Адрес храма Успения Пресвятой Богородицы:
Г. Москва, Газетный переулок, 15
Схема проезда:
Контакты:
Москва, Россия, 101999 Газетный переулок, 15;
Телефоны: (495) 692-05-63, 692-05-64,
mailbox@uspenie.ru
Адрес сайта: http://uspenie.ru/
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке – сама по себе церковь старинная, известная, видимо, как минимум с начала 16 века. А вот нынешнее здание насчитывает немногим поле полутора столетий.
Да и само название Успенского оврага – Успенского вражка – происходит как раз от названия той церкви.
Успенский Вражек это древнее урочище между Тверской и Никитской улицами. Здесь в те далекие времена находились дворы послов – Литовского, и двор посла Священной Римской империи.
К слову, забавная деталь. Честно скажем, к истории церкви не имеет никакого отношения. Но как часть истории нашей страны, может оказаться очень интересной. Известно даже по временам СССР, что общение москвичей с иностранцами, скажем так, не приветствовалось. И вот цитата из царского наказа царским приставам при иностранных послах 1556 года: «чтоб к послом на двор, опричь приставов, не ходил никто никаким делом, и не говорил бы с ними никто ни о чем, а на Успленском враге держати сторожа, чтоб мимо послов двор не ездил же никто». Вроде, с чего бы это? Да все просто. Если учесть, что в обязанности послов входил еще и сбор разведданных. Ничего не напоминает из современности?
Впрочем, мы отвлеклись.
Первое документальное упоминание однопрестольной деревянной Успенской церкви относится к 1625 году. В 1647 году на этом месте построили новую, каменную с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.
В 1775 году Никольский придел разобрали, а вместо него построили отдельную каменную церковь того же имени. Позже этот храм разобрали при постройке Дома композиторов.
Нынешнее – эклектичное - здание храма построено в 1857-1860 годах на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго.
Вообще, эклектика – это смешение разнородных стилей, которое, как правило, на выходе дает нечто несуразное. Но не в нашем случае. В этом легко убедиться, лишь взглянув на храм. На мой взгляд небольшая шатровая колокольня и небольшая традиционная глава странным образом сочетаются с общим объемом здания, которое в полной мере выражает тенденции архитектуры 19 века.
Ну, напоследок еще цитата. Отзыв о храме на одном из сайтов.
«Там очень красиво, хоть церковь и небольшая, но как-то тепло там, уютно… Или вот еще: «…сказочное место, одновременно небольшой по размерам, но сказочной красоты. В храме можно послушать церковный хор, который своим исполнением просто затрагивает душу…»
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.
Газетный переулок, дом 15.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер