
Все священнослужители Православной Церкви делятся на три вида или степени. Нижняя степень церковного служения — это диаконы. Диакон — помощник священника или епископа при совершении ими богослужения. Диакон — еще и настоящее лицо службы. Подчас от того насколько благозвучно он произносит молитвенные прошения, насколько правильно выполняет он свои действия, зависит, как богослужение в целом воспринимается людьми.
Если диакон обладает хорошим голосом, служит благоговейно, то молящиеся в храме проникаются его настроением и в храме чувствуется искренняя совместная молитва. Если же диакон суетится, ведет себя небрежно, неминуемо и вся служба приобретает именно такой характер — суетный и небрежный. Вот так от нижней степени священнослужителей зависит весь ход богослужения.
Случается такое — есть в храме благоговейный диакон с хорошим голосом, настоящее украшение богослужения. И служит он уже много лет. Все бы хорошо, но возникает нужда в священнике для этого храма. И вот этого диакона возводят в сан священника, и он вынужден служить теперь иначе — как священник. То есть теперь у прихожан нет возможности видеть те элементы службы, которые были когда у них имелся в храме диакон.
В Русской Церкви с этой ситуацией приходится просто смириться. Рукоположили талантливого диакона во священники — значит все, пусть служит как священник. А вот в Грузинской Церкви до недавнего времени существовал обычай, когда диаконские обязанности на службе мог исполнять священник.
Происходило это, когда на службе вовсе не было диакона. Тогда кому-то из священников, обычно самому молодому, поручалось надеть диаконские облачения и служить как диакону. Но случалось и иное.
Один мой знакомый как-то присутствовал на богослужении, которое совершал предыдущий Грузинский Патриарх-Католикос — Давид 5. Рядом с Патриархом находился старый диакон с необычайно красивым голосом. И служил он, надо сказать, очень чинно и благоговейно.
Когда служба окончилась, мой знакомый увидел, как этот диакон, сняв богослужебное облачение, надел рясу, повседневную одежду служителей Церкви, а поверх нее крест. То есть оделся он как священник. Оказалось, что так оно есть — он был священником. А на эту службу Патриарх попросил его служить в качестве диакона — из-за его красивого голоса и благоговейной манеры служения.
В Грузии этот обычай сейчас соблюдается редко. А вот в Румынии вы сможете увидеть диаконов, которые во время богослужения носят на шее крест — такой же как у священника. Это награда за, как в Церкви говорят, беспорочное служение.
Вот такие перипетии бывают в Православной Церкви. Самое главное, что они имеют только одну цель — сделать богослужение еще более красивым и запоминающимся.
Все выпуски программы Вселенная православия
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди