В 1859 году на пристани в Перми встречали пароход. Ничего необычного в этом не было — первые паровые суда на Каме появились ещё в 20-х годах 19 века. Но для братьев Григория и Фёдора Каменских, стоявших на берегу и с замиранием сердца смотревших, как выпускает дым из трубы новенькое, блестящее свежей краской судно, этот день был поистине знаменательным. Ещё недавно они были крепостными крестьянами князя Голицына. Отрабатывали барщину, а в свободное время работали на себя — копили деньги на откуп из крепостной зависимости. Через несколько лет тяжёлого и упорного труда Каменские смогли выкупить себе вольную. Поработав ещё несколько лет грузчиками на ярмарках, на скопленные деньги братья заказали в Сормовских судостроительных мастерских небольшой пароход — путёвку в новую жизнь. И вот он гордо рассекает воды Камы и всем с пристани видно его название, крупными буквами выведенное на борту: «Работник».
В первую же навигацию «Работник» принёс хорошую прибыль, и братья смогли приобрести ещё несколько судов. Григорий и Фёдор стали богатыми людьми. Они могли позволить себе роскошную жизнь. Но роскошь не привлекала искренне верующих братьев. «Господь помог нам выбиться в люди — должны и мы Ему добром воздать», — говорили они.
В 1860 году Каменские приобрели здание на Пермской улице в Перми, отремонтировали его, частично перестроив, и подарили женскому Мариинскому училищу. А через год братья пожертвовали 8 тысяч рублей на строительство Воскресенского храма.
Храмостроительство было неотъемлемой частью жизни Григория и Фёдора Каменских. В 1865 году они на собственные средства возвели в Перми церковь во имя святого Николая Чудотворца при пересыльном замке. Немногим позже Каменские осуществили непростую и дорогостоящую перевозку на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, двухсотпятидесятипудового колокола, который сами же и приобрели для обители. Большие пожертвования на постройку храмов получали от Григория и Фёдора русские миссии в Иерусалиме и Японии.
Делом всей жизни для братьев Каменских стало строительство в Перми Успенского женского монастыря. Всё началось с возведения простой деревянной Казанской церкви. Постепенно вокруг храма Каменские пристраивали здания для приходских нужд. Вскоре при церкви образовалась многочисленная женская община и было решено устроить монастырь. Каменские взяли на себя все расходы по строительству и содержанию новой обители. Главный монастырский храм — каменный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был также возведён на их личные средства. Братья обеспечили монастырь капиталом, на проценты с которого обитель могла существовать.
У себя на родине, в селе Данилиха Пермского уезда, братья открыли приют для бедных детей. В Перми они устроили приют для сирот, специально купив для этого большой дом на углу Покровской и Верхотурской улиц. Пароходчики Каменские были попечителями Городской общественной богадельни, выделяли на её содержание немалые деньги, а в 1885 году построили при ней каменную церковь в честь святого Симеона Верхотурского.
В завещании один из братьев Каменских, Фёдор Козьмич, оставлял родным наказ жить в согласии и не скупиться на помощь ближним. Ровно на десять лет пережил брата Григорий Козьмич. Он скончался в 1883 году. Дети и внуки продолжили не только пароходный бизнес братьев, но и их дела милосердия, оставив о роде Каменских добрую память на века.
Все выпуски программы Имена милосердия
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







