Книга Бытия, Глава 49, стихи 33
Книга Бытия, Глава 50, стихи 1-26
Перед нашим мысленным взором — история смерти и погребения праотца Иакова и последний период жизни Иосифа — вплоть до его кончины.
Общее, что связывает судьбу останков Иакова и Иосифа — завещание обрести место последнего упокоения не в Египетской земле, но в Палестине. Почему же это было столь важно для праотцев — разве самому умершему не всё ли равно, где будут лежать его кости?
Не будем забывать, что Иаков — родоначальник всех двенадцати колен еврейского народа. Твёрдо памятуя обетования Божии о том, что из него произойдёт великий народ, и какая именно земля была обещана Богом его потомкам, Иаков настаивает, чтобы его тело было перенесено в Палестину, в заранее подготовленную гробницу. Причём не просто «настаивает» — буквально «заклинает» поступить именно так — в противном случае неминуемо будет навлечено на ослушников проклятие! Значит, в этом сложнейшем и очень затратном в материальном плане перенесении останков Иакова был глубочайший смысл — простирающийся далеко за пределы его современников!
Тот, кто знакомился с историей религий, не мог не заметить, насколько важным для любой религиозной традиции является почитание предков. Этот факт послужил основанием даже для формирования одной из гипотез происхождения религии — настолько он был очевиден для всех исследователей. Останки того, кто сыграл значимую роль в жизни рода — своего рода «точка сборки» будущих поколений, без которой происходит очень быстрое размывание идентичности и утрата того, что именно отличает этот род от любого другого. И как гениально сформулировал эту мысль поэт:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как безотрадная пустыня
И как алтарь без божества.
Какие потрясающие по своей глубине — поистине пророческой! — слова! Тело усопшего буквально «оживотворяет» землю — оно влагается в неё не как прах, но словно семя — из которого обязательно произрастёт новая жизнь! Эта идея снова и снова повторяется у разных народов и эпох: пирамиды ли, курганы, своим устройством воспроизводящие материнскую утробу, погребальные ли холмики — словно возвышающийся живот беременной — всё это об одном и том же: смерть неразрывно связана с продолжением жизни. И качество этой новой жизни во многом обусловлено отношением живых к тем, из чьих рук была принята эстафета жизни.
Великим постом почти каждую субботу совершается особое поминовение усопших. Как же важно именно в этот период богослужебного года не только формально подать записки об упокоении родных, но и приложить усердие к изучению своего рода, ещё глубже всмотреться в лица тех, кто покоится в земле, ещё тоньше ощутить эту непрекращающуюся связь времен и поколений! И когда мы наполняемся трепетным благоговением к нашим предкам, то однажды открываются сокровища того благословения рода, которое никогда не случится, пока наши корни находятся в небрежении!
Помогай всем нам Господь быть внимательными к своим корням — ведь именно оттуда мы и получаем вдохновляющие нас силы!