«Господин Великий Новгород» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Господин Великий Новгород»

Господин Великий Новгород
Поделиться Поделиться

«Господин Великий Новгород», студия: Мосфильм, режиссёр: Алексей Салтыков

(немецкая речь)

— Где эти реликвии древней славы Новграда?

— Пока неизвестно, господин генерал.

— Их обязательно надо найти. Соборные колокола Новграда должны звонить в Берлине, в день нашей победы. Это желание фюрера.

В августе 1941 года в Великий Новгород вошли немецкие войска. Руководству города из Москвы был дан приказ — уходить. Но как оставить на разграбление и поругание фашистам древние храмы, которые когда-то видели самого князя Александра Невского? Из Новгорода не успели вывезти многие музейные ценности. Остались и колокола звонницы Софийского собора. Много веков они созывали новгородцев на молитву и сообщали о набегах неприятеля. Их нужно непременно сохранить, укрыть от врага. Только как это сделать, если самый большой гигант весит целых 26 тонн, а людей, техники, а главное — времени, не осталось. Между тем, у фашистских оккупантов имеются вполне определённые планы — и на древнюю реликвию, и на сам Новгород. Как, впрочем, и на всю страну...

Такие события разворачиваются в картине «Господин Великий Новгород». В начале программы прозвучал отрывок из этого фильма. Снял его режиссёр Алексей Салтыков в 1985 году и приурочил к 40-летнему юбилею Победы и празднованию 1125-летия Новгорода. Впрочем, лента интересна и актуальна независимо от дат. И прежде всего, потому что предлагает зрителю поразмышлять о понятиях духовных, а значит — вечных. У режиссёра получилась военно-историческая драма удивительной глубины и силы. Салтыков говорил, что ему хотелось исследовать моральный, нравственный и духовный облик человека перед лицом смертельной опасности, когда стоит вопрос не только его собственной жизни и смерти, но и существования его родной земли.

Именно перед такими обстоятельствами оказались главные герои фильма — музейщик Егор Чудин, его жена Вера, секретарь городского парткомитета Алексей Бородин и их товарищи. Им стало известно, что фашисты со дня на день ожидают прибытия эшелона со взрывчаткой — немцы намереваются разграбить древний город, а потом стереть его с лица земли. Казалось бы, что могут противопоставить таким планам несколько практически безоружных, напуганных людей? Вот это мы и увидим в картине Алексея Салтыкова «Господин Великий Новгород».

Сценарий для картины написал сам режиссёр в соавторстве с писателем-фронтовиком, историком Юрием Лимановым. За основу были взяты реальные факты и исторические документы, которые сценаристы искали и изучали в новгородских архивах. В сценарий также вошли эпизоды из романа «Господин Великий Новгород», повествующего об Александре Невском. Его в 70-е годы ХХ века написал известный филолог-русист Дмитрий Балашов. Кстати, он ещё и сыграл в фильме одну из ролей. Фрагменты этого произведения воплощаются в картине в качестве ретроспективы. Периодически действие из военного 41-го переносится в далёкое прошлое. Мы видим новгородского князя Александра Невского накануне битвы с тевтонцами — немецкими рыцарями. В одном из таких эпизодов князь навещает колокольных мастеров, которые как раз отливают те самые Софийские колокола. Спутник Александра сомневается, что в условиях угрозы войны стоит тратить металл подобным образом. Но у князя другое мнение на этот счёт.

— Чуден ваш талант, мастеры. И ремесло. И мудрость знания тайны огня и влаги земной. И высокого колокольного звона, от земли и огня, зовущего к небесам.

— Подумай, князь Александр, надо ли сотворять звононосное литьё? Отдавать скудные руды, дорогое железо, когда Новогороду время оборужать городскую рать, мечи отковывать.

— Без духовной опоры и меч не крепок, в руке воина.

О силе духа, о том, на что она способна, и о вещах, в которых человек эту духовную силу черпает, говорит с нами режиссёр Алексей Салтыков в своей картине «Господин великий Новгород». И, наверное, совсем не случайно женские персонажи в фильме носят имена Вера, Надежда и Любовь. На вере, надежде и любви как евангельских добродетелях во все времена держалась Святая Русь. И во дни князя Александра Невского, и в годы Великой Отечественной. Мне очень понравилось необычное художественное решение, которым в фильме подчёркивается эта духовная связь. В одном из эпизодов ретроспективы, когда Александр Невский перед сражением с германцами обращается к жителям города, неожиданно звучит музыка из песни «Священная война» — «Вставай, страна огромная...»

Прошлое, настоящее и будущее народа неразрывно связаны. Иногда стоит заглянуть в историю, чтобы вспомнить, в чём наша сила. Мне кажется, как раз об этом фильм Алексея Салтыкова «Господин Великий Новгород».

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем