Адрес храма Троицы Живоначальной при Бахрушинском приюте в Сокольниках:
г. Москва, 1-й Рижский переулок, дом 2, строение 7
Схема проезда:
Контакты:
129626, г. Москва, 1-й Рижский переулок, дом 2, строение 7,
Тел/факс 682-0205; 686-2617,
E-mail: bahrushini@yandex.ru.
Адрес сайта: http://www.sv-troitsa.ru/
История любого храма – это, прежде всего, история людей. Людей, которые его строили. Людей, которые давали деньги на строительство. Людей, которые берегли его и восстанавливали после пожаров и войн.
К сожалению, не все и не всегда имена нам известны. Но если они известны, то почему бы нам тогда о них не рассказать? Вот это мы и сделаем сегодня – расскажем о людях и о храме.
Люди – это большая и дружная семья Бахрушиных. Потомки крещеного татарина, который получил позволение царя именоваться по имени отца – Бахруш, они долгое время жили в Зарайске. Занимались продажами скота. А в 1821 году перебрались в Москву, где отец семейства Алексей Федорович сначала торговал скотом и кожами, а потом завел печаточную мастерскую. Дела пошли хорошо, что позволили прикупить небольшую кожевенную фабрику.
После смерти отца от холеры вдова его и трое сыновей - Петр, Александр и Василий – начали вести общее дело, несмотря на обнаружившиеся отцовы долги. собрались на семейный совет, и твёрдо решили принять на себя все долги. У них было три правила: капитал не делить, кредитов не брать никогда и всегда рассчитывать только на свои деньги.
Дела у братьев Бахрушиных пошли очень хорошо. И с течением времени они стали весьма богатыми и очень уважаемыми людьми.
Потомки Бахрушиных рассказывают, что заработная плата на их предприятиях была выше средней по промышленности, создавались для работников хорошие условия труда. Для их детей даже открыты были детские сады.
Бахрушины стали не только известными промышленниками и купцами, но известными благотворителями. Без излишней помпы они, например, построили на свои средства большую больницу, которую и до сих пор называют Бахрушинской – это Городская клиническая больница № 33 на Стромынке.
Мы же нынче скажем еще об одном из их осуществленных проектов. В Сокольничей роще в 1901 году они построили городской сиротский приют для детей, покинутых родителями, целый детский городок из шести отдельных домов на 20-25 человек каждый, учебный корпус с электромеханическими и художественными и слесарными мастерскими. При приюте устроили свое хозяйство (птица и мелкий скот), летом разводили огороды.
И здесь же, как часть комплекса, построен был и храм Живоначальной Троицы. Храм был богато украшен и расписан в русско-византийском стиле, есть сведения, что в росписи его принимал участие знаменитый художник Васнецов.
На все это ушло более 1 миллиона рублей – сумма не просто большая, а огромная.
Храм ныне передан церкви, его восстанавливают и у церкви даже есть проект полностью восстановить детский приют со всеми присущими ему свойствами.
Этот комплекс расположен в 1-м Рижском переулке, 2.
И комплекс и Храм Живоночальной Троицы построены благодаря семье Бахрушиных. Ибо история каждого храма – это в первую очередь история человека.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова