
Подготовка к Рождеству Христову в церковном богослужебном круге начинается задолго до самого Праздника. 3 декабря во время вечерней службы праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, исполняются рождественские ирмосы: особые припевы, прославляющие Рождество Христово. Они будто связывают два события: Введение Богородицы во храм и будущую миссию Пречистой Девы — Рождение Спасителя.
Цикл Рождественских ирмосов состоит из восьми припевов. Каждый из них предваряет одну из восьми песен канона — особого церковного песнопения, состоящего из нескольких песней и исполняемого на каждом вечернем богослужении. В каноне, посвящённом Празднику Рождества Христова, нет второго ирмоса, как нет в нём и второй песни. Потому что в соответствии с богослужебным уставом вторая песнь любого канона носит особый покаянный характер и исполняется только во время Великого поста. Тексты ирмосов, как и текст самого Рождественского канона, в восьмом веке сочинил византийский церковный поэт, преподобный Косма Маюмский.
Давайте попробуем разобраться, о чём эти песнопения, и послушаем их в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первый ирмос в переводе с церковнославянского на русский язык звучит так: «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Пой Господу вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».
Давайте послушаем его на церковнославянском языке:
За первым следует сразу третий ирмос. Его можно перевести так: «Прежде веков от Отца нетленно рождённому Сыну, и в последние времена бессеменно воплощённому от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»
Послушаем, как он звучит:
Четвертый ирмос говорит о том, что Христос родился от Девы; Всехвальный Господь воплотился от безмужней.
Вот как он звучит на церковнославянском языке:
Пятый ирмос говорит о том, что Господь-Отец послал на землю Ангела, то есть Спасителя, дарующего мир. И призывает к тому, чтобы мы стремились к богопознанию и молитвам, восхваляли Бога.
Давайте послушаем пятый ирмос:
Текст шестого ирмоса довольно необычный. Он отсылает нас к ветхозаветной притче о пророке Ионе, который чудесным образом освободился из чрева кита. Подобно этому чуду, Бог, вселившись в Деву и приняв плоть, появился на свет, сохранив неповреждённым Её девство.
Послушаем, как звучит шестой ирмос:
Тексты седьмого и восьмого ирмосов обращаются к образам трёх еврейских юношей — Анании, Азарии и Мисаила. Они своей непреклонной верой в Бога сохранились невредимыми в пламени раскалённой печи, где их должны были казнить за непоклонение языческому идолу. Автор текста ирмосов прославляет Бога, чудесно сохранившего Деву Марию, благодаря Её чистоте, от опаления огнём божественной природы Её Сына так же, как прежде сохранил трёх юношей в бушующем огне.
Вот как звучат седьмой и восьмой ирмосы на церковнославянском языке:
Наконец, в девятом ирмосе песнописец восхищается созерцанием чудесного таинства — явления Неба на земле при рождении Спасителя. По-русски он звучит так: «Вижу неслыханное и невероятное таинство: пещера стала Небом; Дева — херувимским Престолом Бога; ясли — вместилищем, в котором возлежит невместимый Бог-Христос, Которого мы величаем, воспевая в гимнах».
Давайте послушаем 9-й ирмос в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер