
Протоиерей Олег Врона, настоятель храма Николая Чудотворца в столице Эстонии Таллине, четыре года служил диаконом в Пюхтицкой Успенской обители — монастыре Русской Православной Церкви на северо-востоке Эстонии. «Пюхтицы» с эстонского переводится как «святое место». Воспоминаниями об атмосфере и людях дорогого его сердцу Пюхтицкого монастыря, протоиерей Олег Врона делится с читателями на страницах книги «Мои Пюхтицы и приходские рассказы».
Первая встреча батюшки с Пюхтицами произошла в 1978-м году. Отец Олег рассказывает, как на первой седмице Великого Поста, поздним вечером, он впервые вошёл в ворота Пюхтицкой обители. Надвратная монастырская башня была красиво подсвечена и выглядела таинственно; а за ней в полумраке виднелись мощные купола Успенского собора и монастырские строения. Автор переступил порог обители 23-летним парнем. И именно в её стенах стал сначала диаконом, а потом и священником. О самом себе отец Олег в книге рассказывает немного. Его внимание сосредоточено на тех, с кем в Пюхтицах ему посчастливилось бок о бок служить Господу.
Этих непридуманных персонажей, благодаря лёгкому и яркому литературному слогу батюшки, мы видим словно воочию. Вот, например, послушница Мария — управляющая монастырской гостиницей. Она стала первой, с кем отцу Олегу довелось пообщаться в монастыре. Позже он узнал её историю. Когда-то Мария жила в небольшом селе. И с юных лет хотела посвятить себя Богу. Однако родители были против, а ослушаться их Мария не могла. Когда отец и мать скончались, к Марии посватался жених. И всё у молодых людей начало складываться. Но парня призвали в армию. Мария, ожидая его возвращения, стала помогать бедным и больным. Однажды мать жениха не выдержала и написала сыну в армию: мол, Маша твоя собирает у себя дома нищих. И парень передумал жениться на Маше. Так Господь открыл ей путь в обитель, и Мария осуществила то, к чему всегда лежала её душа — стала монахиней.
Ещё об одной Марии из Пюхтицкой обители узнаем мы из книги протоиерея Олег Вроны «Мои Пюхтицы и приходские рассказы» — о первой схимонахине, которую батюшке, а тогда ещё — молодому человеку по имени Олег — довелось увидеть. В детстве будущая схимница чуть не потеряла ногу из-за опасного заболевания. Врачи ничем не могли помочь девочке. И тогда родители обратились к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он помолился, благословил ребёнка, и сказал, что девочка поправится, но всю жизнь будет немного хромать. Так оно и произошло. Автор признаётся, что, узнав эту историю пожилой схимонахини Марии, с тех пор всегда смотрел на её прихрамывающую походку как на чудо.
На страницах книги отец Олег делится тёплыми воспоминаниями о своих встречах с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), широко почитаемым старцем ХХ века и митрополитом Алексием — будущим Патриархом Алексием Вторым. Рассказывает о паломничествах на Валаам и остров Залит к старцу Николаю Гурьянову. А читатели, в свою очередь, совершат мысленное паломничество в Пюхтицкий монастырь и познакомятся с его обитателями на страницах книги протоиерея Олега Вроны «Мои Пюхтицы и приходские рассказы».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»
- Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»
- Иван Чарота. «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О творчестве Саврасова

Сегодня 24 мая. В этот день в 1830 году родился художник Алексей Саврасов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Алексея Кондратьевича Саврасова назвали певцом русского пейзажа. Его первые картины еще связаны с традициями академической школы: «Вид Москвы с Воробьевых гор», «Вид Кремля в ненастную погоду». Но уже в этих полотнах можно увидеть ростки будущих шедевров художника.
Наряду с Шишкиным, Васильевым, Куинджи и Поленовым Саврасов стал создателем школы национальной пейзажной живописи второй половины XIX века. Но, пожалуй, именно Саврасов проявил себя как самый глубокий пейзажист, открывший поэтическую красоту в обыденном. На его полотнах нет романтических горных хребтов или таинственного сказочного леса, красивых усадеб или цветущих садов, а есть талый снег, раскисшие весенние дороги, лирика холодной осени или короткого зимнего дня, Лосиный остров в Сокольниках, сельский вид, Волга под Юрьевцем и, конечно, знаменитая картина «Грачи прилетели», которая стала одним из символов русского искусства второй половины XIX века.
Последние годы жизни живописца были трагичны. Алексей Кондратьевич скончался в 1897 году в больнице для малоимущих на Хитровке. Благодаря усилиям друзей живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
После кончины Саврасова его ученик Исаак Левитан написал: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О Евангелии как нравственном основании культуры славян

Сегодня 24 мая. День славянской письменности и культуры.
О Евангелии как нравственном основании культуры славян — протоиерей Василий Гелеван.
Наследие святых Кирилла и Мефодия в своеобразной культурной прививке славянских народов евангельским семенем. Задача учителей славянских состояла в христианизации языческих племён.
Первыми переводами, вышедшими из-под пера создателей славянской письменности, стали Жития святых Евстафия Плакиды и Алексия Человека Божьего. Жития и сегодня читаются на одном дыхании, но дело даже не в качестве перевода, а в нравственном назидании житий. Сами равноапостольные братья придавали письменному слову дидактическое значение.
Это сегодня эфир вокруг нас заполняет в основном развлекательный контент, а в самом начале славянской письменности слово было священно. Благодаря тому, что у истоков русского слова стояли святые братья, наша речь сегодня изобилует евангельскими образами. Она наполнена нравственной чистотой и пронизана святостью слова.
Все выпуски программы Актуальная тема