Адрес храма Успения Пресвятой Богородицы:
Г. Москва, Газетный переулок, 15
Схема проезда:
Контакты:
Москва, Россия, 101999 Газетный переулок, 15;
Телефоны: (495) 692-05-63, 692-05-64,
mailbox@uspenie.ru
Адрес сайта: http://uspenie.ru/
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке – сама по себе церковь старинная, известная, видимо, как минимум с начала 16 века. А вот нынешнее здание насчитывает немногим поле полутора столетий.
Да и само название Успенского оврага – Успенского вражка – происходит как раз от названия той церкви.
Успенский Вражек это древнее урочище между Тверской и Никитской улицами. Здесь в те далекие времена находились дворы послов – Литовского, и двор посла Священной Римской империи.
К слову, забавная деталь. Честно скажем, к истории церкви не имеет никакого отношения. Но как часть истории нашей страны, может оказаться очень интересной. Известно даже по временам СССР, что общение москвичей с иностранцами, скажем так, не приветствовалось. И вот цитата из царского наказа царским приставам при иностранных послах 1556 года: «чтоб к послом на двор, опричь приставов, не ходил никто никаким делом, и не говорил бы с ними никто ни о чем, а на Успленском враге держати сторожа, чтоб мимо послов двор не ездил же никто». Вроде, с чего бы это? Да все просто. Если учесть, что в обязанности послов входил еще и сбор разведданных. Ничего не напоминает из современности?
Впрочем, мы отвлеклись.
Первое документальное упоминание однопрестольной деревянной Успенской церкви относится к 1625 году. В 1647 году на этом месте построили новую, каменную с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.
В 1775 году Никольский придел разобрали, а вместо него построили отдельную каменную церковь того же имени. Позже этот храм разобрали при постройке Дома композиторов.
Нынешнее – эклектичное - здание храма построено в 1857-1860 годах на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго.
Вообще, эклектика – это смешение разнородных стилей, которое, как правило, на выходе дает нечто несуразное. Но не в нашем случае. В этом легко убедиться, лишь взглянув на храм. На мой взгляд небольшая шатровая колокольня и небольшая традиционная глава странным образом сочетаются с общим объемом здания, которое в полной мере выражает тенденции архитектуры 19 века.
Ну, напоследок еще цитата. Отзыв о храме на одном из сайтов.
«Там очень красиво, хоть церковь и небольшая, но как-то тепло там, уютно… Или вот еще: «…сказочное место, одновременно небольшой по размерам, но сказочной красоты. В храме можно послушать церковный хор, который своим исполнением просто затрагивает душу…»
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.
Газетный переулок, дом 15.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница