
Фото: Dmitriy Ignatenko / Unsplash
Город Иркутск был основан в середине семнадцатого века, а в 1727 году стал центром православной епархии. Возглавил её епископ Иннокентий (Кульчицкий). Дворянин по происхождению, он окончил Киевскую духовную академию, в молодые годы принял монашеский постриг. В сорок лет стал архипастырем и вскоре получил назначение в Сибирь. Это был суровый край, населённый языческими народами. Именно о них, коренных жителях севера, заботился в первую очередь владыка. Он открыл школу, где обучение велось не только на русском, но и на монгольском языке, распространённом среди местных жителей. Преподаватели — русские монахи-миссионеры, жили впроголодь. Епископ Иннокентий наравне со всеми ловил рыбу, чтобы прокормиться, шил одежду и обувь. Он часто объезжал свою епархию с проповедями, невзирая на суровый климат. Вдохновлённые владыкой, язычники принимали крещение целыми селениями. Новообращённые христиане горько плакали, когда архипастырь умер в 1731 году. Через тридцать три года мощи святителя Иннокентия обрели нетленными. Сейчас они хранятся в Знаменском монастыре Иркутска.
Радио ВЕРА в Иркутске можно слушать на частоте 88,5 FM
«Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
В этом выпуске «Клуба частных мнений» настоятель храма Рождества Богородицы в селе Поярково священник Александр Насибулин, руководитель молодежного миссионерского проекта «Orthodox House» Павел Чухланцев и журналист Илья Муромский размышляли о том, что такое дружба, в чем она может выражаться, что о дружбе нам известно из Священного Писания, насколько общая вера и схожее мировоззрение могут влиять на развитие дружеских взаимоотношений, а также насколько важно быть друзьями супругам.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Дружба. Что известно о ней из Священного Писания?». Священник Александр Насибулин, Павел Чухланцев, Илья Муромский
- «Как обрести спутника жизни?». Священник Стахий Колотвин, Андрей Кормухин, Елена Смаглюк
- «Как давать милостыню?» Священник Андрей Дорохин, Виталий Сурвилло, Виталий Заболотный
Проект реализуется при поддержке VK
О камушках и молитве. Яна Юревич

Оказавшись на берегу реки или моря, я люблю медленно прогуливаться, останавливаться и перебирать камни, во множестве лежащие под ногами. Они совсем простые, но мне нравятся. Однотонные или с цветными прожилками. Маленькие и побольше. В общем, разные. Но есть то, что их объединяет. Все они гладкие, округлые. Над каждым их этих камушков поработала вода. Это она сточила все углы, все неровности.
Так, в очередной раз разглядывая их, я подумала о молитве. Ведь она воздействует на сердце человеческое, как вода на камни, — стачивает все уголки, все торчащие колючки нашего сердца. И это касается не только молитвы, в которой мы благодарим Господа или просим о чем-то для себя. Сила молитвы проявляется в моменты, когда мы молимся о других людях. О разных людях. И о тех, кто нам дорог, кого мы любим, и о тех, кто по каким-то причинам может доставлять нам неудобства, расстраивать, обижать, злить. Особенно стоит молиться о таких людях.
Молитва о тех, кого мы любим не так уж и сложна, она не требует особых усилий, сердце наше уже открыто к ним. Но вот искренне помолиться за того, кто тебя обидел, намеренно причинил зло — это сродни подвигу. И такого подвига, на мой взгляд, ждет от нас Господь. Наградой же будет смягчение сердца и внутренний покой. Такой покой, которого не достигнуть ничем, кроме прощения. А прощение и приходит через молитву.
И я чувствую, что молитва воздействует на сердце молящегося человека не как долото или зубило, не откалывает неровности нашего сердца. А именно, как вода, живая вода, — мягко и, порой, неуловимо, меняет сердце человека, сглаживая его. Молитва слой за слоем снимает жесткость, черствость, давая возможность по-новому увидеть каждого человека, который встретится на жизненном пути.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
9 февраля. О молитвах за ушедших в вечность

Сегодня 9 февраля. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
О молитвах за ушедших в вечность — протоиерей Игорь Филяновский.
Церковь молится за умерших, потому что она едина. И в ней нет разделения на живых и мертвых, ведь для Бога все живы. Церковное поминовение — это не просто дань нашей памяти умершим людям. Посредством молитвы мы продолжаем оставаться с ними в живых отношениях любви, о которой нам заповедал Господь. Умершие нуждаются в наших молитвах, ведь после смерти они уже не могут каяться и творить добрые дела. Поэтому важной и действенной помощью для ушедших в вечность становятся наши молитвы и милостыня во имя усопших.
Традиционно первые сорок дней после смерти являются важным временем для души христианина. Третий, девятый и сороковой день после смерти являются особыми днями для нашего поминовения усопших. Существует множество способов молитвы за усопших. Можно подать записку на проскомидию для поминовения на литургии, заказать панихиду или краткую литию. Можно самим помолиться дома. Как советовал святитель Феофан Затворник: «Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об умерших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным».
Все выпуски программы Актуальная тема