Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 24-38

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Пророка Исайи

Книга пророка Исайи, Глава 48, стихи 17-22, Глава 49, стихи 1-4

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Бытия, Глава 27, стихи 1-41

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Библейские чтения

Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 22-30

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, Глава 1
Читать далее
Книга пророка Исайи, Глава 48
Книга пророка Исайи, Глава 49
Читать далее
Книга Бытия, Глава 27
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 8
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно, будучи за рулём, я включил радио — и услышал старую, давно забытую мною песню из советского фильма «Приключения Буратино» — песню фонарщиков. Внимательно вслушавшись в слова, я неожиданно для себя понял, что она имеет прямое отношение к смыслу сегодняшнего праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы. Давайте послушаем отрывок из 1-й главы Евангелия от Луки — и затем снова поразмышляем над смыслами и праздника, и этой песни.

Глава 1.

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Наверное, вы уже догадались, что общего между «Песней фонарщиков» и Благовещением: Пречистая Дева говорит ангелу — «да будет», и фонарщики говорят — «да будет свет!» Я думаю, все вспомнили, что именно эти слова — третий стих первой книги Бытия, когда Бог творит мир.

Смотрите, какая выстраивается интересная картина: между «да будет!» Бога Творца — и «да будет мне по слову Твоему!» Девы Марии лежат тысячи лет — а может, и куда больше! — но при этом ответ Марии является продолжением оборванного ещё при Адаме диалога человека с Богом. После грехопадения Бог снова и снова пытается вернуть Адама к общению — но он снова и снова сбегает, отговаривается, оправдывается, перекладывает вину на Еву — и уже не в состоянии сказать простое — «Прости нас, Господи... да будет нам по слову Твоему!» Как много надо было пережить человечеству, какому количеству поколений надо было смениться, какое множество праведных трудов понести, чтобы однажды появилась Та Девушка, Которая без всяких «задних мыслей», тревог и сомнений окажется способной возобновить этот прерванный диалог.

«Да будет!» — сказанное Марией — это ведь тот самый наш, всечеловеческий отклик, на Божественное «Да будет!» — без которого действие Творца так и остаётся незавершённым, недоконченным. В этом человеческом «Да будет!» сконцентрирована вера в её предельном напряжении — ведь Мария совершенно не понимает, как это возможно — стать матерью, будучи девой, — но — целиком вверяет Себя Небесному Отцу. Это «Да будет!» оказывается преддверием величайшей Жертвы, Которую предстоит принести Матери — когда Она будет предстоять пред Распятием Своего единственного Сына. Мариино «Да будет!» — не только «подхватывание» дальней дочерью Адама обрушившейся речи праотца — но и начало совершенно новой, ещё никогда ранее не виданной истории — истории вхождения в мир Бога в человеческой плоти!

В каком-то смысле от каждого из нас Бог ждёт такого же ответа на Его, Божий, призыв — чтобы мы тоже сказали своё «да будет мне по слову Твоему!» И однажды сказав «да будет!» — мы увидим, как сквозь это человеческое согласие быть верными Богу, следовать Его, а не нашей, воле — вокруг нас начнёт сбываться такое, о чём и помыслить было невозможно!

Шагаем вслед, вслед, вслед,

Туда, где тень, тень, тень.

Да будет свет, свет, свет.

Как будто день, день, день!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

«Мир сотворён Богом из ничего», — гласит один главных постулатов христианской веры. Не было никакой материи или любого другого вещества, совечных Творцу. Начало мира, о котором рассказывает нам Библия, это настоящее начало, старт с совершенно чистого листа. Однако Господь, решив создать мир и человека в нём, не отказался от заботливого попечения о творении. О том и говорит нам отрывок из первой главы Евангелия от Луки, читаемый сегодня, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Бог однажды исключительно свободно сотворил окружающий нас мир и нас в нём. Ровно так же по собственному желанию и по Своей любви к людям Господь две тысячи лет назад послал в мир Своего Божественного Сына — Иисуса Христа. Христос пришёл к нам не как триумфальный правитель. Он не спустился на глазах всего человечества с небес. Сын Божий избрал иной и крайне неудобный путь.

Бог пришёл в мир через неприметную, совсем юную Девушку по имени Мария. Дочь престарелых родителей, воспитанница приюта при Иерусалимском храме, Мария затем оказалась на попечении у престарелого Иосифа. Оба они, Мария и Иосиф, были потомками почти исчезнувшего рода царя Давида. Говорить о своей принадлежности к династии им было нельзя. Ведь жестокий узурпатор трона ветхозаветных царей Ирод Великий ревниво истреблял всех, кто мог поставить под сомнение его власть. Но Господь выбирает для Своего пришествия именно такой, очень сложный путь: родиться в бедности и бесславии.

И всё же событие Благовещения даёт место для удивительной радости в наших сердцах. Мы становимся свидетелями того, как, несмотря на все препятствия, всё сопротивление греховного мира, из маленького семени Божественной благодати начинает расти и распрямляться могучее, крепкое, несгибаемое древо промысла Божия. Ветхозаветный Израиль наконец-то оказывается не внешне, а духовно, по-настоящему готов, чтобы пророчество о пришествии в мир Спасителя начало сбываться. В недрах избранного народа появляется Та, Которая оказывается готова дать человеческое естество Сыну Божьему.

Богоматерь спрашивает у архангела Гавриила, как Она зачнёт Дитя, если не знает Его Отца. Посланник Небес отвечает, что зачатие произойдёт посредством Духа Святого, который сойдёт на Марию или даже изольётся на Неё. Эти слова косвенно указывают на ещё одно излияние Духа, которое состоится позже, в день Пятидесятницы, когда на земле появится Церковь Христова. Но уже здесь и сейчас, в день Благовещения, перезапускается история мироздания. В мир приходит новый Адам — Господь Иисус Христос.

Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем о первом и удивительном мгновении начала новой эпохи. Божия благодать вернулась к нам. Дальнейшее развитие евангельских событий показало, что Господь не собирался останавливаться на уже совершённом. И Его служение достигло цели, от которой отказался Адам. Небо и земля во Христе соединились, человеческое естество вознеслось во Спасителе на высоту Божественного совершенства. И свет, пришедший к нам через событие Благовещения, не иссякает. Погасить его не способны даже самые лютые грехи и преступления. В их власти лишь отделить нас от благодати Божией, но и то не окончательно. Ведь Господь, вошедший в историю мира в день Благовещения, по-прежнему не лишает нас Своего попечения и делает всё, чтобы мы, подобно Деве Марии, благодарно ответили на Его призыв, став Христовыми со-работниками и проводниками благодати Господней.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Направляет ли Бог человека по жизненному пути? Если да, то как это происходит? И какие проблемы здесь могут возникнуть? Ответы на эти вопросы можем найти в том отрывке из 48-й и 49-й глав книги пророка Исаии, которая читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 48.

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские.

19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих - как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.

20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".

21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.

22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Глава 49.

01 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;

02 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;

03 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

04 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

Бог учит нас полезному и ведёт по тому пути, по которому нам должно идти. С этой мысли начинается отрывок из книги пророка Исаии, который мы только что услышали. И сразу же возникает вопрос: а как Он нас учит и как Он нас ведёт? Ведь каждый день мы оказываемся в ситуации, когда нам необходимо делать хотя бы маленький, но выбор. Но никто прямо не подсказывает нам, какой именно выбор делать. Где же Бог в эти моменты? Где Его наставления и подсказки, в каком направлении нам двигаться?

В послании к Филиппийцам апостол Павел отвечает на этот вопрос. Обращаясь к своим адресатам, а в их лице и ко всем нам, он пишет: «Бог произво́дит в вас и хоте́ние и де́йствие по Своему́ благоволе́нию». Иными словами, Господь формирует глубинный мотив в нашей душе, который побуждает нас тянуться к благу, к истине, к свету. И мы часто не в силах объяснить, почему нас к этому влечёт. Нередко мы интуитивно выбираем чистоту и правду, несмотря на то что это грозит нам потерями и лишениями.

Однако здесь есть проблема. Пророк Исаия сегодня называет эту проблему Вавилоном. В шестом веке до нашей эры Вавилонская империя завоевала Израиль. Евреи были уведены в плен. Вавилон был многонациональным государством. На тот момент это было нечто вроде огромного рынка. Всемирная барахолка. Толпы народу. Яркие цвета, резкие запахи, ругань, смех, реклама на каждом шагу. Всякий на своём наречии нахваливает свой товар, чтобы продать его подороже. Весь это шум и гам обрушился на евреев.

Одним словом, богоизбранный народ оказался среди язычников, религиозные и нравственные представления которых по сравнению с верой и укладом жизни Израиля были довольное грубые. Однако голоса язычников звучали постоянно, со всех сторон и были весьма навязчивы. Они будили в душе иудеев новые, нередко низменные влечения и желания. И во всей этой какофонии услышать голос Творца было весьма затруднительно. Его перекрывали яркие, резкие эмоции. Поэтому и призывает Исаия своих единоплеменников выйти из Вавилона и бежать от Халдеев. В противном случае в этом шуме люди окончательно потеряют внутреннюю связь с Богом.

Слова пророка следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле. А потому, они весьма актуальны и для нас! Ведь внутри нас также шевелится целый клубок чувств и впечатлений, а современная жизнь довольно навязчиво предлагает возможность усилить эти голоса. Чтобы эмоциональное возбуждение не прекращалось. Всё, что поступает в душу через органы чувственного восприятия, постепенно формирует нашу внутреннюю мотивацию. Беда в том, что мы слепо доверяем ей. Мы даже предположить не можем, что всё это заглушает тихий голос Творца, который звучит в самой глубине нашей души. А потому и страдаем, но продолжаем бродить по собственной барахолке бесконечно и не можем найти выход.

Сегодня пророк Исаия предлагает выход из Вавилона. «О, если бы ты внимал заповедям Моим!» — говорит он от лица Бога. Это и есть выход. Начало свободы — навык сверять всякий свой мотив с заповедями Евангелия. Любое своё желание перепроверять вопросом: «Господи, а что Ты думаешь по этому поводу? Это от Тебя или во мне опять заговорила моя греховная одержимость?» Допустить мысль, что мои желания могут быть не тем, что я хочу на самом деле, — уже большой шаг. Если приучим себя делать его, Господь потихоньку, приведёт наш внутренний мир в порядок. Как говорит Исаия, Бог сделает его подобным реке и волнам морским. В нашем сердце появятся ширь, гладь, мир и покой.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой верующему человеку может показаться, что все труды его напрасны. Он искренне старается жить по-христиански, любить людей, но видит, что мир вокруг не меняется, и его посещает разочарование. Но правильно ли так рассуждать? Или возможен другой путь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 48-й и 49-й глав книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 48.

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские.

19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих - как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.

20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".

21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.

22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Глава 49.

01 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;

02 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;

03 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

04 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

Кому из нас не приходилось смотреть на жизнь другого человека и думать: ах, если бы ты не вёл себя так, всё в твоей жизни было бы по-другому. Ах, если бы ты не был азартным и не проиграл бы все свои деньги... если бы ты не был зависимым от алкоголя, ты бы не растратил своё здоровье, если бы ты не стал рабом греха — жизнь твоя была бы совершенно другой. Иногда все подобные размышления наши собеседники прерывают, говоря, что история не имеет сослагательного наклонения. Однако в сегодняшнем чтении из книги пророка Исаии мы видим, что иногда подобным же образом рассуждает не сентиментальный и ничего не понимающий человек, но Сам Господь, сотворивший наш мир. Причём слова Его особенно печальны тем, что в отличие от нас, Он точно знает, что все мы были сотворены для мирной и праведной жизни. Мы можем сказать: «Как кому на роду написано, тот так и живёт, у каждого своя судьба» и этим будто бы оправдать трагично сложившуюся жизнь, подчеркнув, что иначе и быть не могло. Но Бог знает, что история не только отдельного человека, но и всего мира могла бы быть другой. В сегодняшнем чтении мы слышим, как Он обращается к своему народу, а в его лице ко всему миру. Как любящий отец, добрый друг или заботливый учитель Господь сообщает людям то, что для них полезно и призывает идти по предназначенному для них пути, но они живут так, как хочет их сердце, и пожинают плоды собственного греховного выбора. Впрочем, Бог снова и снова даёт людям надежду, снова и снова позволяет им начать заново, несмотря на последствия их прежних поступков. Вот и сегодня тем, кто находился в плену, Господь обращает слова освобождения. Идите и не грешите больше. Последствия грехов не бесконечны, вы прощены и можете начать заново.

Но меняются ли люди? В конце сегодняшнего чтения мы слышим речь Мессии, о котором пророчествует Исаия. Она заканчивается печальными словами. Он спрашивает: не напрасно ли трудился и тратил силы, ведь люди вокруг не изменились? И в то же время, Он понимает, что жизнь Его не бессмысленна, и Бог в своё время явит Его правду и Он получит награду. Вслед за Ним, всякий человек, старающийся жить праведно в грешном мире может увидеть, что добро никогда не бывает бесплодно и усилия не бывают тщетными. Мы можем этого не замечать и печалиться, но Бог знает всё и видит даже те изменения, которых мы не замечаем. Поэтому вместо того, чтобы унывать от того, что люди не становятся лучше, стоит жить праведно и исполнять волю Бога, веря, что всё не напрасно.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История Богом избранного народа — это прообраз истории человека, практически все, что сказано о народе Израиля можно применить к любому человеку. Само по себе появление избранного народа не было ничем обусловлено, Бог по Одному Ему ведомой причине решил, что праотцу Аврааму необходимо уйти из родной земли, и отправиться туда, куда укажет ему Бог. Авраам не был единственным сыном своих родителей, как не был он и единственным человеком в своём родном шумерском городе Уре Халдейском, Бог мог обратить Свой взор и на какого-то иного человека, но Бог обратился именно к Аврааму.

Можно сказать, что Бог воззвал Авраама и вслед за ним весь еврейский народ из небытия, и если бы не было этого призвания, то мы бы ничего не знали об Аврааме, мы не знали бы даже о существовании такого человека, он был одним из миллиардов когда-то живших людей, о которых ровным счётом ничего не известно. То же самое можно сказать и о любом другом человеке применительно к его личной истории: мы все приходим в этот мир из небытия, конечно, наше появление на свет можно описать на языке биологии, но этот язык не в силах ничего сказать о появлении уникальной человеческой личности, он может говорить только о нашей телесной составляющей.

Далее от потомков Авраама требовалось слушать Бога и поступать так, как Он им повелевал. Бог через множество знамений засвидетельствовал Свою истинность и то, что Он пребывает с этим народом. Взамен же людям было обещано благоденствие, в новом русском переводе книги Исайи это обетование выражено очень красиво и поэтично: «О, если бы ты внимал повеленьям Моим! Тогда текло бы счастье твоё, как поток, твоё благоденствие было бы как волны морские» (Ис. 48:18). Увы, но израильтяне множество раз уклонялись от повелений Божиих, и потому их жизнь вовсе не была счастливой и благоденственной.

То же самое можно сказать и о практически любом человеке: если бы мы обращали внимание на ясно и недвусмысленно выраженную волю Божию, если бы мы были верны Евангелию, или хотя бы старались быть таковыми, то и жизнь наша была бы такой, какой ее обещал сделать Бог чтущим Его — спокойной, благоденственной и счастливой, это состояние было бы глубоко укоренено в сердце человека, и оно не зависело бы ни от каких внешних обстоятельств, точно также, как и обетования, данные Богом потомкам Авраама, не зависели от окружающих израильтян народов.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Бог через пророка обращается к народу, который находится в Вавилонском плену.

Почему это важно? Дело в том, что человеку оказавшемуся в трудной ситуации свойственно искать виновного. Тем более, стоит учитывать, что для иудеев, как для людей религиозных, было естественно верить в защиту и поддержку Бога. А раз они в плену, значит, и первым обвиняемым с их точки зрения мог быть Бог, Который, как они считали должен был охранять их от всех врагов и решать все их проблемы.

Что же мы видим? Отказывается ли Бог от своего народа? Начинает ли обвинять его?

Отнюдь нет. Для начала Бог называет себя искупителем своего народа. Мы привыкли к этому слову, но понимаем ли, что на самом деле оно означает? По еврейскому закону, если человек оказывался неспособен выплатить долги, за него мог заплатить родственник, став его искупителем. Должник находился в безвыходной ситуации, и искупитель фактически спасал его. Иными словами, называя себя искупителем израилевым, Бог говорит о том, что именно Он способен и готов спасти свой народ.

С чего же начинается спасение?

С указания причины возникших проблем. Ведь только осознав причину, человек может быть не только спасен от беды, он сможет избежать её повторения.

Бог научает человека полезному. В данном случае в еврейском тексте стоит слово, которое в бытовом плане означает просто выгоду. Т.е. уровень религиозного сознания пленников таков, что речь не идёт о любви... Бог говорит: соблюдай заповеди хотя бы потому, что это полезно тебе самому. И иди по пути, по которому должно тебе идти.

Отказом от Бога люди лишили себя мира и справедливости. Все эти возможности были у народа Божьего в допленную эпоху. Теперь трагедия не просто предсказывается, но является фактом. Мы привыкли к тому, что история не имеет сослагательного наклонения и всё же Бог возвращает людей к началу и говорит им: «если бы вы внимали заповедям Моим! тогда мир ваш был бы как река, и правда ваша — как волны морские». Но этого так и не произошло. Потомки Иакова могли бы быть как песок морской, но теперь всё это слышит остаток. Горстка людей, которые, вдруг узнают, что царь Кир, завоевавший Вавилон отпускает их на свободу, должны понимать, что на самом деле это «Господь искупил раба Своего».

Сегодняшнее чтение содержит в себе два плана: исторический и духовный. Пророк Исаия учит нас за политическим и социальным видеть духовное. При этом важно понимать, что он не назначает правых и виноватых, как привыкли делать обычные люди, но открывает Божий взгляд на происходящее. Будучи грешными и пристрастными людьми, мы вряд ли имеем право выносить вердикты исторических масштабов. Однако всматриваясь в собственное сердце, и, вслушиваясь в голос собственной совести, каждый из нас может обратиться к Богу и вернуться на путь, по которому мы призваны идти.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавшие слова в первую очередь адресованы еврейскому народу. С первых же строк мы слышим о том, что у Бога есть об Израиле особый замысел. Как говорит пророк Исаия, Господь учит своих избранников полезному и ведет по особому пути. Их цель — исполнить великую миссию, подготовить мир к пришествию Христа. Однако для того, чтобы это сделать, необходимо избавиться от всего скверного и нечистого в самом себе. Для этого Бог дает еврейскому народу закон Моисея и пророков. Следуя им, Израиль должен научиться хранить в чистоте свое тело, душу и сердце. Ведь, как говорится в Ветхом Завете, Бог свят, то есть, отделен от всего нечистого. А потому и те, кто хочет, чтобы Он вошел в их жизнь и полноценно проявлял в ней Себя, должны быть также отделены от источника всякого греха. В этом случае, по словам пророка, «мир твой был бы как река... И семя твоё было бы как песок... не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною». Иными словами, за эту верность, Бог умножил бы потомство Израиля, дал бы ему покой, так что жизнь его текла бы размерено, как воды широкой реки. Но что самое главное, Господь всегда помнил бы его имя. Это очень примечательное выражение. Дело в том, что на Древнем Востоке имя обладала сакральным статусом. Знать имя — видеть сущность предмета или явления. Знать имя человека — это не просто обозначать его в речи при помощи каких-то звуков или же на письме, используя определенные знаки. Знать имя — означает максимально участвовать в его судьбе. Поэтому и говорится в Библии, что Бог знает праведников по имени, а грешников Господь словно не видит. Ведь тот, кто не исполняет волю Творца, сам будто удаляется в тень. То есть, если Израиль будет выполнять заповеди Бога, между ними будут предельно личные, искренние отношения, которые возможны между двумя влюбленными, когда оба словно взаимопроникают друг друга.

Увы, но Израилю не всегда удавалось сохранить этот идеал. Поэтому сегодня мы и слышим слова пророка, которые исполнены горечи. «О, если бы ты внимал заповедям Моим!» — говорит он от лица Творца. Поэтому он и призывает народ выйти из Халдеи. Халдеей называли древний Вавилон, где евреи томились в плену за свои отступления от Бога и беззакония. Вавилон был не только конкретным городом и государством, но и символом греховной тьмы. Именно оттуда должен выйти Израиль, чтобы Бог опять вошел в их жизнь, и они смогли выполнить свое предназначение, как ее выполняет острый меч в руках искусного воина, или стрела, пущенная точно в цель.

Так и о каждом из нас у Бога есть свой замысел. Однако в то же время каждый из нас находится в Вавилоне собственных греховных пристрастий. А потому мы обречены блуждать в темноте, натыкаясь на разного рода препятствия, попадая в различные тяжелые и неприятные ситуации. Поэтому и обращается к нам пророк с призывом выйти из этой Халдеи. Иными словами, если мы хотим понять и выполнить свое предназначение, необходимо изменить свое поведении кардинальным образом. Наладить отношения с Творцом, открыть ему свое имя. Лишь в этом случае наша жизнь станет подобна широкой спокойной реке исполненной глубокого и непреходящего смысла.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этим отрывком заканчивается 48-я глава книги пророка Исаии и начинается 49-я, которая особенно важна в связи с тем, что в ней содержатся пророчества о Мессии, то есть о Христе. О том, что сказанное в этой главе имеет характер особенной важности, говорит ее начало: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние». Такое начало указывает на всеобъемлющий и универсальный характер последующих слов, на то, что пророчество Исайи имеет отношение не к какому-то конкретному лицу или народу, а ко всему миру.

А собственно мессианское пророчество начинается с фразы, которая следует за этими вводными словами: «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Очевидно, что речь здесь идет не о самом пророке Исайе. Он не был призван «от чрева, от утробы матери», его Господь призвал к пророческому служению в достаточно зрелом возрасте. На этом основании толкователи делают вывод, что речь здесь идет о Христе. На это указывают и дальнейшие слова пророка: «и соделал уста Мои как острый меч». Если не брать узкий круг специалистов по пророческим книгам Ветхого Завета и людей, которые глубоко интересуются книгами пророков, то слова Исайи мало кому знакомы. А если они и известны, то только в цитатах, чаще всего, апостола и евангелиста Матфея. Евангелие же и слова Христа известны даже тем, кто очень далек от христианства. Слова Христа способны менять всё. Вокруг нас есть неимоверное количество примеров того, как тот или иной человек почти случайно услышал какую-то евангельскую фразу и не смог на нее не откликнуться. Но даже если не было такого мгновенного и бескомпромиссного отклика, Христово слово напоминает собой закваску, которая невидима глазом, но при этом со временем она одно вещество превращает в другое. Христово слово заставляет жить по-новому, жить вопреки самому себе и своим привычкам. Это и есть тот самый острый меч, который упоминает Исайя.

Заканчивается же описание образа Христа еще одним поэтическим сравнением: «в колчане Своем хранил Меня». Бог посылал пророков, но их не слушали. Пророки были стрелами, которые Бог направлял Своей рукой. Но эти стрелы были слишком слабы в сравнении с той броней, которую они должны были пробить, стрелы ломались и гнулись, оставляя по себе лишь небольшие раны. Но в конечном итоге Бог послал Сына Своего Возлюбленного, об этом применительно к нынешнему отрывку святитель Кирилл Александрийский сказал так: «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане».

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Священное Писание никогда не пытается оправдывать своих героев, оно не скрывает их дурных поступков, и вместе с этим Писание показывает, что Бог сильнее человеческой греховной слабости, а потому Бог в силах и неблаговидные поступки библейских героев приводить ко благу. Так Бог поступает и с нашими грехами, если, конечно, мы их осознаём и раскаиваемся. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит очень известная история из 27-й главы книги Бытия, это история о благословении, которое обманом взял у Исаака его младший сын Иаков.

Глава 27.

01 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

02 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

03 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

04 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

05 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

06 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

07 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

08 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

09 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Мы знаем, что праотец Иаков — это тот человек, от которого произошёл великий народ, от него же произошёл и Спаситель мира Христос. Получается, что благословение, полученное Иаковом обманом от Исаака, исполнилось в совершенстве. И здесь невозможно не задаться вопросом: произнесённое благословение явным образом относится к Божиему действию, ведь именно Бог, согласно благословению, будет благотворить Иакову, так неужели Бога можно принудить к каким-то действиям обманом? Неужели ошибочно произнесённое родительское благословение имеет такую силу, которая заставляет Бога поступать определённым образом?

Авторитетные христианские толкователи только что прозвучавшего отрывка книги Бытия разделились на два неравных лагеря: первые оправдывают Иакова, и полагают, что его действия нельзя назвать обманом, и что он лишь взял принадлежащее ему по праву, если это действительно так, то все вопросы снимаются. Позиция других толкователей сложнее: в обмане они видят обман, за который впоследствии Иакову пришлось поплатиться — как он обманул отца, так его самого позднее обманул тесть. Однако при этом нельзя отрицать, что Бог благотворил Иакову, и потому мы снова встаём перед вопросом о возможности выкрасть себе чужое благословение и вынудить Бога поступать определённым образом.

Конечно же, такое невозможно. Человек ни при каких условиях не способен манипулировать Богом. Но при этом Бог снисходит к нашему несовершенству, и исправляет ко благу наши грехи. Совершенно замечательно об этом сказано в определении промысла Божия, которое мы можем найти в Пространном катехизисе Православной Церкви святителя Филарета (Дроздова). Это определение звучит так: «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». В истории Иакова мы видим как раз последнее: Бог исправил зло и обратил его ко благу.

Стоит ещё заметить, что святитель Филарет принадлежал к тем толкователям, которые не пытались оправдать Иакова, он в своих размышлениях по поводу услышанной нами сегодня истории прямо называл поступок праотца неправедным, и не стоит этому изумляться, ведь Иаков был человеком, ему, как и всем нам, было свойственно ошибаться, ну а Бог сильнее какого угодно человеческого несовершенства, Бог в силах изгладить наши грехи, но этот факт вовсе не должен служить для нас соблазном.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Человек — существо несовершенное. Нам очень далеко до того идеала, который демонстрировали христианские святые. Но как же тогда угодить Богу? Как обрести в Его глазах благосклонность? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 27-й главы книги Бытия, которая читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 27.

01 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

02 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

03 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

04 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

05 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

06 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

07 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

08 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

09 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

В семье праведника Авраама был порядок: наследником отца становится старший сын. Причём не только наследником всего материального имущества семьи, но и в первую очередь наследником духовных благословений. Он становится следующим патриархом. Через него и его потомков Бог даст благословение и спасение всему человечеству.

Старшего внука Авраама, Исава, совершенно не интересовали духовные материи. Он весь был сосредоточен на земном. Охота и женщины — вот его интерес. Зато младший внук Авраама, Иаков, всегда жаждал чего-то большего. От всего сердца он хотел одного — послужить Богу. Стать полноценным участником священной истории. Поэтому он и совершает те поступки, о которых рассказывается сегодня. Не единожды обманывает брата и совершает преступление против немощного отца. Инструменты Иакова — хитрость и даже коварство. Однако в итоге именно он становится родоначальником дома Авраама. Именно из его рода однажды рождается Спаситель мира Иисус Христос.

Эта история не про то, что к высокой и благородной цели нужно идти всеми доступными средствами. Писание ясно показывает, что Иаков ответил сполна за свои проступки. На собственном опыте испытал, что значит интриги и раздоры в собственной семье. Эта история о том, что Бог работает с тем материалом, который есть в Его распоряжении. Он готов смириться до того, что не будет обращать внимания на наши слабости. Он готов закрывать глаза на наши прегрешения и оберегать нас от тех, кто требует справедливого возмездия. От нас требуется лишь одно — искреннее желание служить Ему. Искать Его волю. Понуждать себя к исполнению Его заповедей. И тогда Он войдёт в нашу жизнь и устроит нашу судьбу, даже несмотря на наш тяжёлый и скверный характер. Он возьмёт наше несовершенство к Себе на службу, направит его к благим последствиям. И несмотря на всё наше недостоинство сделает нас участниками священной истории.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В самых разных сферах нашей жизни мы сталкиваемся с историями подобными той, что услышали в сегодняшнем чтении. Человек, у которого были все возможности, не добился ничего, в то время как другой, не имея ничего, прикладывает массу усилий и получает задуманное. Смотришь, ребёнок вполне обеспеченных родителей проедает заработанное другими, в то время как ребёнок бедных зарабатывает состояние. Бывает человек из верующей семьи — остаётся равнодушным, а кто-то из атеистической — выбирает путь веры и достигает духовных высот.

Всё это хорошо, скажет кто-нибудь, но только если делается честно. В то время как в сегодняшнем чтении мы видим явный обман. И ситуация действительно может показаться довольно однозначной, если не знать контекста. А он следующий. Праотец Исаак — человек внешне ничем не примечательный. Однако он несёт в себе то, чем не обладает больше ни один человек на земле — он находится в завете с Творцом. Язычники, окружавшие его, почитали своих богов и ждали от них только земного благополучия, в то время как Исаак, пусть и на своём уровне понимания, ждал спасения от истинного Бога. В своё время Исаак получил от Авраама благословение, которое означало не просто земное благополучие или старшинство среди братьев. Оно означало преемство завета, за сохранение которого он теперь оказывался ответственным.

И вот у него — Исаака — рождаются двое сыновей. Исав и Иаков. Они двойня — один совсем незначительно старше другого, при этом по темпераменту совершенно разные. Исав — земной, страстный, непослушный, Иаков — возвышенный, любящий, внимательный. Исав по праву имеет перспективы старшего и главного в роде, но для него в этом важны лишь земные амбиции. Иаков ни на что не рассчитывает, хотя очень желает первородства... И более того, покупает его у брата за похлёбку. Это последнее обстоятельство очень важно. Исав не просто в шутку, но с клятвой уступил первородство Иакову. Всё это делает поступок Ревекки и Иакова, если не более нравственным, то во всяком случае более понятным. Их целью была не борьба за власть, славу или богатство... Иаков стремился к первородству, потому что хотел быть наследником завета.

Известны случаи, когда люди приписывают себе несколько лет и обманывают власти. При этом одни делают это для того, чтобы получить доступ к развлечениям, а другие для того, чтобы пойти на фронт, защищать отечество. Обман первых — постыден, но обман вторых — жертва своим благочестием ради высокой цели.

Может показаться, что сегодняшнее чтение — это рассказ об обмане, но на самом деле он о том, что в общении с Богом нельзя рассчитывать на формальность. Для него важно не столько формальное родство со святыми и не столько законное первородство, сколько искреннее желание находиться в Завете и быть продолжателем веры отцов.

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с благословением Исаака, полученным дерзким обманным путём — одна из шокирующих в Библии. Казалось бы: Священное Писание «всё свято и назидательно» — и тут на тебе такое: обман, подлог, снова обман — сплошная хитрость и лукавство — и — ни слова не то что осуждения, но даже лёгкого укора! Да как вообще такое возможно? Неужели ради достижения великой цели Бог дозволяет идти на что угодно — даже на самые безнравственные поступки?

Да, с точки зрения формальной нравственности поступок Иакова — это подлость. В самом прямом смысле слова — потому что результат основан на сознательном обмане родного отца и эксплуатации его старческой немощи. Но — не будем торопиться с выводами, а лучше внимательнее вчитаемся в текст: похоже, тут далеко не всё так просто.

Святитель Филарет Московский, комментируя этот эпизод Священной истории, обращает внимание на несколько деталей — которые нам поначалу не кажутся чем-то особенным. Во-первых, почему благословению должна была предшествовать праздничная трапеза — и почему именно из дичи — когда вокруг паслись стада одомашненных животных? Святитель пишет: «Исаак, видев Исава, за недостатком ловитвы продавшего свое первенство, посредством ловитвы же хотел узнать, угодно ли Богу возвратить ему потерянное. Итак, требование ловитвы от Исава было требование знамения от Бога; и Бог ответствовал Исааку, только не точно тем знамением, которого сей желал; ответствовал медленностью ловли Исава и тайным Ревекке внушением о Иакове». Вот так разворот! Оказывается, Исаак до последнего вздоха не ощущал себя «собственником» благословения Божия — а лишь орудием в руках Того, Кто и являлся его источником! Мы ничего не знаем, были ли какие-то внутренние колебания у Исаака, насколько он был в состоянии внутренней борьбы между личной любовью к Исаву и очевидностью превосходства Иакова — но главное другое. Исаак не дерзает самостоятельно разрешить это недоумение, предлагая всем участникам... сыграть в своего рода игру — в которую включён и Сам Господь Бог! Причём несомненно, что и сценарий самой игры — тоже был целиком передан в ведение Господа: от Исаака был лишь первый ход — отправить соискателя благословения на охоту — ну а дальше — пусть Сам Бог и управляет! Ведь победителей, как известно, не судят!...

В нашей жизни тоже бывают ситуации, в которых желанной очевидности совсем не видно. В метаниях между вариантами выбора можно потратить все силы — извести себя самого — и не добиться никакого результата. История с Иаковом и Исааком подсказывает, как правильно — опираясь на Священное Писание — поступать в ситуации «застрявшего решения»: сделать свой первый шаг — и делегировать Богу безграничные права Ему Одному ведомыми судьбами подтолкнуть ситуацию в ту или другую сторону. И после этого — лишь внимательно наблюдать, в каком именно направлении в итоге будет всё развиваться. В этом — вера и честное признание перед лицом Божиим своей недостаточности, ограниченности — и когда с такими мыслями мы обращаемся к Богу, Он обязательно нам подскажет!

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Когда-то даже самые привычные для нас сегодня вещи были людям в новинку. В наши дни мы не задумываясь, если начались проблемы со здоровьем, отправляемся куда? Правильно — в поликлинику. Но, как вы уже догадались, так происходило не всегда. В древности подобных поликлинике учреждений просто не существовало. Больные лечились у знахарей, травников, костоправов. Впервые оказывать людям систематическую медицинскую помощь начали в городе Кесария Каппадокийская (территория нынешней Турции) в четвёртом веке по инициативе местного епископа — святителя Василия, прозванного впоследствии Великим. Святитель Василий построил в Каппадокии целый комплекс зданий, включавший храм, школу, детский приют и лечебницу — прообраз современной поликлиники. Создание Василиады, так прозвали построенный святым комплекс зданий, далось ему огромным трудом. В том числе, приходилось Василию иметь дело с враждебными действиями власти — двух императоров: еретика Валента и язычника Юлиана Отступника. Святому было очень тяжело, но он справлялся с непростой участью при помощи молитвы, в которой в частности просил — «лукавые поступки добрыми сделай, Господи, благостью Твоей». И действительно все враждебные происки неприятелей Бог оборачивал по просьбе Василия на пользу христианам Каппадокии. В сегодняшнем библейском чтении речь также идёт о человеческом лукавстве и о том, как Господь зло способен направить к добрым целям. Мы становимся свидетелями обмана. Престарелого праотца Исаака обманывают его супруга Ревекка и второй сын Иаков. Ревекка захотела, чтобы предсмертное благословение отца получил её любимец Иаков. Старшего же сына Исава она захотела духовного наследства отца лишить. План Ревекки удался. Она замаскировала Иакова — надела на него одежду брата и обернула руки сына козьей шкурой (Исав был чрезвычайно волосат). Слепой Исаак не распознал обмана. Вместо старшего сына он благословил младшего, таким образом передав ему миссию по сохранению веры в истинного Бога. Греховное действие совершилось, и оно, конечно же, не принесло Иакову жизненного счастья. Духовное преступление вообще никогда радости не доставляет. Но Ревекка думала, что благословение отца гарантирует её любимому сыну безоблачную жизнь. Будущее, однако, показало, что богоизбранничество ведет за собой массу трудов и даже неприятностей. Иаков смог убедиться в этом на собственном опыте. Но, к его чести, ветхозаветный праведник оставался верным Господу всегда и, каясь в грехах прошлого, смиренно нес возложенную на него миссию. Чему учит нас сегодняшнее чтение? Тому, что Бога, во-первых, нельзя обмануть. И если даже хитрость удалась, это еще ее значит, что Господь идёт у нас на поводу. Во-вторых, не стоит унывать и опускать руки, когда кто-то или что-то мешают нам совершать добрые дела. История, как библейская, так и церковная, доказывает — человеческие злоба и лукавство ничто перед благим промыслом Божиим. Отец Небесный никогда не оставляет верных ему людей. И помогает им, не только духовно вдохновляя и поддерживая, но и оборачивая на помощь богоугодным целям лукавство мира сего.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что мы услышали отрывок из истории одного из выдающихся родоначальников еврейского народа по имени Иаков. Его жизнь начинается с очень неприглядного поступка — он обманывает своего старшего брата и престарелого отца, чтобы получить первородство. Почему же, спросим мы, такой человек стал в итоге во главе богоизбранной нации? Почему Бог допустил, чтобы он явился одним из предков Сына Божия, Иисуса Христа? Неужели Священное Писание таким образом поощряет нас идти к своей цели, несмотря ни на что, используя любые средства? Это вопросы, которые неизбежно возникают при знакомстве с этим эпизодом.

Все станет на свои места, если мы приглядимся к этой истории внимательней. Старший брат Иакова по имени Исав был человеком мужественным и прямым. Но его совершенно не интересовала та миссия, которую Господь возложил на их семью. Именно поэтому он с легкостью продает свое первородство за чечевичную похлебку. Он совершенно безразличен к вопросам веры и нравственности. Об этом красноречиво говорит то, что вопреки воле родителей, он женился на язычницах. А за его необузданный нрав и распущенность апостол Павле прямо называет его «блудником и нечестивцем». Иными словами, несмотря на его прямодушие и мужество, он показал полную несостоятельность для дела руководства народом Божиим. А именно этим должен был заняться старший сын после смерти отца.

Иаков иной человек. В его сердце живет вера. Он жаждет всей душей принять полноценное участие в той миссии, к которой Господь призвал его отца Исаака и деда Авраама. Поэтому он всеми правдами и неправдами и пытается заполучить первородство. Иаков горит любовью к Богу, а потому и совершает такой предосудительный в глазах людей поступок. И посмотрите, Библия в итоге не осуждает его. Она показывает, что так совершилась воля Божия. Действительно, именно от одного из потомков Иакова родился Иисус Христос. Именно поэтому Исаак, чувствуя, что совершилось нечто, что человеку нельзя постичь своим умом, не наказывает своего сына.

Конечно же эта история не о том, чтобы мы шли к своим целям по головам, оправдывая это тем, что так угодно Богу. Здесь совершенно иной акцент. Скорее она открывает нам важный духовный закон. Одно дело, когда судим о людях мы, другое, то, как их видит Бог. Мы обращаем внимание на внешность, черты характера, темперамент. Господь в первую очередь смотрит на сердце, Ему важно, на что оно готово ради Него. Насколько глубоко в нем может укоренится вера. Такому человеку Он даст в итоге победить все свои недостатки, а все его поступки, даже неприглядные, обратит в итоге на пользу ему самому и тем, кто его окружает.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. С древних времён люди задумываются о своём месте во вселенной и зачастую приходят к печальным выводам. Когда-то в древности они, хотя и верили в богов, с грустью признавали, что своим творцам они не нужны. Сегодня, отрицая мир божественный, некоторые учёные вообще сравнивают человечество с плесенью, возникшей на задворках вселенной. А как христианство смотрит на мир и место человека в нём? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы книги Притчей Соломоновых, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 8.

22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;

23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,

26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,

28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,

Человеку, погружённому в суету дней, кажется совершенно лишним задумываться о своём месте в мире. Главное выжить, добыть еду, получить возможность отдохнуть. И всё же, нам стоит научиться среди всех этих шумов хотя бы иногда останавливаться и задумываться о себе, о своей жизни, профессии, семье, о том, почему всё сложилось так, а не иначе. Важно потому, что от выводов, которые мы сделаем, будет зависеть, какой путь мы выберем дальше. Может статься, что мы продолжим путь, а может быть осознаем, что забрели совершенно не туда, куда хотели бы.

Отрывок из книги Притчей, который мы услышали сегодня, представляет собой речь Премудрости. При этом важно понимать, что это не просто литературный приём и не олицетворение. Премудрость в книге Притчей, как и потом во всей христианской традиции, осмысляется как одно из имён Слова Божьего, того Слова, Которое, как известно, было в начале. Но для того, чтобы понять, насколько это важно, нужно вспомнить, что сегодня Благовещение, то есть день зачатия Христа Спасителя. И выбирая ветхозаветный отрывок к этому празднику Церковь указывает на книгу Притчей, в которой Премудрость Божия говорит о Себе как о Той, Кто был с Господом с самого начала, ещё до творения мира, буквально до начальных пылинок вселенной. Этим отрывком Церковь подчёркивает, что ради нас человеком стал не просто высший ангел, не одно из творений, но Тот, Кто участвовал в Творении. И не просто участвовал, но делал это с радостью и веселием. Примечательно в одном из древних переводов Премудрость говорит: «Я была тою, которую Он хвалил, когда радовался, совершивши Вселенную».

Люди в истории нередко называли мир местом скорби и считали, что в жизни больше поводов для печали, чем для радости. Они, конечно, веселились, но при этом знали, что их концом будет смерть. Именно поэтому во всём их веселье подспудно присутствовала скорбь. Так ощущали жизнь не только люди древности, подобные переживания близки многим и сегодня. Учитывая же увеличение продолжительности жизни и уровень медицины и комфорта, доступный многим людям сегодня, смерть кажется ещё более нелепой и несправедливой.

Отрывок из книги Притчей, услышанный нами сегодня, совершенно отличается по интонации от того, что говорит нам мир. Мы видим в нём Божию заботу, Его мастерский труд, искусство и творчество, обращенные к миру! Но самое главное мы видим в нём радость и веселие, с которыми Бог создаёт мир, и ясно понимаем: Он любит Свои творения и сколько бы ни было в мире печали, сколько бы ни было трудностей, в его основе не печаль, но радость... Господь творил мир радуясь и Он стал человеком, чтобы научить нас смотреть на мир другим взглядом, видеть в нём не только конечность жизни, но и радость грядущего воскресения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
07.04.2025понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ