Григория Шелихова называли российским Колумбом. Он основал первые русские поселения на Аляске, был волевым, отважным человеком. Супруга Шелихова - Наталья Алексеевна - не уступала мужу ни в смелости, ни в деловой хватке.
Шелихов родился в середине 18 века в Рыльске Курской губернии. Рано занялся предпринимательством, а услышав о том, как богаты сибирские земли, отправился знакомиться с далёкими краями. В Охотске, который сейчас входит в состав Хабаровского края, Григорий познакомился с Наташей. Девочка 13-ти лет была так хороша собой, что 28-летний Шелихов посватался к ней. Это никого не удивило: в 18-ом веке замуж выходили рано.
Наташа обвенчалась с человеком, у которого была великая мечта. Все свои деньги он вкладывал в организацию экспедиции к берегам Америки. Цель преследовалась благородная – поиск неизведанных земель и присоединение их к России. Юная жена, заинтересовавшись, вложила и свой капитал в проект. Мало того, она и в Новый Свет отправилась вместе с мужем. Понимая, что супруг не разрешит ей рискованную поездку, Наташа схитрила. Сделала вид, что хочет проводить его только до Охотска. Шелиховы преодолели сотни вёрст через тайгу. И только в конце пути Григорий Иванович понял, что Наташа не собирается махать рукой вслед кораблю. Шелихов напомнил ей о том, что дома остались дочери, но Наташа об этом позаботилась: поручила детей тётушке. «Иду с тобой и дальше, до самой смерти иду!», - заявила жена и вопрос был решён в её пользу.
Спустя год, на острове Кадьяк – самом большом из Алеутских островов, Наташа родила дочь. Это был трудное, но счастливое время, супруги работали, помогая друг другу и не расставаясь. Григорий Иванович основал первое постоянное русское поселение с крепостью, благодаря чему Аляска стала частью России. Он исследовал новые земли, составлял карты. Наташа открыла русскую школу, лечила туземцев и даже стала крёстной матерью одной из местных женщин. Шелиховы вообще уделяли много времени распространению христианства среди алеутов. Через два года супруги вернулись в Россию. За эту американскую историю Екатерина Вторая наградила Григория Ивановича серебряной шпагой и золотой медалью.
В Икрутске у Шелиховых был большой красивый дом. Но хозяин в нём почти не жил, он часто уезжал в командировки. В его отсутствие делами мужа занималась Наталья Алексеевна. Она даже вела переговоры о торговых операциях от имени Григория Ивановича. Он этому не противился, в Америке Наталья Алексеевна заслужила право считать все проблемы супруга своими. «За такой бабонькой не пропадёшь», - шутили друзья Шелихова.
В письмах мужу Наталья Алексеевна высылала отчёты о работе. Но вместе с сухими сводками Григорий Иванович получал и признания в любви: «По заочности целую Ваши уста, очи и ручки, сердешная душа моя, радость, вера, надежда и любовь», и подробности жизни детей: «Васинька твердит: «Куда, маменька, тятенька уехал, меня, бедного, оставил».
Наталья Алексеевна была не только верной женой и помощницей, но и заботливой матерью. У Шелиховых родилось десять детей, четверо из них умерли рано. А дочь Анна, вышедшая замуж за Николая Резанова, о котором написана рок-опера «Юнона и Авось», скончалась, не дожив до 25-ти лет. Григория Ивановича тогда уже не было. Он умер в 1795 году. Сердце не выдержало напряжённой жизни. Оставшись одна, Наталья Алексеевна продолжила дело мужа. Благодаря ей Российско-Американская компания Шелихова получила официальный статус и покровительство Государя.
В память о супруге вдова поставила на его могиле памятник. На мраморе высечены поэтические строки: «Колумб здесь Росский погребён: преплыл моря, открыл страны безвестны». А главное о Наталье Алексеевне, не прибегая поэзии, сказал сам Шелихов: «Везде со мною следовать и терпеть все трудности похотела». Ей было очень трудно, но этой клятве, которую Наталья Алексеевна дала ещё девочкой, она оставалась верна всю жизнь.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер