Притча о страшном суде — ее называют притчей, хотя можно было бы назвать пророчеством — неизбежно поражает читателя в самое сердце. С одной стороны нас поражает нравственная правда и красота — да, мы знаем, всегда знали, что отзываться на чужую нужду, как мы бы хотели, чтобы другие отозвались на нашу, должно и правильно. Мы знаем, что те, кто приходят на помощь страдающим ближним — благословенны; мы смотрим на них с несколько отстраненным восхищением. Мы знаем, что люди жестокосердные, которым нет дела до чужих страданий, прокляты — нас самих может возмущать чье-то пренебрежение к чужому горю. В сердце своем мы знаем, что это — справедливо. Это правильно, что милосердных людей примут, а жестоких отвергнут — мы внутренне с этим согласны. Пока речь не заходит о нас.
Все эти страждущие... их много, и многие из них — довольно неприятные типы. Да и я не миллиардер, а человек довольно скромного достатка, и мало чем могу поделиться. А среди людей, которые называют себя благотворителями, и призывают жертвовать им на благие дела, бывают мошенники... И как-то неприятно становится от этой притчи — ну да, я не одеваю нагих и не кормлю голодных, и вообще, отстаньте от меня... Наверное, они сами виноваты, и вообще вот есть миллиардеры — они пусть и помогают. Вообще интернет доносит до нас такое море человеческого горя и нужды, что мы тут ничего не можем поделать... так что зачем и браться...
Но эта притча возвещается нам не в осуждение — а в спасение. Господь, как врач, ставит диагноз, чтобы предписать лечение. Наши сердца окаменели; в них есть место для страха (а не обделю ли я себя?) для ненависти (они наверняка сами виноваты!), для обвинения других (вот у них больше возможностей, вот путь они и помогают!), но не для доверия, любви и милости. И вот Бог хочет дать нам новые сердца.
Бог может и хочет сделать нас благословенными — людьми с живыми, а не каменными сердцами. Время поста — это возможность начать понемногу оказывать милость. Все изменения начинаются с малого; человек, тело которого ослабло от долгой неподвижности и переедания, не станет атлетом за два дня. Но он может начать с того, что, в нынешнем состоянии ему доступно.
Так и человек, сердце которого не привыкло благотворить (а у кого привыкло?) может начинать с малого — может даже с ничтожного, с суммы, которую он готов выложить за чашку кофе, много, за шоколадку. Найти людей, которые действительно помогают нуждающимся — в приходе, в благотворительном фонде, определиться с кем-то, кто известен как люди честные, действительно употребляющие средства по назначению, и начать им жертвовать. Поначалу — ничтожную сумму, которую можно оторвать безболезненно, но делать это регулярно, как человек, ослабевший от долгой неподвижности, совершает какие-то легкие упражнения. Благодать Божия, которая всегда ищет спасти человека, подхватит это малое, чтобы начать менять наше сердце изнутри, и превращать нас в тех благословенных, которые унаследуют Царство, уготованное им от сложения мира.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема