
Сербский искусствовед и реставратор Здравко Каймакович не мог оторвать взгляд от иконы святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Он обнаружил её в православном храме небольшого боснийского села Пурачицы, где в 1963 году проводил экспертизу памятников архитектуры. Среднего размера, выполненная на толстой липовой доске масляными красками, икона поражала тонкостью письма и необыкновенным внутренним светом. Это был подлинный шедевр. Реставратор предположил, что над ним работал мастер с академическим образованием. А потом прочёл надпись, сделанную по нижнему краю доски: «Сию икону писал зубами крестьянин села Утёвки Самарской губернии Григорий Журавлёв, безрукий и безногий. Года 1885, 2 июля». Поверить в такое эксперт долго не мог. Он даже направил запрос в Государственный архив СССР — действительно ли существовал такой необычный иконописец? И вскоре получил подтверждение: самарский крестьянин Григорий Николаевич Журавлёв жил в конце 19-начале 20 века. Был инвалидом детства: появился на свет с полной атрофией нижних и верхних конечностей. Несмотря на это, получил известность как талантливый художник. Так в середине ХХ столетия мир узнал об удивительном русском иконописце, который, несмотря на недуг, воплотил в жизнь талант, дарованный ему Богом.
Григорий Журавлёв родился в 1858 году. От горя, что сын её появился на свет калекой, мать Гриши лишилась рассудка. Воспитывал мальчика дедушка. Он не стал запирать ребёнка в четырёх стенах — позволял ему выползать во двор и даже на улицу, где Гриша быстро влился в компанию сверстников. Он любил смешить ребят — взяв в зубы кнут, щёлкал им, как заправский пастух. Или зажатой во рту веточкой выводил на земле фигуры людей и животных. За этим занятием Гришу Журавлёва однажды увидел сельский учитель. И решил обучить мальчика чтению и письму. Через два года Григорий стал первым грамотеем на селе. Он помогал соседям — писал за них письма и прошения. Никогда никому не отказывал. А на досуге, крепко стиснув зубами карандаш, рисовал — коров и собак, деда и старшего брата Афанасия. Рисунки получались удивительно живые. Но больше всего Грише хотелось писать иконы. Он чувствовал, что это его настоящее призвание. Что сам Господь наделил его даром. Но понимал, что иконописному мастерству необходимо учиться. Родные Григория поддержали. Когда юноше исполнилось пятнадцать, брат отвёз его в Самару к местной знаменитости — художнику по фамилии Травкин. Необычный ученик поразил живописца. После всего лишь пяти дней обучения он дал Журавлёву характеристику: «иконы пишет совершенно удовлетворительно». Закупив в губернском городе кисти, краски и всё необходимое, Григорий вернулся домой. Скоро по всей округе о нём заговорили, как об иконописце, равных которому надо ещё поискать. Григорию Николаевичу заказывали иконы богатые и знатные люди, храмы и даже самарский губернатор. Так Журавлёв, который когда-то из-за инвалидности грозил стать бременем для своего бедного семейства, оказался его кормильцем.
В 1885 году в селе Утёвка начали возводить большой храм во имя Святой Троицы. Расписывать его пригласили Журавлёва. Односельчане вспоминали, как его, маленького, словно младенца, в специальной люльке поднимали на высоту 25-ти метров. Так он работал целый день. О том, чего стоил художнику этот труд, знали лишь его родные. По вечерам сестра накладывала Григорию на лицо горячие компрессы, чтобы разжать сведённые судорогой челюсти, в которых он держал кисть.
Иконы Григория Журавлёва разлетелись по всей России, и даже за её пределы, как в случае с образом святых Кирилла и Мефодия, обнаруженного в Боснии. Икона святителя Николая Чудотворца кисти Григория Николаевича хранилась в Царской семье. Сам Журавлёв подарил её императору Александру III с подписью: «Я не имею рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога».
Глядя на Григория, люди получали надежду и утешение. Его жизнь была настоящим чудом, живым примером того, что в любом состоянии можно творить и быть счастливым. Недаром односельчане говорили, что от маленькой фигуры художника, от его всегда радостного взгляда, исходило ощущение великой силы духа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер