
В библейской книге Бытия можно прочитать о том, как Господь, сотворив человека, отдал ему в подчинение природу и животных. Поэтому тот, кто любит Бога, любит и Его творение. Недаром святые люди во все времена с любовью и состраданием относились к братьям нашим меньшим. В Притчах Соломоновых говорится: «Праведный печётся и о жизни скота своего».
Преподобный Силуан Афонский наставлял: «Дух Божий учит душу любить всё живое». О зверях, упомянутых в Священном писании и житиях подвижников рассказывает книга священника Константина Буфеева «Животные рядом со святыми». Предисловие к изданию написал главный редактор издательства Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Алипий (Кастальский). Он называет отношение человека к животным своеобразным отражением состояния души. Книга, по его мнению, должна напомнить читателям: милость к братьям нашим меньшим необходима нам, чтобы оставаться людьми.
В сборнике мы найдём множество примеров того, как звери взаимодействовали со святыми. Составитель, священник Константин Буфеев, приводит цитаты из житий. Узнаем, например, что порой животные вместе с мучениками принимали смерть за Христа. Так, в житии великомученика Пантелеимона рассказывается, как святой отказался принести жертву языческим богам, и за это его бросили на съедение диким зверя́м. Но животные не растерзали святого, а... кротко прижались к его ногам. Пантелеимон гладил зверей, и каждый из них хотел, чтобы рука мученика коснулась его. При виде такого чуда, собравшийся народ воскликнул: «Велик Бог христианский!» Тогда языческий царь в гневе приказал казнить всех, уверовавших во Христа, и убить животных. А мученик воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но звери умирают за Тебя!»
Бывало, животные постились вместе со святыми. Одно из самых древних таких свидетельств содержится в ветхозаветной книге пророка Ионы. Когда пророк сообщил жителям столицы ассирийского государства Ниневии о том, что город ждёт разрушение и истребление, царь возложил пост на всех его жителей — от человека до зверя: Вот как об этом говорится в Писании: «Чтобы ни люди, ни скот, ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и крепко вопияли к Богу».
Разумеется, святые проявляли к животным жалость и милосердие. Спасали от охотников, лечили. Рассказы об этом тоже есть в книге Константина Буфеева «Животные рядом со святыми». Многим, наверное, известна история преподобного Герасима Иорданского. Старец жил в пустыне, и однажды встретил израненного льва. Святой выходил его, и грозный царь зверей стал служить старцу. После кончины Герасима лев постоянно приходил к нему на могилу. А когда животное умерло, его похоронили рядом. На иконах преподобного Герасима Иорданского принято изображать рядом со львом.
Бережное отношение ко всей живой твари, бесспорно, является добродетелью, — подчёркивает составитель сборника Константин Буфеев. Однако при этом напоминает, что привязанность к животным ни в коем случае не должна затмевать Бога. Примеры именно такой, наполненной Богом любви и заботы о братьях наших меньших, ждут нас на страницах книги «Животные рядом со святыми».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»
- «Рождественская книга ангелов»
- Протоиерей Павел Карташёв. «Что нам в жизни светит…»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.