
Деян., 50 зач., XXVII, 1-44.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть истории про чудесный улов рыбы: это происходило тогда, когда апостолы действовали по указаниям Христа, при этом стоит помнить, что апостолы были профессиональными потомственными рыбаками, Христос же по Своему земному ремеслу никого отношения к рыбной ловле не имел, Он был плотником. Нечто подобное мы можем наблюдать и в первохристианскую эпоху: ученики Христовы, научаемые Богом, оказывались дальновиднее профессионалов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит 27-я глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава содержит рассказ о чудесном спасении апостола Павла и его спутников во время морской бури.
Глава 27.
1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.
В этой довольно пространной истории мы видим то же, что и в Евангелии: человек, не являющийся специалистом, даёт советы профессионалам, и его советы оказываются верными, более того, они помогают спасти жизни людей. Апостол Павел, предостерегая против продолжения пути ничего не сказал об источнике своего знания, его слова звучали так: «Мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Деян. 27:10). Однако мы понимаем, что видение Павла было прозрением от Бога, а потому и слова Павла — это не столько его собственные слова, сколько слова Того, Кто имеет власть над всем творением. Как мы только что услышали, моряки не поверили апостолу и продолжили путь. В конечном же итоге всё случилось так, как о том предвозвещал святой апостол.
Эта история может быть нам интересна вот по какой причине: Бог неизменен, значит, неизменна и Его способность открывать людям ту информацию, которую Он сочтёт нужным открыть. Однако воспринять эту информацию могут далеко не все, у большинства попросту нет необходимого навыка, ведь для такого уровня общения с Богом нужно, как минимум, научиться усердной нерассеянной молитве. Любой, кто стремится к такой молитве, знает, насколько непросто её обрести, обучению такой молитве можно посвятить всю жизнь.
Впрочем, не стоит забывать, что есть среди нас и те люди, которые умеют так молиться. Их совсем немного, о них мало кто знает, но они есть, и они способны поступать подобно апостолу Павлу — открывать людям то, что бывает известно лишь Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 сентября. О страсти винопития

Сегодня 11 сентября. День трезвости.
О страсти винопития — протоиерей Константин Харитонов.
Как победить страсть винопития? Эта страсть побеждается, как и все страсти, постом и молитвой. Конечно, было бы хорошо, если бы мы сразу детей уже приучали к воздержанию, к посту. Пост освящает человека, ибо он освящён самим Богом. И он имеет такую силу, как имеют силу святая вода, святой елей и всё то, что освящено в Церкви благодатью Божией. Так и пост.
Если в основу мы положим пост, воздержание, то в такую душу не войдет злой дух алкоголизма. Но если же мы будем жить невоздержанно, то мы можем быть удержимы любой другой страстью. Не только винопитие. Есть много других страстей, которые также погубляют человека. Но самая яркая такая страсть — это страсть алкоголизма.
И это, конечно, такой вот сложный вопрос для всего нашего Отечества. Это сложная такая тема для многих семей. Многие плачут, рыдают в семьях, видя спивающихся своих близких.
Упование наше и прибежище наше — это Божья Матерь. Будем молиться Ей и просить помощи о вразумлении и исцелении наших здравствующих сродников. Не будем опускать руки, не будем отчаиваться. Будем просить Бога, Его Пречистую Матерь и святого Иоанна Крестителя о том, чтобы Господь послал помощь, вразумление и исцеление нашим родным и близким.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 сентября. Об отношении православных к дню памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 11 сентября. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об отношении православных к этому дню — священник Николай Дубинин.
Сегодня Церковь празднует усекновение главы Иоанна Крестителя. Хотя, казалось бы, очень странно называть такой скорбный день, тем более мы сегодня постимся, словом «праздновать». Но всё же для духовной жизни, несомненно, это праздник, потому что Иоанн Креститель увенчал свою славную жизнь венцом мученической кончины за свидетельство о правде.
И более того, Церковь в кондаке сегодняшнего праздника говорит о том, что его Предтечи во славное усекновение было божественным смотрением, то есть промыслом. Чтобы и сущим во аде Спасово проповедовать пришествие.
То есть Иоанн Предтеча предтёк перед Христом свои проповеди не только в земной жизни, не только здесь на земле предуготовил путь для проповеди Христа, но также он сошёл во ад и там проповедовал скорое пришествие Господа, который и явился после своей кончины на Голгофе и проповедовал всем сущим во аде свою победу над дьяволом.
Поэтому Церковь в этом событии усматривает проповедь Иоанна Крестителя для всех сущих во аде о скором явлении Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 сентября. О личности и мировоззрении Германа Титова

Сегодня 11 сентября. В этот день в 1935 году родился советский космонавт Герман Титов.
О его личности и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Герман Титов был дублёром Юрия Гагарина. И оба они, крещённых русских человека, следовали традиции, установившейся между космонавтами, — посещать перед полётом Троице-Сергиеву лавру и брать благословение у игумена русской земли преподобного Сергия на вылет в космос.
Это говорит о том, что русский человек даже в тяжелые годы официального безбожия таил в своём сердце искру веры, наследованную от бабушек, от матерей. Веру, которая укрепляет человека на каждом шагу его жизни, особенно в критических обстоятельствах.
Смотря на портрет молодого космонавта, мы видим тот же, что и у Юрия Гагарина, открытый взор, проникаемся ощущением внутренней силы и отдаём дань этому поколению людей, которые явили красоту личности русского человека в эти послевоенные десятилетия.
Скончался Герман Титов уже в XXI столетии, остепенённый, почтённый всеми наградами, вкусив полной чашей земной жизни, он не забывал Господа Бога своего и погребён на Новодевичьем кладбище среди великих сынов России.
Все выпуски программы Актуальная тема