Подготовка к Рождеству Христову в церковном богослужебном круге начинается задолго до самого Праздника. 3 декабря во время вечерней службы праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, исполняются рождественские ирмосы: особые припевы, прославляющие Рождество Христово. Они будто связывают два события: Введение Богородицы во храм и будущую миссию Пречистой Девы — Рождение Спасителя.
Цикл Рождественских ирмосов состоит из восьми припевов. Каждый из них предваряет одну из восьми песен канона — особого церковного песнопения, состоящего из нескольких песней и исполняемого на каждом вечернем богослужении. В каноне, посвящённом Празднику Рождества Христова, нет второго ирмоса, как нет в нём и второй песни. Потому что в соответствии с богослужебным уставом вторая песнь любого канона носит особый покаянный характер и исполняется только во время Великого поста. Тексты ирмосов, как и текст самого Рождественского канона, в восьмом веке сочинил византийский церковный поэт, преподобный Косма Маюмский.
Давайте попробуем разобраться, о чём эти песнопения, и послушаем их в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первый ирмос в переводе с церковнославянского на русский язык звучит так: «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Пой Господу вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».
Давайте послушаем его на церковнославянском языке:
За первым следует сразу третий ирмос. Его можно перевести так: «Прежде веков от Отца нетленно рождённому Сыну, и в последние времена бессеменно воплощённому от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»
Послушаем, как он звучит:
Четвертый ирмос говорит о том, что Христос родился от Девы; Всехвальный Господь воплотился от безмужней.
Вот как он звучит на церковнославянском языке:
Пятый ирмос говорит о том, что Господь-Отец послал на землю Ангела, то есть Спасителя, дарующего мир. И призывает к тому, чтобы мы стремились к богопознанию и молитвам, восхваляли Бога.
Давайте послушаем пятый ирмос:
Текст шестого ирмоса довольно необычный. Он отсылает нас к ветхозаветной притче о пророке Ионе, который чудесным образом освободился из чрева кита. Подобно этому чуду, Бог, вселившись в Деву и приняв плоть, появился на свет, сохранив неповреждённым Её девство.
Послушаем, как звучит шестой ирмос:
Тексты седьмого и восьмого ирмосов обращаются к образам трёх еврейских юношей — Анании, Азарии и Мисаила. Они своей непреклонной верой в Бога сохранились невредимыми в пламени раскалённой печи, где их должны были казнить за непоклонение языческому идолу. Автор текста ирмосов прославляет Бога, чудесно сохранившего Деву Марию, благодаря Её чистоте, от опаления огнём божественной природы Её Сына так же, как прежде сохранил трёх юношей в бушующем огне.
Вот как звучат седьмой и восьмой ирмосы на церковнославянском языке:
Наконец, в девятом ирмосе песнописец восхищается созерцанием чудесного таинства — явления Неба на земле при рождении Спасителя. По-русски он звучит так: «Вижу неслыханное и невероятное таинство: пещера стала Небом; Дева — херувимским Престолом Бога; ясли — вместилищем, в котором возлежит невместимый Бог-Христос, Которого мы величаем, воспевая в гимнах».
Давайте послушаем 9-й ирмос в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







