«И снова утро» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«И снова утро»

И снова утро
Поделиться Поделиться

«И снова утро», студия Ленфильм, режиссёр Геннадий Казанский

— Олег Васильевич, умоляю вас, говорите правду. Только правду.

— Я ничего не скрываю от вас. Жизнь Алексея Михайловича вне опасности. Но... он лишился ног. Я вынужден был сделать ампутацию.

— Боже мой...

С Алексеем Михайловичем Северцевым случилась беда. Он спас из-под колёс поезда маленькую девочку, но пострадал сам: ему перерезало ноги. Мужчина остался жив, однако ампутация обеих ног оказалась для него едва ли не хуже смерти. Ведь Северцев был хирургом. Профессором медицины, уникальным молодым специалистом. В клинику небольшого провинциального городка, где он оперировал, съезжались пациенты со всей страны. Но теперь, без ног, он больше не сможет стоять у операционного стола. Без любимого дела жизнь потеряла смысл. Профессор Северцев — герой художественного фильма «И снова утро», фрагмент из которого прозвучал в начале нашей программы.

У этой картины, снятой в 1960-м году на «Ленфильме» режиссёром Геннадием Казанским, был непростой путь на экран. Чиновники Госкино ожидали увидеть популярную в те годы так называемую «производственную драму» — то есть, фильм о трудовых достижениях. Их насторожила сосредоточенность режиссёра на внутренних, моральных и духовных проблемах и переживаниях героев. Поэтому лента прошла в прокате «вторым экраном» — то есть, без премьеры и не в самых крупных кинотеатрах. Вот почему даже сегодня о фильме «И снова утро» слышали, пожалуй, не многие. Между тем, это картина, которую стоит посмотреть. Она — об удивительной силе любви.

Но вернёмся к главному герою фильма. Профессор Северцев лишён возможности оперировать. Кажется, вся жизнь рухнула. А ведь ещё совсем недавно она казалась такой прекрасной. Алексей Михайлович встретил любовь — журналистку Елену Сергеевну Рябинину из Москвы. Ещё до несчастного случая она несколько раз приезжала к Северцеву в клинику, чтобы взять у него интервью. Деловое знакомство переросло в большое чувство. Но теперь Алексей закрылся даже от Елены. Он уверен, что девушка не захочет связать жизнь с калекой. И хотя невеста убеждает его, что останется рядом, Северцев не хочет принять её жертву. Он гонит и своих коллег, которые приходят, чтобы поддержать профессора. С одной стороны гордыня, с другой — тяжёлое уныние разъедают душу Алексея. Он мучается и не знает, как жить дальше.

Любящие его люди — невеста Елена и сестра Анна — понимают, что нужно во что бы то ни стало выдернуть Северцева из этого состояния. Анна окружает брата заботой. Следит за тем, чтобы ничего его не тревожило. Даже скрывает от Алексея письма, которые приходят ему со всех концов страны. Пациенты пишут, что Северцев — их единственная надежда. А в клинике ждёт сложной операции маленький мальчик по имени Петя — Северцев обещал, что обязательно его вылечит. Именно поэтому Елена, в отличие от Анны, уверена: совсем не покой нужен её жениху. И однажды девушка не выдерживает. В фильме есть эпизод, когда невеста приходит к Алексею и говорит ему то, что он вряд ли ожидал, но очень хотел услышать:

— А что ты можешь ответить на просьбы людей? Что ты болен? Что ты занят собой и своими горестями? Но ведь пока ты не начнёшь думать о других, ты не сможешь забыть о себе. Ты ведь это знаешь, Алёша.

Думать о других — этой мыслью пронизана картина Геннадия Казанского «И снова утро». О том, каким образом эта замечательная формула воплотилась в жизни героев фильма и какие плоды принесла, мы узнаем, посмотрев ничуть не устаревшую за годы картину. Кстати, в ней снялись замечательные актёры. Профессора Северцева сыграл Владимир Самойлов, его невесту, журналистку Елену Рябинину — актриса Кюнна Игнатова. А сценарий для фильма написал... врач! Известный советский учёный, доктор медицинских наук Георгий Беленький. Интересно, что в характер и личность главного героя он вложил черты своего наставника — выдающегося русского хирурга Николая Богораза. Доктор лишился обеих ног, но продолжал оперировать, стоя на протезах, и вдохновлял больных собственным примером.

Фильм Геннадия Казанского «И снова утро» тоже вдохновляет — быть чуткими к чужой беде и не падать духом, если она вдруг приключилась с тобой. Один из героев картины справедливо заметил: как бы темна ни была ночь, обязательно наступит утро.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем