В 1859 году на пристани в Перми встречали пароход. Ничего необычного в этом не было — первые паровые суда на Каме появились ещё в 20-х годах 19 века. Но для братьев Григория и Фёдора Каменских, стоявших на берегу и с замиранием сердца смотревших, как выпускает дым из трубы новенькое, блестящее свежей краской судно, этот день был поистине знаменательным. Ещё недавно они были крепостными крестьянами князя Голицына. Отрабатывали барщину, а в свободное время работали на себя — копили деньги на откуп из крепостной зависимости. Через несколько лет тяжёлого и упорного труда Каменские смогли выкупить себе вольную. Поработав ещё несколько лет грузчиками на ярмарках, на скопленные деньги братья заказали в Сормовских судостроительных мастерских небольшой пароход — путёвку в новую жизнь. И вот он гордо рассекает воды Камы и всем с пристани видно его название, крупными буквами выведенное на борту: «Работник».
В первую же навигацию «Работник» принёс хорошую прибыль, и братья смогли приобрести ещё несколько судов. Григорий и Фёдор стали богатыми людьми. Они могли позволить себе роскошную жизнь. Но роскошь не привлекала искренне верующих братьев. «Господь помог нам выбиться в люди — должны и мы Ему добром воздать», — говорили они.
В 1860 году Каменские приобрели здание на Пермской улице в Перми, отремонтировали его, частично перестроив, и подарили женскому Мариинскому училищу. А через год братья пожертвовали 8 тысяч рублей на строительство Воскресенского храма.
Храмостроительство было неотъемлемой частью жизни Григория и Фёдора Каменских. В 1865 году они на собственные средства возвели в Перми церковь во имя святого Николая Чудотворца при пересыльном замке. Немногим позже Каменские осуществили непростую и дорогостоящую перевозку на Афон, в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь, двухсотпятидесятипудового колокола, который сами же и приобрели для обители. Большие пожертвования на постройку храмов получали от Григория и Фёдора русские миссии в Иерусалиме и Японии.
Делом всей жизни для братьев Каменских стало строительство в Перми Успенского женского монастыря. Всё началось с возведения простой деревянной Казанской церкви. Постепенно вокруг храма Каменские пристраивали здания для приходских нужд. Вскоре при церкви образовалась многочисленная женская община и было решено устроить монастырь. Каменские взяли на себя все расходы по строительству и содержанию новой обители. Главный монастырский храм — каменный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был также возведён на их личные средства. Братья обеспечили монастырь капиталом, на проценты с которого обитель могла существовать.
У себя на родине, в селе Данилиха Пермского уезда, братья открыли приют для бедных детей. В Перми они устроили приют для сирот, специально купив для этого большой дом на углу Покровской и Верхотурской улиц. Пароходчики Каменские были попечителями Городской общественной богадельни, выделяли на её содержание немалые деньги, а в 1885 году построили при ней каменную церковь в честь святого Симеона Верхотурского.
В завещании один из братьев Каменских, Фёдор Козьмич, оставлял родным наказ жить в согласии и не скупиться на помощь ближним. Ровно на десять лет пережил брата Григорий Козьмич. Он скончался в 1883 году. Дети и внуки продолжили не только пароходный бизнес братьев, но и их дела милосердия, оставив о роде Каменских добрую память на века.
Все выпуски программы Имена милосердия
Под нежностью пледа. Алёна Боголюбова
Недавно мой супруг уехал в командировку. На две недели. Для нас — это очень долгое расставание. Вечером я так же, как мы обычно делали с мужем, налила чай, села на диван и включала добрый фильмы. Но в этот вечер не было уютно. Я почувствовала грусть и прохладу.
Ну, грусть — понятно откуда. Я скучаю по любимому человеку. Мне не для кого приготовить ужин, принести чай с джемом или горячий шоколад, как он любит. А вот прохлада... Почему я чувствую прохладу? Ах да... Муж всегда, когда мы усаживались на диван перед телевизором, укутывал меня пледом. Это было так привычно! Я перестала замечать маленький трогательный жест, это проявление любви и заботы.
Можно укутаться в плед и самой. Но этот процесс будет иным. Ты, скорее, накинешь плед, как куртку, стоя. Потом сядешь или ляжешь. А затем я еще долго подтыкаю плед под себя. Все время кажется, что где-то есть щелочки, в них поддувает. Тянусь поправить, плед вылезает с другой стороны.
А вот когда укрывает близкий человек с заботой, плед всегда меня очень комфортно окутывает. Муж еще поправит, как я попрошу. Такое милое домашнее внимание.
И вспомнилось мне, как однажды была на репетиции спектакля. Режиссер придумал сцену, где молодые люди в приемном отделении больницы ждут результатов обследования мамы. Молодой человек должен был укутать девушку пледом. Реквизитор принесла сложенный плед. И актер прямо так и положил этот свернутый плед на плечи девушке.
Он не знал, как это сделать — укутать человека. И смог это исполнить лишь тогда, когда режиссер сам поднялся на сцену и показал, как правильно укрыть человека пледом.
Оказалось, такой обычное действие не всем известно, не всем понятно.
Святой апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Все должны относиться с нежностью друг к другу. Нежность — это так тонко, едва заметно. И проявляется она часто вот в таких трогательных мелочах. И как дорого сердцу, когда в семье эти мелочи становятся нормой.
Через 2 недели вернулся мой муж. Я приготовила ужин — его любимую запеченную рыбу. А после трапезы мы пошли смотреть фотографии из его поездки. Супруг взял плед и укутал меня. И я с особым чувством сказал ему: «Спасибо, любимый! Это так приятно!»
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Обидеть и не забыть. Алёна Боголюбова
Однажды на проповеди священник рассказал пронзительную историю, которая меня очень тронула.
Один пожилой монах, готовясь к переходу в вечность, молился, чтобы Господь открыл ему грехи, о которых он забыл. И пошел как-то вечером к колодцу за водой. А устройство поднятия воды там было мудрёное, крутилось на велосипедном колесе со спицами. И вдруг одна из спиц срывается и втыкается старцу в глаз, остановившись буквально в миллиметре от зрачка.
И вспомнил монах, как в детстве забавлялся с котенком и тыкал ему в глаз спицей. Так, попугать. А Господь показал, что грех это был. Нельзя животных обижать.
Я вышла из храма и потом еще долго оставалась под впечатлением. Монах ведь, казалось бы, не причинил котенку вреда, так по-детски играл с ним. Но жестоко играл, пугал. И забыл.
Так же и с людьми, бывает, пошутим, разыграем, что-то скажем, не задумываясь. А это ранит. Не тело, душу другого человека. И самое страшное, что мы это забываем.
Есть такой афоризм: «Всем, кого обидел, всё прощаю». А ведь не смешно. Как внимательно нужно относиться к чувствам других людей. Как важно не уходить из общения, не зная, какой след в душе ближнего ты оставил.
Мне кажется, жить, не раня других, можно только, прося у Бога научиться любви. Изначально любовь должна быть в сердце, а не жестокость и не равнодушие! И дай, Господи мне, как тому монаху, вспомнить все плохое, что я совершила. И покаяться.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Немного о себе. Алёна Боголюбова
Когда пишу какие-то рассказы из жизни, замечаю, что при редактировании приходится удалять из текста очень много слов. Почти одинаковых слов. Знаете, каких? Перечислю: «Я, мне, меня».
Они, порой, по два три в одном предложении попадаются. И я задумалась, что же это за напасть такая? Ни одно другое слово не повторяется так часто!
Стала обсуждать это со знакомыми. И коллега истолковала ситуацию следующим образом: «Это — нормально! Человек воспринимает мир относительно себя. И транслирует себя в мир. Это — так называемый, здоровый эгоизм».
Я в чем-то с ней согласилась. Действительно, когда мы видим, например, что человеку больно, мы можем это понять, только вспомнив собственную боль. Представление о тех или иных явлениях — плод нашего личного опыта.
Но хорошо, когда все это помогает нам понять ближнего, а не просто транслировать себя миру. И ещё важно понимать, что и другие так же осознают мир лишь через собственный опыт. И он у нас может быть очень разным. Предположу, что одно и то же явление мы можем осознавать по-разному, наполнять разными смыслами. Отсюда — сложность в коммуникации. Иногда она доходит до конфликтов и даже тупиков в отношениях, особенно, когда и слышать друг друга не умеем.
Но христианам доступно не только то, что естественно, но и сверхъестественное. Где Господь хочет, нарушается естества чин.
Для христианина, на мой взгляд, в центре системы координат — Христос, а не собственное «Я». Тогда появляется возможность видишь окружающих. И видеть в них Христа. А чем ближе мы к Богу, тем ближе становимся друг ко другу.
Глядя на Господа, на абсолютную любовь, и сами учимся любить, согреваемся, умягчаемся.
Кстати, сколько раз в рассказе о себе у меня встречается слово «Бог»? Тоже важный вопрос, о котором стоит подумать!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











