказанный за гордость, Сизиф вынужден был вечно поднимать в гору огромный камень. И каждый раз камень неминуемо падал с вершины вниз. В итоге, несчастный царь обязан был постоянно начинать свой труд сначала — в этой тщетности и заключалось наказание. О том, как не превратить жизнь в «сизифов труд» рассуждает в отрывке из 15-й и 16-й глав первого послания к Коринфянам апостол Павел. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
В греческой культуре Сизиф стал символом бесцельного и бессмысленного существования. А выражение «сизифов труд» проникло в иные языки и культуры. Жители Коринфа (города, где когда-то правил легендарный Сизиф) в первом веке по Рождестве Христовом вели образ жизни, напоминавший своей бессмысленностью мифическое существование их древнего правителя. Коринф по всей Римской империи славился тем, что жители его проводили свои дни в распутных развлечениях. На улицах Коринфа человеку предлагались все дозволенные и недозволенные удовольствия. В особенности Коринф в те годы славился как город блудниц — всё из-за знаменитого языческого храма Афродиты, античной покровительницы распутной любви.
Тем не менее, именно Коринф принял в 52 году пришедшего с проповедью апостола Павла, послушал его и стал преображаться. В результате уже через полтора года в Коринфе было множество христиан, а сам город через несколько десятилетий потерял свою былую постыдную репутацию. Преодоление прежнего образа жизни далось коринфянам-христианам нелегко. Для укрепления коринфской общины апостолу Павлу пришлось не только ещё раз посетить город, но и направить коринфским христианам два послания. Отрывок из первого послания мы с вами и услышали сегодня.
Коринфские христиане, в особенности перешедшие из язычества, находились в постоянном искушении вернуться к прежней распутной жизни. Окружавшая их языческая культура убеждала их, что у человека нет бессмертной души, что жизнь человека заканчивается со смертью тела, а значит не нужно будет давать ответа за греховные поступки. Апостол Павел в своём послании прямо пишет коринфянам, что все люди в день Страшного суда воскреснут и дадут ответ за прожитую жизнь. А потому христианин призван внимательно следить за тем, как он живёт, и свидетельствовать о своей вере добрыми делами. В особенности, делами милосердия.
Апостол Павел знал, что наиболее распространённым среди коринфян был грех скупости. Коринфяне, христиане в том числе, активно занимались торговлей. Как известно, именно торговцы часто являются людьми прижимистыми. Чтобы избавить коринфских христиан от присущей им скупости Павел в своём послании призывал их жертвовать часть заработанного на нужды Иерусалимской церкви. Та находилась в бедственном состоянии из-за гонений язычников и иудеев. По замыслу апостола коринфские христиане должны были каждое воскресенье откладывать денег, кто сколько может, на дела милосердия, а затем отправлять собранные средства в Иерусалим. Таким образом, получалось, что коринфяне боролись и с собственным грехом, и помогали нуждавшимся.
Сегодняшний отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам может быть применим и к современной жизни. Французский философ Альбер Камю часто сравнивал жизнь человека с бесполезным существованием коринфского царя Сизифа. Якобы ничего кроме тщетности людям не суждено обрести. Однако апостол Павел предлагает иной путь — осмысленной и радостной жизни в любви к Богу и ближним. Её, эту новую жизнь, человек способен почувствовать, совершая дела милосердия, и, как пишет Павел, этот добрый «труд никогда не будет тщетен перед Господом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сохранить зрение Светлане Луганской, переводчице трудов св. Николая Сербского и не только
Светлана Алексеевна Луганская — известный переводчик сербской духовной литературы. Благодаря её стараниям некоторые произведения, вы можете услышать и в эфире Радио ВЕРА, например, «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского или книгу «Чётки святого Саввы» Милана Милетича.
Сербский язык Светлана Алексеевна полюбила ещё в детстве. Её папа в связи с работой много ездил по миру и привозил из командировок разные детские книги и словари. «Я их старалась читать, изучать. Особенно тёплое чувство у меня возникало при чтении сербских книжек», — вспоминает Светлана. Повзрослев, она окончила университет и связала жизнь с изучением сербского языка, полюбившегося ей с детства. В качестве московского корреспондента она работала на радио Черногорско-Приморской митрополии, занималась переводом книг, фильмов и статей.
С 2005 года Светлана Алексеевна борется с онкологическим заболеванием. На фоне тяжёлого лечения женщина начала стремительно терять зрение. Некоторое время назад ей провели операцию, которая улучшила ситуацию, и Светлана Алексеевна понемногу продолжала работать над переводами. Но сейчас зрение снова оказалось под угрозой, в связи с чем женщине необходима срочная помощь специалистов.
Собрать средства на дорогостоящее лечение Светлане помогает благотворительный фонд «Мои друзья». Если вы хотите стать участником большого доброго дела и поддержать Светлану Алексеевну Луганскую, переходите на сайт: https://my-friends.ru/
Также помогать фонду и его подопечным можно через короткий номер. Отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст». Игумен Дионисий (Шлёнов)
У нас в гостях был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о служении и богословских трудах святителя Иоанна Златоуста, о том, как он повлиял на историю Церкви и как его наставления, написанные в четвертом веке, могут быть применимы в современной жизни.
Все выпуски программы Светлый вечер