«Христианин в современном обществе». Александр Гусаковский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Христианин в современном обществе». Александр Гусаковский

* Поделиться

У нас в гостях был представитель Ивановской области в Совете Федерации в Верхней Палате Парламента, сенатор, основатель Палехских художественных мастерских Александр Гусаковский.

Мы говорили с нашим гостем о том, как могут быть связаны бизнес, политика и вера, а также о том, как увлечение палехским искусством переросло для него в создание собственных мастерских, где возрождаются дореволюционные иконописные традиции.

Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева


о. Игорь

- Добрый вечер, дорогие друзья! «Вечер воскресенья на радио «Вера», как всегда в это время в студии у микрофона моя коллега Кира Лаврентьева.

К. Лаврентьева

- Добрый вечер.

о. Игорь

- Я диакон Игорь Цуканов, и как обычно по воскресеньям, мы разговариваем с нашими гостями на тему «Христианин в современном обществе». Вот сегодня у нас такой очень интересный гость Александр Владиславович Гусаковский, член Совета Федерации, представитель Ивановской области в Верхней Палате нашего Российского Парламента, также основатель Палехских художественных мастерских. Вот в 2007 году, если я правильно понимаю, эти мастерские были основаны. С тех пор, как Александр Владиславович «ушел в политику», будем так говорить, ему пришлось, конечно, отойти от этого дела, хотя вот он говорит, что он, в общем, остается куратором до сих пор, и нельзя сказать, что он бросил это дело. Александр Владиславович, добрый вечер.

А. Гусаковский

- Добрый вечер, дорогие друзья. Рад вас видеть.

о. Игорь

- И мы вас очень рады приветствовать в студии радио «Вера». Ну, наверное, первое, что я хотел вас спросить: вот родились вы в городе Ижевск, учились в городе Санкт- Петербурге, в Ленинградском институте киноинженеров это тогда называлось, а сейчас это Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, а вот дело вашей жизни, можно так сказать, наверное, оно связано с Ивановской областью, с Палехом – как это все получилось, вот эти все переезды, можете рассказать?

А. Гусаковский

- Вы знаете, расскажу с удовольствием, с большим. Меня с детства, с самого юного возраста влекло какое-то творчество, то есть я увлекался фотографией, на основе этого серьезного увлечения я думал, куда же поступить, выбор мой пал на Ленинградский институт киноинженеров, то есть это было что-то для меня такое творческое, связанное с кино. Выяснилось, что в процессе, тогда информация была не так развита, как сейчас, что мы заранее можем в интернете прочитать, какой институт, какие факультеты, какое образование, на что надеяться и мне казалось, что это очень здорово, но я никогда не пожалел о том, что я поехал именно в этот институт, я поступил, это оказался технический вуз, то есть я получил образование классического инженера. Вот, собственно, эти пять лет – это, может быть, были «мои такие университеты», то есть в хорошем смысле прекрасные студенческие годы, когда я впитывал мировую культуру, я ходил в Эрмитаж, в Русский музей, мне очень нравилась и нравится музыка, я посещал там ленинградский джаз-клуб, было много интересных встреч. У нас сам по себе институт был очень такой творческими людьми насыщенный, потому что был такой факультет звукорежиссеров, звукооператоров, и там очень много было интересных гостей, даже у нас в институте, мы в такой определенной тоже творческой лаборатории варились, и вот так, в общем-то, я рос. Но, естественно, тогда у меня никакого понимания, потому что мы выросли в советское время, никакого не было ни понимания православной культуры, я был такой обычный советский пионер, комсомолец, студент, но меня с детства как-то влекли именно все вопросы, связанные с творчеством. Ну и, соответственно, учиться пришлось тому, чему я учился, я считаю, что было интересно, мы получили качественные знания. Но так получилось, что в 92-м году, когда я завершил институт, это как раз было у нас в России переломное время, вот эти сложные 90-е года, когда мы не знали, что происходит, не понимали. Вот мы с супругой моей Натальей говорили недавно об этом времени как раз, какие мы вообще страшные времена переживали, что могло быть, куда могло качнуть Россию, и то, что сейчас происходит, все это взаимосвязано очень. И в 92-м году я уже был женатым человеком, я еще студентом женился и считаю, что это Божий промысл, я об этом много раз думал и в этом убежден, то есть до того, как стать студентом, я встретил свою будущую жену также в городе Ижевске, и она уехала и поступила в Палех, для меня это было незнакомое, абсолютно неизведанное слово, географическое место и, соответственно, искусство, хотя на тот момент оно было очень известно во всем мире и узкому кругу всех специалистов, музейных работников, реставраторов.

К. Лаврентьева

- А она художник?

А. Гусаковский

- Да, она художник, причем она, получается, в третьем поколении художник, и младшая моя дочь в четвертом поколении художник, она тоже закончила Палехское художественное училище, она отдает себя сейчас образованию детей, то есть параллельно работает иконописцем, еще взяла сама, самостоятельно набрала свою изо-студию, где малыши, и она прививает им тоже творческий взгляд и отношение к жизни. Будучи студентом, я ездил уже к своей девушке, и Палех, знаете, он меня как-то поразил, то есть Питер, он шумный, творческий, джаз-клуб, метро там, спорт, такая насыщенная жизнь. В Палех приезжаешь, меня поражало: каждый раз ты приезжаешь, и такая на тебя обрушивается в буквальном смысле какая-то тишина такая божественная, но она не пугающая, вот первое впечатление. И, соответственно, приезжая в гости к своей любимой девушке, я познакомился с ее курсом, познакомился с студентами- художниками, и уже к завершению ее курса художественного, тоже там пять лет в Палехском училище учились, стал, ну, как ребята говорили, однокурсники, одногруппники, что я уже как член их группы и их курса, то есть вот настолько, ну, я не мог, я при каждой свободной минуте ехал в Палех, то есть таким образом, через любовь к своей девушке, я полюбил Палех. И уже когда мы закончили институт, у нас такое было безвременье: ни распределения, никаких командировок, то есть вот мы сами себе предоставлены, я не стал оставаться в Питере, не поехал на родину в Ижевск, и принял решение, я уже был женатым, жена была со мной, она меня поддержала, причем она всегда считала, что я куда-то пойду развиваться там, в Москву, в Петербург, но она за мной, то есть никогда она не влияла так, каким-то образом, это было мое решение, и я принял решение: поедем в Палех, возьмем землю (мы причем взяли землю под строительство жилого дома прямо в поле) и построим свой дом, что впоследствии и сделали, а взяли в поле, потому что это было бесплатно, а мы были бедные студенты без денег. Вот таким образом, если кратко, через вот такой путь я оказался в Палехе.

о. Игорь

- Ну, вот одно дело – приехать куда-то, в Палех, например, приехать к своей невесте, вот ради нее, а другое дело – все-таки заняться вот этим искусством, как-то увлечься этой живописью, это все-таки, ну, не то, чтобы логически одно следует из другого, вот то, что все-таки вы связали в итоге свою жизнь именно с этим промыслом палехским, ну, это, видимо, потому что вам действительно очень понравилось то, что там делают вот эти художники – вот что вам в этом понравилось? Это пришло тоже через вашу супругу или как-то вас это напрямую как-то очаровало, увлекло?

А. Гусаковский

- Знаете, я бы два источника выбрал, почему такое решение было принято. Во-первых, конечно, через супругу, во-вторых, для меня номер один тогда это были именно те люди, которых я там встретил, то есть я встречал там ребят, коллег молодых, они были со всей России, вот эти юные, озорные, очень творческие, очень смелые художники, там с Красноярска, с Петербурга, с Москвы, с Прибалтики, тогда студенты ехали со всей России, то есть я полюбил людей, я полюбил само место, ведь Палех… ну, многие, это не только я так говорю, это сложно объяснить – он как-то тебя в хорошем смысле околдовывает, то есть ты вот приезжаешь, попадаешь под...

К. Лаврентьева

- Дух определенный такой.

А. Гусаковский

-  Да, да, да, то есть ты попадаешь под влияние, ты начинаешь любить это место по необъяснимым для тебя причинам. Конечно, во-первых, благодаря своей супруге, а еще должен сказать о ее семье, в Палех вообще попал основатель их семейства по линии материнской, это ее дед Василий Тарасович Бондаренко, он закончил в 37-м году Петербургскую академию художеств, тоже у него сложный путь, но мы сейчас об этом не будем, и в итоге после окончания Петербургской академии художеств его направляют директором музея в Палех в 37-м году, там еще отдельная такая очень интересная история о том, как они вместе с художниками спасали собор, наш кафедральный собор в Палехе, который, слава богу, они спасли, и это сейчас шедевр, я считаю, православного искусства, в который мы все ходим, и от которого питаются многие палехские художники, вот от этого нашего собора, в котором сейчас идут службы, идет речь о реставрации об аккуратной, то есть там как бы хорошая история. Мама ее тоже закончила Палехское художественное училище, то есть все вот это окружение семейное, вот эти люди, они оказали на меня воздействие, и, естественно, я стал знакомиться – а что же такое Палех? То есть я ходил в музей, я смотрел, я впитывал отцов-основателей лаковой миниатюры, потому что Палех изначально был иконописным известным центром, и многие палешане, как мы потом изучали историю, они ездили также по всей России, расписывали храмы, соборы, писали иконы, чем сейчас современный Палех занимается, и тут такая преемственность поколений, я ее впитал, полюбил, меня эта пластика заворожила, то есть я полюбил это искусство во многом благодаря всем этим людям. А вторая, серьезная: ну, видимо, я по духу такой человек смелый и предприниматель во многом, и соответственно, нужно было как-то свою мечту осуществлять, как строить дом. И это были первые попытки, то есть мы начали как-то думать, как зарабатывать, и были сделаны первые попытки продажи палехской лаковой миниатюры, все это было в 90-е годы, знаете, в таком состоянии зачаточном, дальше пошло развитие по этой работе, мы уже стали более цивилизованно действовать, кооператив, я помню, был организован, проводились выставки, какие-то контакты с посольствами, и к концу 90-х годов я уже подошел к тому, что, любя Палех, я уже был таким осознанным предпринимателем, уже были контакты за рубежом и в России, и в Петербурге, мы уже начали сделать поставки там в музеи Петербурга, Москвы, тем более очень такой был сильный интерес к палехскому искусству коммерческий, потому что была волна огромного интереса тогда к России, было очень много иностранных гостей, все это продавалось, было востребовано, очень было много конкурентов, то есть это вот такой был бурный и даже, можно сказать, взрывной такой рост, Россия была на волне популярности, и это во многом и повредило развитие искусства, но настоящее искусство, я считаю, что оно переживает и периоды своего бурного роста и периоды упадка, но оно всегда выживает и всегда самое ценное все сохраняется, я это наблюдаю на том, что я вижу то, что с Палехом происходит. Поэтому вот так вот я попал в художественную среду, так меня это заинтересовало, то есть это сочетание интересов в какой-то мере в моей творческой сути, то, что меня к фотографии, к музыке тянуло, к живописи, ну, и предпринимательское начало, которое во мне победило, я стал в итоге предпринимателем, в конце 90-х мне предложили быть уже в соседний регион, это Холуй, это тоже известный центр лаковой миниатюры и иконописи, возглавить тогда, быть коммерческим директором фабрики, которая была государственная, потом вот с партнером Владимиром мы создали уже свое предприятие, вот такие этапы роста. И потом уже, в 2007 году, когда я себя осознал таким человеком, живущим и работающим Палехом и идею и ценность палехского искусства, его восприятие что я уже могу как-то транслировать, имею какое-то уже право, чтобы его рассказывать, показывать, какие-то лекции, где-то как-то образовывать людей, что уже имею уже какое-то небольшое моральное право, и вот в 2006 году мы создали с прекраснейшим, тоже потомственным художником Иваном Владимировичем Лебедевым (это мой коллега, партнер и друг, вот, и сейчас он, кстати, в храме работает, буквально сейчас мы начинаем, то есть не я, а вот уже под его руководством под художественным, там мастерская, которая продолжает работать), вот мы создали в 2006 году иконописную мастерскую, уже в рамках той лаковой миниатюры, которая уже жила, работала, и в 2007 году мне вот выпало счастье, что я имел, так скажем, дерзновение, потому что у нас большого опыта не было, тоже всё начиналось, именно подать заявку у себя на родине, в городе Ижевске на конкурс, где выбирали тех художников, которые будут работать над воссозданием сначала иконостаса с иконами, потом стенной росписи Свято-Михайловского собора кафедрального в городе Ижевске, и вот я считаю волей Божьей, там Владыка Николай, митрополит, благословил, и мы приступили вот к такой серьёзной работе.

К. Лаврентьева

- Александр, ну, это же две сферы очень разные: лаковая миниатюра и роспись храмов, она непосредственно связана с реставрационной частью, она непосредственно связана с работой такой строительной во многом, там очень много деталей, выкрасов, красок, штукатурок, то есть это уже совсем другая сфера, совсем другая. Вам не страшно было вот так вот её осваивать после того, как вы уже столько лет потратили на то, чтобы изучить вот эту традицию лаковой миниатюры, которая, кстати, ни много ни мало – 300 лет в Палехе?

А. Гусаковский

- Сейчас я вам поясню. Первое – это, возможно, какое-то бесстрашие, основанное не на опыте и знаниях, а, видимо, как бы Господь ведёт, и не было каких-то сомнений. Самое главное, если мы говорим о технологии, вот Палех уникален чем? Это был иконописный промысел, и шкатулка, когда после революции запретили писать иконы, и начали писать шкатулки, всё понятно, шкатулка, она спасла иконописный промысел, а чем? Она полностью, один в один сохранила технологию палехских иконописцев, это та же технология, всё, что связано с красками, с темперой, сусальным золотом, с полировкой, с другими аспектами, это то же построение композиции, это то же построение рисунка, то есть палехская шкатулка – это тоже уникальный вклад в сохранение иконописное, она сохранила всё то, что наработали наши иконописцы, поэтому её и дальше, и шкатулку нужно сохранить, потому что через неё дальше возродилась и палехская, и другая иконопись.

К. Лаврентьева

- Да, но она такие чувства вызывает, очень тёплые, вот берёшь в руки шкатулку… невероятно.

А. Гусаковский

- Настоящая миниатюра, да, потому что те отцы-основатели во главе с Голиковым, когда случилась революция, они стали думать, как же им сохранить это, потому что была тоже наработка поколений, такие были семейные потомственные кланы художников, такая была богатейшая культура. И вот они, на примере Федоскино, которое больше двухсот лет именно в России, они пришли вот к этой шкатулке, там были тоже опыты у них и с керамикой, и с другими материалами, в итоге они пришли вот к этой чёрной коробке, так скажем, да, но это были действительно шедевры мирового искусства, не зря в 1924 году на парижской выставке они взяли гран-при, вот эти шесть художников. И, соответственно, если к нам возвращаться, то мы вот этой технологией обладали – Палехская школа, в Палехе есть училище художественное, оно сохранило вот эти все технологии и наработки. И мы же подходили к новым соборам, то есть, конечно, реставрация – это совсем отдельное, другое дело, и мы туда не идём, это очень грамотные узкие специалисты, там годами, десятилетиями нарабатывают приёмы, и это нужно очень глубокие знания. А мы же подходили к новым храмам, то есть перед нами белая стена, и есть понимание, мы поднимали литературу, как храмы расписываются, какие законы, там есть законы и художественные, и религиозные, вот что мы наблюдаем в храме: вот эта стенная роспись – это, в принципе, Евангелие в красках. То есть раньше задача была какая у стенной росписи: приходил неграмотный человек, но он мог только слушать, например, книги, молиться там за кем-то. Он приходил, и на примерах тех росписей, которые видел в храме, в соборе, он постигал, например, даже историю церковную, историю Церкви.

К. Лаврентьева

- Да, жития святых, Евангелие, Верхний Завет.

А. Гусаковский

- Да, можно было рассказать именно о конкретном святом, вот берем храм святителя Николая, вот чудо такое, и, соответственно, наверху Господь, а тут кто таких четыре человека с символами? Это евангелисты. Ну и так далее. То есть это можно прямо приводить, например, ребенка, если храм грамотно сделан, можно даже в храме ему уже читать Евангелие. Поэтому брали эти законы, изучали, естественно, ну, мы брали дерзновение, но, естественно, не мы же решали, что вот то, что хотим, то и рисуем, это, естественно, утверждалось и духовенством, и были жаркие споры, и мы, когда приходили к единому мнению, уже приступали к работе, когда после всех споров настоятель или владыка благословил, и все, мы уже спокойно работаем и этим принципом мы руководствуемся.

К. Лаврентьева

- В гостях у «Вечера воскресенья» член Совета Федерации Ивановской области, основатель Палехских художественных мастерских Александр Гусаковский, у микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Александр, а как вам пришла в голову идея заняться всё-таки иконописью? Ведь фактически вы, как мы уже поняли, возродили вот эту дореволюционную традицию Палехских мастерских, то есть дали ей то занятие, то дело иконописных мастерских, чем она и занималась фактически с момента своего возрождения.

А. Гусаковский

- Вы знаете, здесь, наверное, была вера в своих художников, в своих коллег, потому что я по образованию не художник, я это всегда подчеркиваю, но, понимаете, по воле Божьей, я такой организатор-администратор, и задача-то грандиозная для меня тогда была поучаствовать в этом конкурсе по воссозданию на своей родине собора, но перед этим мы ещё сделали два небольших храма, то есть нельзя сказать, что мы прямо с чистого листа начинали, но это всё-таки кафедральный собор, к нему внимание первых лиц, это перед моими всеми земляками, так скажем, на будущую ответственность, поэтому меру ответственности мы понимали. Изначально, если быть честным, то, наверное, были всё-таки экономические и предпринимательские предпосылки, что нужно расширяться и есть художники, которые хотят, любят и понимают эту работу, мы не боимся. Соответственно, было такое предпринимательское дерзновение, и это заставляло двигаться и развиваться, то есть когда нам доверяли, ты берёшь на себя эту задачу, ты понимаешь ответственность, и я занимался, для меня всегда была задача обеспечить максимум всех необходимых условий для того, чтобы художники думали только о том, что они делают здесь, в храме, что они в храме, что они здесь номер один, у них главная ответственная задача, а на мне там леса, проезды, питание, проживание, зарплата вовремя и прочие прочие-прочие все другие моменты. То есть когда я понимал, что я создаю такие условия: художники творят, они напрямую общаются с духовенством, я никогда не вмешивался и не вмешиваюсь в эти диалоги и споры и прочее, особенно важный этап – это создание эскизного проекта будущей росписи, икон, иконографии, там масса моментов. Вот и здесь как всегда, конечно, я, когда наступал момент художника, я делал шаг в сторону, говорю: пожалуйста, вот это люди, за которых я ручаюсь, вот такая работа, вот так мы к ней подошли.

о. Игорь

- Скажите, пожалуйста, вот где-то я прочёл, по-моему, на сайте как раз Палехских мастерских, что Палех – это место, где вот каждый восьмой – это художник, или, может, я ошибаюсь? Наверное, это такой фигуральный немножко, может быть, образ, но понятно, что Палех, видимо, живёт всё-таки вот этой традицией.

А. Гусаковский

- Палех живёт, да. Мы очень любим эти легенды, у нас приезжали друзья, говорят: «Вот видишь, там пьяный лежит в кустах, это художник, да?», и такие шутки бывают. Была статистика, Палех небольшой городок, где-то 5 тысяч почти населения, и где-то примерно, есть статистика, что 600 художников в Палехе пребывает. И я считаю, что сейчас, на самом деле, меньше художников, потому что многие разъезжаются, вот я как сенатор как раз сейчас усиленно и думаю, работаю над тем, какие нам создавать необходимые условия для того, чтобы, во-первых, в Палехе молодёжь оставалась, во-вторых, училась, то есть там есть предложения в части образования и профориентации, чтобы к нам количество молодых людей настолько пребывало. Вот поэтому есть такая цифра: 600 художников, ну то есть да, это каждый десятый – художник, хотя художественных семей очень много, очень много династий, и у нас в целом, конечно, это уникальный художественный город.

о. Игорь

- Ну вот я-то хотел спросить: вы повидали разные города, вот Москву сейчас, так сказать, в ней живёте фактически…

А. Гусаковский

- Ну, изучаю.

о. Игорь

- Да, изучаете. Вот на этом фоне Палех чем выделяется? Всё-таки художники, а тем более иконописцы – это такое сословие очень особенное, мы вот примерно себе представляем, как настоящий иконописец, какую он должен вести жизнь, это такой подвижник, в общем-то, должен бы быть, и, наверное, это какая-то немножко другая атмосфера, нежели та, которую мы можем увидеть в Москве, в Петербурге, и даже, наверное, в Ижевске, как всё-таки в таком республиканском центре.

А. Гусаковский

- Вы знаете, сейчас идёт вообще возрождение православного искусства во всей России, то есть мы видим, как образовываются иконописные школы, есть и старые, но и образовываются новые, и это очень радует, на самом деле, и есть, конечно, очень сильные мастерские и очень сильные традиции, как в Палехе, но я считаю, у меня тоже очень много разных людей работает, и есть, конечно, в голове простых людей, бывает, что некая такая идеальная картинка иконописца, что он там постится, только молится, рисует, но это, знаете, есть такие люди, может быть, мы о них потом узнаем.

о. Игорь

- В святцах прочитаем.

А. Гусаковский

- Да, может быть, прочитаем, или наши потомки прочитают, есть и такие среди нас наверняка, но во многом это обычные нормальные люди, которые живут нормальной жизнью, у них семьи, у них дети, их надо кормить, им надо зарабатывать, но для меня главным условием таким является, что человек, с которым я начинаю работать – это человек православный, это человек верующий, что он хотя бы какой-то страх Божий имеет, то есть нельзя, конечно, делать только ради денег и тогда как-то это совсем неправильно, то есть такой критерий, он принципиальный, базовый, но основной, а уже требовать там… Ну, я с ребятами разговариваю: вы все разные, но вы ведите себя правильно, трудитесь, старайтесь, и каждый сам за себя ответит, и я за вас отвечу как руководитель потом, я, что могу, должен по месту замечать, отслеживать и регулировать, чтобы наша работа была все-таки, чтобы мы никогда не забывали, для кого и где мы трудимся, но это я говорю про художественные мастерские, конечно. Но вообще любой человек должен православный, всегда помнить, что он, в первую очередь – православный, а потом – где он уже работает, и что он должен, раз тебя сюда Господь призвал, ты здесь должен хорошо работать. У меня сейчас колоссально выросла нагрузка по всему, но я думаю, что раз Господь меня поставил, так получилось, тоже это для меня фантастическим образом получилось, но раз Он меня поставил и доверил мне такую ответственность, значит, сейчас это мое призывание, я должен максимально здесь качественно и эффективно работать, а уж там будет видно, насколько мы хорошо работали.

о. Игорь

- «Вечер воскресенья» на радио «Вера», сегодня у нас в гостях Александр Владиславович Гусаковский, сенатор, представитель Ивановской области в Совете Федерации, в Верхней Палате Парламента, основатель Палехских художественных мастерских, вот как мы только что узнали – это те мастерские, которые фактически возродили иконописную традицию дореволюционную, которая в Палехе существовала до революции, потом вот сохранилась в тех самых лаковых миниатюрах, которые мы все знаем, как Палехский промысел. У микрофона Кира Лаврентьева, я диакон Игорь Цуканов, и мы вернемся в студию буквально через несколько секунд, пожалуйста, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

-  Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья, Вечер воскресенья на радио «Вера» продолжается, в этом часе с нами член Совета Федерации Ивановской области, основатель Палехских художественных мастерских Александр Гусаковский, у микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор о мастерских, всяких разных перипетиях, связанных с развитием мастерских и пути христианина в светском обществе. Александр, вот мы сейчас, кстати, наверное, к этой теме уже и перейдём.

о. Игорь

- Да, вот как раз хотелось спросить о том, что вы сами сказали в первом получасе, что иконопись – это как раз средство привлечения внимания человека к Священной истории, к истории Церкви, такое «Евангелие в красках». Вот ваш приход к вере был ли связан как раз с вашим знакомством с вот этой традицией иконописной, с вашим приездом в Палех, или вы приобщились к вере ещё раньше? Как это произошло?

А. Гусаковский

- Ну, вот это всё один путь, это очень такой личный хороший вопрос, спасибо вам за него. Я считаю, что то, что меня Господь направил и супругу в Палех, в Палехе, собственно, я и крестился. Причём это всё произошло таким естественным образом, то есть для меня не было какого-то открытия, что я, допустим, прочитал книгу, и меня увлекла тематика и так далее, видимо, я человек такой открытый, и у нас на тот момент был отец Дионисий в Палехе, и я почему-то часто с ним на улице просто встречался, и мы всё время друг другу широко очень улыбались, не знаю почему, и мы потом познакомились. Потом ещё какие-то события, тут что-то подошло, и в итоге мы были у него в храме, это Ильинский храм, очень маленький, очень уютный, сейчас его, кстати, палешане своими силами восстановили, там идут заключительные работы, палешане сейчас его расписывают, у нас есть такое прекрасное предприятие «Палехский иконостас». Кстати, для справедливости я хотел бы сделать такую ремарку, что не только наша мастерская занялась восстановлением но и были другие организации, художники, мы не имеем никакого права на себя только все эти лавры вешать.

о. Игорь

- То есть вы встроились в некий такой общий тренд.

А. Гусаковский

- Да, да, и есть сейчас серьёзные мастерские и другие коллеги и эти сейчас мастерские восстановили этот храм. В итоге в этом храме я крестился с супругой, мы оба были некрещёные, потом мы венчались, это тоже такая отдельная история, мы сначала крестились, но не венчались, не осознавая, не понимая, что к чему, а я, так получилось волей Божьей, попал к одному старцу, причём я просто привёз людей к нему, меня попросили, и он говорит: «Вас тут привёз паренёк, пусть ко мне зайдёт». И меня, как «скорая помощь», он хотел венчать, но, видимо, у меня дар убеждения есть, я уговорил его, что в эти же ближайшие выходные мы с супругой повенчаемся. Так и получилось. То есть я слово сдержал, в общем, слава Богу за всё. Он, наверное, увидел, что могло бы быть, если бы мы не повенчались, потому что люди молодые, глупые, всё может быть. Вот, и когда родились наши дочери, у нас две дочери, Мария и Александра, мы также их вот в этом же храме, мы их крестили. Поэтому это тоже такой Божий промысл, что привёл нас в Палех, где мы получили духовное рождение, чему я очень рад. Конечно, разные периоды были в жизни, где-то ты ближе к Богу, где-то ты дальше, но всегда, когда ты приближаешься к Нему, ты понимаешь, слава Богу, за то, что наша так жизнь складывается. И сейчас у меня есть мой духовник, отец Филарет, я очень его люблю, он тоже на Ивановской земле, сейчас не в Палехе, он был много лет настоятелем в Палехе,                                                                                     поэтому сейчас с Палехом такая духовная связь.

К. Лаврентьева

- Знаете, что я хотела спросить: а насколько возможно вести так называемый «православный бизнес»? У нас приходят иногда люди, занимающиеся бизнесом, они православные, верующие, и мы, конечно, спрашиваем, задаём этот вопрос, потому что всё-таки у бизнеса много подводных камней и очень неприятных, и их надо как-то уметь тоже правильно обойти.

А. Гусаковский

- Наверное, я для себя какую-то простую формулу выработал в процессе жизни и работы, вот когда я был бизнесменом, потому что ошибок-то я тоже очень много делал разных, и человеческих, и по бизнесу, и спотыкался, и ошибался, так скажем. Но самое главное – это быть честным по отношению к людям и к тому делу, которое ты делаешь. Здесь могут быть разные какие-то там связанные с формальностями вопросы, ещё что-то, и ты должен платить людям, ты должен платить налоги, как у тебя это всё получается – дело твоей совести. Причём бывает и по бизнесу, что люди от тебя ожидают одного, но ты это можешь исполнить не прямо сейчас, а когда-то потом, но самое главное, чтобы внутри себя ты понимал, что ты эти обязательства рано или поздно перед всеми исполнишь. Также и перед заказчиком я отвечаю за то, чтобы вот, допустим, если мы говорим про небольшой храм или даже про небольшую икону, что он должен увидеть, получить то, что он ждёт и если он что-то видит не то, ты должен быть честным, искренним, объяснять, почему это так, может быть, он ошибается, может быть, у него были какие-то другие ожидания, у заказчика, к примеру, тут надо где-то именно просветительскую такую работу какую-то вести. И вообще нужно чаще разговаривать, встречаться, обсуждать проблемы, потому что бывает, поэтапно работы ведут, и у нас же у всех в голове какое-то разное представление, и люди там накручиваются, и мы можем поговорить, оба можем разойтись в том, что мы прекрасно друг друга поняли, но каждый понял своё, поэтому это такая дорога, которую надо вместе идти. И самое главное, и здесь уже неважно, это у тебя бизнес или как ты работаешь – нужно быть максимально честным перед своими людьми, за которых ты отвечаешь, то есть даже если ты не зарабатываешь, но если что-то ты им обещал и так далее, ты, пожалуйста, исполни. Для них ты некий авторитет, если ты их как-то обманешь, подведёшь, ну, ты не будешь авторитетом, всё, ты будешь нехорошим человеком. И также перед заказчиками, самое главное – вот это, я считаю. Если у тебя такие, в принципе, православные основы твоей жизни и работы, то неважно, чем ты занимаешься…

К. Лаврентьева

- Главное относиться к этому ответственно.

А. Гусаковский

- Да, да, да.

о. Игорь

- Были какие-то трудные ситуации, когда действительно заказчик получал, допустим, как ему казалось, не совсем то, на что он рассчитывал? И приходилось ли, вот как вы как раз говорите, мне очень понравилось, как вы это сказали, что нужно встречаться как можно чаще и разговаривать? Вот можно какой-то пример такой привести?

А. Гусаковский

- Нет, конечно, таких ситуаций очень много, кто работает, это сплошь и рядом сталкиваются, потому что масса нюансов. Даже было вплоть до того, что у нас есть в команде очень сильные иконописцы, которые пишут только иконы, они по росписям, они прямо делают, и самообразованием занимаются, и с искусствоведом встречаются, и очень мощной техникой обладают, и мы написали настолько хорошие иконы, и так их качественно отработали, заолифили, залачили, и вот заказчика пришлось успокаивать, чуть ли не валерьянкой отпаивать: «Вы мне из музея сфотографировали, напечатали, тут что-то приехали…», то есть приходилось приезжать, объяснять и буквально до того, что: «ну хорошо, давайте, созываем комиссию, мы бесплатно все это реставрируем, берете любую икону, вы там ее, прости господи, как-то там поскоблите, убедитесь, что это». Ну это такие, конечно, нестандартные ситуации. Поэтому когда такие ситуации возникают, именно помогает то, что ты, когда вовлечен, ты, когда не убегаешь от ответственности, даже можешь, и ты обязан, если ты понимаешь, что можешь сделать по-другому, так, как хочет заказчик, я особенно считаю, что если ты в православном бизнесе, то, как говорят, иногда нужно сказать себе: «ну ладно, бог с ними, с деньгами, надо сделать так», но Господь, у меня тоже так было много раз, я стараюсь об этом никогда не думать, но ты здесь копейку от себя оторвешь, и тебе тут же там рубль откуда-то приходит какой-то, или что там, поэтому надо по совести работать стараться.

К. Лаврентьева

- Вот сейчас, после того, как вы заняли уже пост такой государственный, вам, наверное, тяжело уже совмещать, ясное дело, и Палехские мастерские, и послушание на государственном посту…

А. Гусаковский

- Да.

К. Лаврентьева

- Вот в этом отношении вам было тяжело оставлять в некоторой степени всё-таки своё дело вот это жизни вашей?

А. Гусаковский

- Ну, вы знаете, когда было наверху согласовано, предложено нашим губернатором, Станиславом Сергеевичем Воскресенским, это было для меня неожиданно, я болел на ковиде, но я уже выходил. Видимо, что-то он разглядел и почувствовал, потому что та тема, с которой мне было предложено работать в качестве сенатора и продвигать – это развитие малых городов, вот эти народные художественные промыслы, малые города, и я сам, видимо, для него это было аргументом, что я же как бы из большого города, из Петербурга, переехал в Палех и там сначала выстроил свою жизнь, потом своё предприятие, дал людям работу, может быть, могу полезное что-то в Совете Федерации на эту тему сделать, ну, я так это за него думаю, я не знаю. Поэтому, когда было предложение, мы с супругой сутки подумали, и согласились, здесь тоже, конечно, не без одобрения моей семьи, потому что сейчас эту ношу и супруга моя несёт, потому что так условно если говорить, раньше я тоже очень много ездил, по всей России перемещался и если я из трёх дней один день был в командировке, то сейчас я из трёх дней – два дня, потому что я работаю здесь.

о. Игорь

- А вы Москву как командировку воспринимаете до сих пор?

А. Гусаковский

- Ну, сейчас скажу. (смеется) Нет, я здесь живу, работаю и, конечно, для меня сейчас работа в Совете Федерации — это основная работа, я в неё погрузился, и, как я написал свой ответ, как сейчас помню, губернатору: что я готов учиться и трудиться, потому что для меня это новое, и, естественно, нужно осваивать вообще принципы законодательной работы, я же сейчас как бы законодатель. Но когда я изучил инструменты, вот у меня ушло месяца два, чтобы просто для себя понять, кто такой сенатор, что он делает, что я могу полезного здесь сделать, я понял, что есть вещи, и это не демагогия, есть вещи, те законы или законодательные акты, которые мы принимаем, они реально могут потом идти в поддержку или в развитие тех или тех проблем по многим факторам. Я на себя взял вот эти задачи, связанные с развитием малых городов, с креативной индустрией, как мы сейчас говорим, и попал в Комитет по социальной политике, что мне тоже близко, который Инна Юрьевна Святенко возглавляет, и там некоторые вопросы курируем, связанные с медициной. Я на себя взял тему, я убеждённый антикурильщик, но сейчас ещё тема – это вейпы, или как они зовутся, я тоже сейчас говорю: давайте я готов быть знаменем борьбы вот с этой заразой, потому что я убеждён, что это тоже враг не дремлет, убивает нашу молодёжь, мы ещё не знаем, может, они бесплодные потом у нас будут, то есть я готов, то есть беру на себя какие-то социально значимые вещи, инициативы такие. У меня есть понимание, что я здесь должен как минимум качественно трудиться, я понял, что по сути своей эта работа мне близка, потому что я всю жизнь связываю разных людей в разные ситуации, чтобы вся эта обстановка, ситуация, она работала, потому что очень бывает непримиримых много моментов, но когда всё это разложишь, положишь, объяснишь, подскажешь, помолишься, потрудишься, и результат получается. И по сути своей, в принципе, работа мне эта близка, и она мне теперь нравится.

о. Игорь

- А есть какие-то вещи, которые, вот вы сказали ещё про развитие малых городов, в частности в Ивановской области, вот что-то уже получается делать, или пока вы, скорее, присматриваетесь к возможностям?

А. Гусаковский

- Нет, ну, нельзя сказать прямо так, что вот «мы там сделали и там поехало». Но, во-первых, наши исполнительные власти, в лице губернатора, я вижу, как много делается именно для развития малых городов, чисто политически я поддерживаю все эти тенденции. Естественно, много ещё происходит работы, которую мы особо не афишируем, связанной с адресной какой-то поддержкой, развитием различных групп населения. Ситуация такая, что здесь нужно формулировать генеральную линию – вот что нужно для этого делать в части законодательства, в части практических дел и в части того, чтобы подбирать и собирать различные социальные группы. Самое главное, брать информацию снизу, какая идёт потребность от разных категорий людей, от бизнеса, от учителей, и какие можно принимать дальше меры для качественного изменения их жизни на законодательном уровне, и я сейчас выстраиваю эту работу и в принципе её сейчас осознаю, конечно, она требует внимания, неспешного, кропотливого отношения, идёт налаживание такой двусторонней коммуникации, то есть если ты будешь заниматься только, тем, что ты слышишь и видишь в Совете Федерации, ничего хорошего ты не сделаешь, ты должен собирать, знать, чувствовать то, что происходит прямо здесь, на земле, поэтому в Москве я тружусь и работаю, но когда есть возможность, еду в регион или ещё в какие-то поездки, стараюсь максимально встречаться с очень разными людьми, слышать их, слушать. Тем более сейчас я стал сенатором, на меня, естественно, выходит очень много разных людей, у всех свои проблемы, всё это нужно обобщать, обрабатывать, формулировать и с этим работать.

о. Игорь

- Есть какие-то потребности, о которых вы могли бы уже рассказать, что было бы хорошо, на ваш взгляд, законодательно каким-то образом устроить? Вот что-то такое, что поддержало бы либо какую-то социальную группу, действительно, может быть, в малых городах, либо...

А. Гусаковский

- Вы знаете, многие темы, на самом деле, сформулированы, и законодательная работа идёт. Вот сейчас мы говорили о том, что нужно работать над законом о креативных индустриях, вот эта тема, которая подключается с законом о народно-художественных промыслах, потому что тема сложная, очень много мнений, их нужно формулировать. И тем самым, если мы качественно сформулируем задачи и потребности вот этих категорий, этих индустрий, это повлияет на жизнь в малых городах, потому что многие из тех предприятий и жителей, они живут именно в малых городах России. Многие вещи, они уже делаются, но они делаются либо с помощью грантовой поддержки, потому что есть Фонд поддержки культурных инициатив Президента, они работают. Очень много делается хорошего, позитивного, для развития именно творческих работников в малых городах. Но я свою задачу вижу в том, чтобы аккумулировать этот опыт и делать такие постоянные составляющие, которые вырастают в закон.

К. Лаврентьева

- «Вечер воскресенья» на радио «Вера», дорогие друзья, у нас в гостях Александр Гусаковский, член Совета Федерации Ивановской области, основатель Палехских художественных мастерских, у микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Александр, а вот о проблемах малых городов: мы же знаем, наверное, что их бесчисленное множество. А вот если Топ-3 можно было бы назвать, вот чем бы вы занялись, если бы вы могли заниматься только этим, занялись бы сегодня, вот какими проблемами?

А. Гусаковский

- Я считаю, что в малых городах нужно дорешать до конца вопросы, связанные с инфраструктурой, где-то это лучше, где-то хуже, это очистные сооружения водные, дороги, сейчас это делается на системном уровне, но надо это довести до современных требований, так скажем. Эта работа ведётся, но не везде одинаково хорошо, потому что есть регионы дотационные, есть регионы богатые, вот это первое, что нужно подтягивать для жизни. Второе: нужно создавать условия, я сейчас это формулирую разными инструментами, это уже есть в частности, для того, чтобы молодёжь оставалась и жила, работала в малых городах. То есть я, конечно, не за то, чтобы они окончили школу, там остались у станка или водителем грузовика – безусловно, наша молодёжь должна ехать в столицы, не обязательно это Москва, это и Казань, Нижний Новгород, где университетские столицы, получать качественное образование, проходить свои университеты, но вот нужно создавать механизм, и мы над этим работаем, чтобы они возвращались, сейчас разрабатывают эти инструменты, чтобы молодёжь возвращалась, строила свою жизнь в малых городах. Но это должно быть, знаете, в головах молодёжи, все же это в голове, что надо ехать в Москву, там всё, театры, магазины, всё, что хочешь, и хорошее, и плохое, всё найдёшь, и святых, и так далее. Нужно чтобы молодёжи было престижно в их голове жить и работать в малом городе, если мы создадим условия вместе с исполнительной властью для этой качественной жизни, создадим условия для работы... В идеале это качество жизни молодёжи, ну и просто людей, оно должно соответствовать хорошим, качественным городским стандартам. Но при этом жизнь сама, например, она дешевле в малом городе, чем в Москве, это дешевле, это дешевле, жить комфортнее, удобнее, мы живём на земле, нам не нужно тратить время на пробки, если есть своя здесь музыкальная школа, художественная, мы не говорим, что в каждой деревне нужно строить, но, допустим, есть район, есть какой-то некий такой центр, где вот в округе 30 километров молодёжь получает все эти условия, что там есть спортзал, есть необходимая минимальная торговля, какой-то там минимальный ресторан.

о. Игорь

- То есть инфраструктура сама.

А. Гусаковский

- Да, инфраструктура, это, может быть, на базе районных центров делать, но самое главное – обязательно должен быть храм, потому что я убеждён, что там, где нет храма, там жизни нет, или, если она есть, то её не будет. Поэтому в этих центрах тоже должен присутствовать обязательно храм, православная школа. Если мы создаём такие условия, то самое главное, просто так они не будут жить, мы должны создать условия для их работы, для этого мы должны создавать для крупных, технологических особенно компаний, чтобы им было выгодно держать сотрудников, а не строить удалённый офис. Сейчас же время такое, что мы по многим моментам можем удалённо работать, и там молодёжь работает. То есть создавать некие такие коворкинги, в которых можно создавать свои маленькие предприятия, развиваться, получать гранты, таким образом создавать условия. Причём должен быть один пункт: вот ты переехал – вот тебе миллион. А дальше что? Всё. Ну, как вот есть программы, там «Земский доктор», они тоже работают.

К. Лаврентьева

- Тоже хорошая программа, кстати.

А. Гусаковский

- Это прекрасная программа, и «Земский учитель», и она работает. То есть должна быть совокупность очень многих программ для того, чтобы было хорошо, качественно, удобно, самое главное, и выгодно в том числе, жить в малых городах России, и это должна быть такая определённая стратегия государства. Я убеждён в том, что нам нельзя загонять всех в 5-6 агломераций, есть такая стратегия развития, что, конечно, это крупному бизнесу очень выгодно, все в одном месте, всё. Но это такие человеческие муравейники, и мы теряем, ну как сказать – страну. Страну, самоидентичность, да. Потому что у нас страна очень большая, мы все очень разные и вот на местах-то можно уже учитывать местные особенности, что хорошо там в Волгоградской области, то в Якутии плохо, но должны быть универсальные механизмы по сохранению и развитию. И наверное, вот это основная цель моей работы в Совете Федерации, то есть сделать слом в головах молодёжи и прочее, чтобы молодёжь хотела отучиться и вернуться, жить и развивать свою землю.

о. Игорь

- Ну вот ощущение, что тут надо сделать слом в головах у чиновников, в первую очередь, потому что молодёжь, наверное, была бы рада вернуться работать туда, откуда она родом. Но вот решить надо те самые проблемы, о которых вы говорите. И вот хочется спросить, насколько вы встречаете понимание в среде чиновников, в среде законодателей, среди которых вы как раз работаете теперь, что это вообще важная задача? Это же действительно очень важная задача, такая государствообразующая задача.

А. Гусаковский

- Да, это задача важнейшая и это стратегическая даже безопасность. Ведь когда люди в основной массе живут на земле, своими ногами, в своих домах, нас тяжелее даже чисто политически, военно-политически как-то поставить в зависимость, это не большой город, в котором ты отрубил инфраструктуру, и всё, апокалипсис случился. Поэтому мне сейчас нравится то, что на очень высоком уровне, включая и президента, и первых лиц, с кем удаётся разговаривать, или которых я слышу, понимание развития малых городов, оно есть, многие об этом говорят, это уже хорошо. Но от разговоров нужно переходить к конкретным делам, сейчас нужно вырабатывать стратегию развития малых городов, более того, у нас Станислав Сергеевич, мы с ним обсуждали, он докладывал об этом президенту. В прекрасном городе Шуя, Ивановской области, это исторический город, православный, очень красивый сейчас, там фестиваль «Русское Рождество» уже будет не первый год, я вас приглашаю, потому что удивительный фестиваль возрождается. Вот там будет создан Центр исследования проблематики малых городов. Здесь мы должны действовать поступательно, мы создаем Центр, мы собираем опыт всех регионов, исследуем его, на основе этого опыта вырабатываем законодательные предложения и, соответственно, с этими предложениями выходим уже в Совет Федерации, в Госдуму, их формулируем в законы соответствующие. Но это надо изначально сформулировать на уровне стратегии развития России, то есть когда понимание есть, что это путь... Ну, я в этом убежден, что это путь к спасению нас, как государства православного, русского, и дальше от этого отталкиваться, то есть это база, на которой мы стоим. Дальше мы работаем над конкретными уже законами и предложениями и формулируем работу, потому что во многих регионах отдельно взятых работа выстроена хорошо, мы ездим, на это смотрим, для того, чтобы молодежь жила и работала. Вот, например, в Воронежской области я увидел очень много предпринимателей молодых, мы ездили туда в командировку, и в других областях. И эта работа ведется в нашей области тоже, шаги предпринимаются на уровне, по крайней мере, Иваново. То есть федеральные компании сюда приходят, и мы здесь создаем рабочие места, а эти все рабочие места – это образованные молодые люди и вот, соответственно, семьи, школы, ну, все необходимое для того, чтобы мы росли, плодились, размножались и развивались. Поэтому нужно выстроить вот эту стратегическую линию принципиальную развития России, как развитие малых городов, от нее уже дальше отталкиваться и работать. С инфраструктурой, я думаю, мы скоро решим, потому что деньги выделяются и понимание в государстве есть, сейчас очень много этих программ, и «Комфортная среда», и доделываются дороги, причем региональные дороги, не только федеральные, сейчас инфраструктура, все есть. Но самое главное, чтобы у нас эта инфраструктура была для молодежи, для развития и производства, и прочих других моментов, чтобы не получалось так, как у нас умирающие мы наблюдаем деревни, дорогу провели, а там три дома, и все, и что? Так что мы должны всей работой, так сказать, вдохнуть жизнь, а это только молодежь.

о. Игорь

- Александр Владиславович, вот вы сказали, что очень важно, чтобы был страх Божий у человека в любом месте, где он работает, трудится, но это касается действительно любой работы, любого служения. Как вам кажется, вот в той среде, в которой вы сейчас вращаетесь, вот что значит иметь страх Божий для законодателя? И сразу же спрошу еще: понятно, что во власти, в законодательной власти в том числе, там есть очень большие такие возможности, с одной стороны, что-то сделать, с другой стороны, очень большие искушения, но не связанные даже с какими-то, я не знаю, социальными благами, которыми пользуются и сенаторы, и депутаты, а другого рода искушения, такие духовные, скорее. Вы могли бы сказать, вот на ваш взгляд, что это за искушения, и как с ними справляться, и что значит для вас иметь страх Божий, работая в этой сфере законодательной власти, скажем?

А. Гусаковский

- А здесь просто надо быть нормальным, обычным православным человеком, потому что всегда, перед тобой каждый день стоят вопросы выбора, то есть ты честен сам перед собой в каких-то вопросах или нет. У меня, конечно, очень небольшой опыт, я начинающий сенатор, могу так сказать, у меня не было каких-то таких искушений…

о. Игорь

- Первый год у вас, прошел, да?

А. Гусаковский

- Да, я второй год как пришёл и прямо таких искушений, с которыми надо бороться, у меня такого нет, я просто больше всё равно обучаюсь, знакомлюсь с этой работой, тружусь. Но я так просто сейчас рассуждаю об этом и мне кажется, что нужно болеть за Отчизну, то есть ты должен думать, что для Отечества твоего будет полезно. Ты должен встречаться, как сенатор, с людьми, слышать их боль, их запросы, и людей не надо вводить в заблуждение, что ты пообещал и уехал. Ты должен их выслушивать и как-то стараться с этим работать и решать. То есть если ты честно будешь работать, слышать эту боль, и во главе угла говорить, что ты сейчас государев служащий, или как правильно сказать, то честно делать для своей родины, для своего народа, как это ни высоко звучит, просто делать работу, как ты её понимаешь. И всё, наверное.

о. Игорь

- То есть по совести просто.

А. Гусаковский

- Да. Жить так же, как в любом другом деле, по совести. Конечно, жизнь, по мере твоего развития, потому что у меня коллеги очень опытные, для которых я «первоклассник», а они там «аспиранты», если так сравнивать, наверное, они могли бы намного лучше мне рассказать, с какими искушениями, сложностями сенатор сталкивается. Но вот так вот искренне отвечаю.

о. Игорь

- Они не все христиане просто.

А. Гусаковский

- Но это нормально, у нас же есть мусульмане, есть не христиане, это тоже нормально. Мы представляем весь народ во всём его многообразии.

К. Лаврентьева

- Так и есть. Александр, а есть ли у вас сейчас какие-то светлые мечты, какие-то желания, именно в профессиональной вот этой сфере, помимо малых городов? Про малые города мы уже поняли.

А. Гусаковский

- В профессиональном? Ну знаете, оттачивать надо своё мастерство. Я считаю, многому надо мне учиться, то есть образовываться, я стараюсь впитывать опыт моих коллег, опять же, для чего? Не для своего, какого-то личного карьерного роста, в принципе, можно ни о чём больше не мечтать – ну, ты уже сенатор где-то там наверху, а вот именно для того, чтобы качественно, продуктивно потом и мог работать. Потому что, как показывает сейчас время, никто не ожидал, что у нас такие вызовы времени будут, и мы доживём до того, до чего дожили, но в любой ситуации ты должен стараться максимально честно, качественно работать, чтобы именно, как это модное слово сейчас: KPI, повышать именно с точки зрения отдачи, то есть сейчас впитывать и работать, потому что у сенатора, конечно, очень большие полномочия, очень большие возможности, мы можем выходить на всех первых лиц и индивидуально, и в качестве рабочих групп сенаторов, депутатов и прочих. Это очень огромные возможности, но они накладывают на тебя определённые и обязательства, и ответственность, нужно этим пользоваться для того, чтобы эффективно работать. Поэтому какой-то такой мечты у меня нет, внутри меня такая задача, чтобы я максимально быстро уже освоил инструменты и эффективно работал и на отечество, и на свой родной Ивановский регион и, естественно, на свой Палех тоже автоматом получается.

К. Лаврентьева

- Ну, просто слушая вас, я всё равно думаю о том, что у нас в обществе, ну, может быть, не во всём, но мне кажется, в большей его части сложилось некое справедливое представление о том, что хорошие инициативы, хорошие проекты и какие-то хорошие мысли донести до высшего начальства практически нереально, то есть это на уровне фантастики. Если у тебя есть какая-то инициативная группа, которая встретилась с каким-то депутатом на местах, вы там это всё обговорили, они такие счастливые, как вы правильно сказали, он выслушал и поехал, наобещал и уехал. То есть они такие счастливые ждут, что их письма, их пожелания, подписи там они вот собрали, все подписались, бумажечки свои там принесли и ждут, что дело-то продвинется, а оно может годами не двигаться. И это, наверное, проблема вообще очень больших стран, это естественно, у тебя вот эта бюрократическая вся сетка, пока ты её пройдёшь, доберёшься, ты уже там потеряешься в ней. Но когда вы говорите о том, что вот вы поговорили и передали дальше, вот это вот, наверное, критически важно. И если сейчас нас слушают какие-то депутаты, чиновники, государственные служащие, вот вы обязательно прислушайтесь к нашему разговору, потому что хорошие инициативы, правильные инициативы, их нужно доносить до руководства, потому что у руководства, у него и так много забот, ему всё равно нужно как-то это всё подсказывать.

А. Гусаковский

- Ну, я могу кратко сказать, я тоже с этим столкнулся. Во-первых, вся законодательность этой глыбы, она очень много уровней, очень сложная. Это, наверное, хорошо, потому что закон должен быть, конечно, очень выверен и всесторонне продуман, да? Потому что любая хорошая идея и позитивная, может быть так сформулирована, положена так, что от неё там будет один вред, поэтому есть специалисты по конституционному праву и по другим всем нюансам, поэтому, может быть, это иногда и неплохо, что мы быстро не принимаем какие-то решения, так как это должно быть всестороннее обсуждение. Но такая проблема есть. Некоторые, казалось бы, на поверхности хорошие законы не принимаются, но на то и Совет Федерации, я это в своём примере сейчас увидел, если какой-то сенатор, он понимает, он убеждён в том, что этот закон правильный, его нужно принимать, он прикладывает все возможности свои, у него есть инструменты, он может дойти до первых лиц, до Валентины Ивановны Матвиенко, если он убеждён в этом, через замов, ещё как-то можно двигаться, то есть нельзя опускать руки, если ты убеждён, ты кругом это доказываешь, люди видят.

К. Лаврентьева

- …то стучи, стучи во все двери.

А. Гусаковский

- Надо стучать, потому что даже я буду докладывать один закон, я не являюсь его автором, просто буду докладывать, что будем его принимать, он с 16-го года не принимался – это закон о социальной реабилитации наркозависимых людей, которые вылечились, но их нужно социально реабилитировать, им социально-психологическая помощь нужна, социально-трудовая. Всё на поверхности, всё хорошо, но его не могли принять, пока Андрей Владимирович Яцкин, наш коллега, уважаемый зам Валентины Ивановны, не включился в этот процесс и не подключил сенаторов, их внимание. Сейчас мы подходим к тому, что он долго лежал, и вот сейчас им озаботились, и мы его будем принимать. Это всё реально, многое в руках человека, если тебе дан такой инструмент. И второе, я это видел сейчас, именно после февраля, то, что у нас происходит… Знаете, сейчас такое время очищения и оздоровления. Очень много наслоений было и среди чиновников, и среди правительства, может быть, и среди всех этих структур. Сейчас идёт быстрое принятие нужных решений и утверждение их на законодательном и прочее, то есть общество осознало свою ответственность, и многие видят принятые законы, подзаконные акты, и то, как мы можем помочь в данной ситуации нашей стране устоять на ногах, развиваться, побеждать и прочее. Так что вот так вот.

о. Игорь

- Александр Владиславович, спасибо вам большое за этот разговор. Мне кажется, мы узнали с Кирой много интересных таких вещей о том, как работает вот эта система принятия каких-то важных решений и их доведения, самое главное, до жизни до настоящей. И, конечно, совершенно такая вот замечательная история о том, как вы поучаствовали в возрождении вот этой иконописной традиции в Палехе. Спасибо огромное. Мы вам желаем вот от всей души, чтобы у вас хватало сил и хватало энтузиазма, чтобы заниматься тем, чем вы занимаетесь, чтобы вы ни в коем случае не оставляли вот эту тематику, связанную с развитием малых городов и промыслов, вот этих, как они называются: креативные промыслы.

А. Гусаковский

- Это два закона: народных художеств, промысла и креативных индустрий.

о. Игорь

- Дай вам Бог на это сил, энтузиазма, дерзновения такого в хорошем смысле предпринимательского. Друзья, дорогие, напоминаем, что у нас сегодня в гостях был Александр Владиславович Гусаковский, член Совета Федерации, который представляет в Верхней Палате Ивановскую область, основатель Палехских художественных мастерских, православный христианин, вот с которым мы провели вместе час. И думаю, могли бы провести ещё какое-то время. Спасибо вам большое.

К. Лаврентьева

До свидания. Всего доброго.

А. Гусаковский

- И вам спасибо

о. Игорь

- До следующего воскресенья.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем