Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Иоиля, Глава 2, стихи 12-26

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Книга пророка Иоиля, Глава 2
Читать далее
Книга пророка Иоиля, Глава 3
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек так устроен, что ему значительно легче исполнять то или иное предписание, если он понимает, в чём его смысл. Конечно, иногда люди не хотят разбираться и просто следуют указаниям, но в таком случае исполнение становится трудным и обычно заканчивается срывом и пренебрежением к тому, чему пытались следовать. Понимая это, в преддверии поста мы задумываемся над тем, как стоит его осмыслить, чтобы увидеть конкретные плоды? Отчасти на этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 2-й главы книги пророка Иоиля, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 2.

12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.

13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.

14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?

15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.

16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.

17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"

18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.

19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.

20 И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла.

21 Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.

22 Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.

23 И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде.

24 И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем.

25 И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас.

26 И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки.

Говоря о духовном смысле поста, мы обычно называем его временем покаяния и обновления, проживая которое, мы приходим к празднику светлого Христова Воскресения. И хотя сегодня мы знаем, что в древней Церкви значимой частью постного пути были помощь ближним и просвещение, покаяние, конечно, играло центральную роль и в то время. Всё это более-менее очевидно. Однако не очевидно другое. Подлинного покаяния по расписанию не бывает. Не может быть такого, чтобы грешник говорил себе так: «Сегодня ещё погрешу, а завтра осознаю тяжесть преступления, начну рыдать, плакать и изменю свою жизнь». Естественно, человек может отказываться от покаяния, заглушать в себе совесть, закрывать глаза на очевидное, отмахиваться от обличений, но это как раз и означает, что подлинного осмысления ситуации, в которой он живёт, в нём ещё не произошло. Но что же бывает по расписанию? Много чего. Целенаправленный и осмысленный труд, например. Гениальные стихи не написать по расписанию, но зачастую они рождаются в душе того, кто много работает над своим даром. То же самое можно сказать о покаянии. Подспудно человек чувствует, что процессы, связанные с изменением жизни, для него возможны и нужно только найти время и силы, чтобы сесть и как следует со всем этим разобраться. Помогая ему, начать этот процесс Церковь приглашает его к покаянному пути. Неслучайно в сегодняшнем чтении Бог призывает свой народ: «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему». «Разве возможно искренне плакать и рыдать по призыву извне?» — спросит кто-нибудь. «Нет, конечно», — ответим мы. — «Но можно искренне задуматься о своих грехах, перестать отмахиваться от совести и осознать, что время для изменения жизни пришло».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня, когда мы уже вступили в непосредственную подготовку к Великому посту, в храмах читаются особые чтения из Ветхого Завета — паремии. Мы слышим слова пророка Иоиля, обращённые к еврейскому народу. Его речь очень эмоционально насыщенна, он убеждает людей остановиться и все силы бросить на духовные подвиги в надежде, что тогда Бог явит Свою милость и не допустит великой беды.

К чему именно призывает пророк? «Разодрать сердца свои» перед Богом и обратиться к Творцу в посте, плаче и рыдании. Если посмотреть на этот призыв пророка с точки зрения нашего современника, едва ли это может понравиться. Ведь по своей сути — это призыв отказаться — причём свободно, не будучи ничем и никем вынужденным! — отказаться от всех тех благ, которые и составляют систему ценностей для большинства: комфорт, покой тела, сытость, безмятежность, позитив и одни сплошные положительные эмоции. Вот именно это всё — согласно слову пророка Иоиля — необходимо оставить в стороне и предаться особому состоянию души, для которого в церковной лексике есть прекрасное понятие — злострадание.

Пост в своей идее и есть самое настоящее произвольное злострадание. Мы отказываемся от всего, что не является жизненно необходимым, и существенно повышаем присутствие духовного в нашей обыденной жизни. Особенно этот контраст остро ощутим на первой неделе, когда тело ещё помнит вчерашнюю сытость — и жестоко обманывается в своих ожиданиях продолжения. Но зачем нужен пост? Разве Богу на самом деле приятно, когда человек сознательно причиняет себе злострадание? Как, с позволения сказать, «работает» пост?

Я хотел бы привести вот какое сравнение. Тот, кто знаком со сферой профессионального спорта, легко меня поймёт. Когда спортсмен готовится к важному соревнованию, в его жизни не будет никаких незначащих мелочей. Хороший тренер буквально влезет в каждую подробность его быта, чтобы максимально собрать, сконцентрировать все силы для желанной победы. Регламентации будет подвергнуто всё: режим дня, сон, рацион питания, супружеские отношения. И всё потому, что тренер из личного опыта знает: нет здесь никаких мелочей — всё имеет значение. Также, как в симфоническом оркестре при большом многообразии инструментов каждый из них — нужен и важен — также и для спортсмена небрежное, житейски привычное отношение к обстоятельствам жизни, недопустимо.

Христианин — как и говорит апостол Павел — тоже на «поприще», на состязании — только не спортивном, а духовном. Наша цель — святость и участие в Царстве Божием. И здесь тоже требуется продолжительная подготовка — тренировка — без которой победы не видать. Жизнь церковного человека плотно связана с богослужебным ритмом, где период поста регулярно побуждает нас провести ревизию своей жизни, внимательнее заглянуть в глубины души, отработать новые добрые навыки, избавиться от дурных привычек. Но всё это не может произойти само собой, без нашего усилия и труда. Да, как и у спортсменов, и у нас есть свои праздники и периоды более лёгкой жизни. Но как же прекрасно это предвкушение великопостных трудов, когда буквально руки уже чешутся поместить себя в такие строгие рамки поста, в которых жить по-прежнему, по-житейски — уже точно не получится!..

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В преддверии начала Великого Поста, когда согласно уставу в среду и пятницу не совершается Божественная Литургия, в храме мы слышим чтения из пророческих книг. Иоиль, один из так называемых «малых пророков», от лица Бога призывает еврейский народ искренне, от всего сердца, обратиться к своему Господу, вернуться к исполнению заповедей — и если это произойдёт, то и гнетущие Иудею враги исчезнут, земля даст обильный урожай, стихийные бедствия тоже отступят.

Казалось бы, всё понятно и совершенно логично: Бог наказывает людей за плохое поведение. Когда же люди исправляются — снова всё возвращается на свои места. Только один вопрос так и остаётся в воздухе: если всё на самом деле именно так и происходит — зачем тогда нужен Христос Спаситель? Веди себя согласно закону — и тюрьма тебе не грозит — разве не так?!

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как мы учились писать. Сначала в прописях мы обводили самые простые геометрические фигуры — и главное было, не выходить за границы изображения. Потом, по мере того, как разрабатывались мышцы руки, образовывались новые нейронные связи в нашем мозге — задачи становились сложнее. Вот уже и без всяких прописей мало-помалу появляются буквы, из них — слова, из слов — предложения. И когда ребёнок, высунув язык от усердия, пишет диктант — ему и в голову не придёт, что очень скоро, он не чужие слова будет воспроизводить, а свои собственные мысли. Но именно ради этого его и учат писать палочки, крючочки и кружочки: без них у него ничего большего не получится!

Для ветхозаветного человечества закон Моисея, чётко регламентировавший весь уклад жизни, был тоже своего рода «прописями». Если ребёнок начинает бунтовать, отказываться писать — умелый педагог найдёт способ вернуть его в правильное русло. Да, самым эффективным инструментом для вразумления людей были несчастия: войны, голод, стихийные бедствия. Но также, как и ребёнок изучает прописи для того, чтобы в итоге владеть навыком письменной речи — также и цель ветхозаветного закона вовсе не ограничивалась исключительно безбедной жизнью как таковой. Всё это — тоже прописи, только духовные. А главное — было ещё впереди!

Для чего нужны были эти «детские» духовные упражнения, показал Христос Спаситель. Однажды мой друг, тонкий и глубокий режиссёр, сказал: любое произведение искусства — произведение из двух слагаемых: мастерства и вдохновения! Не будет мастерства — получится дилетантщина. А без вдохновения любое, даже самое безупречное мастерство — безжизненно. Христос приходит на уже подготовленную законом почву, чтобы не «разрушать» прописи — но наполнить их содержанием, смыслом, жизнью — одним словом, Духом! Именно об этом и говорит дальше пророк в своей книге — но об этом подробнее мы поговорим уже во время Великого Поста!

Читать далее
Читает и комментирует

Как-то к моему знакомому священнику пришёл человек, который сказал, что он хотел бы построить что-нибудь для Церкви. Храм был в городе, территории практически не было и всё было уже построено. Зато нужны были материалы для воскресной школы: парты, стулья, оргтехника... и многое другое. Священник предложил ему купить все, что необходимо для воскресной школы, но тот отказался, так как ему хотелось сделать нечто видимое, он хотел принести Богу ощутимую, буквально осязаемую жертву.

На первый взгляд этот рассказ очень странный, ведь очевидно, что парты, стулья, даже зарплата педагогам, была бы вполне достойной жертвой... Кажется, с чего такое стремление к тому, чтобы жертва была именно такой. Однако, на самом деле мы сами очень часто проявляем веру, в первую очередь, видимым образом. Оправдываем мы себя очень просто, говоря, что человек существо не только духовное, но и телесное. И раз уж у него есть тело с органами чувств, ничего плохого нет в том, что ему хочется видимого подтверждения некоторых своих переживаний. И вот мы ищем особенных песнопений, особенных икон, особенных храмов, особенны слов, которые помогли бы нам настроиться на нужный лад. В них самих, конечно, ничего плохого нет. Плохое начинается тогда, когда форму мы начинаем принимать за содержание, когда думаем, что, создав некоторую атмосферу, мы уже совершили религиозные действия, которое от нас требуется. Впрочем, все это совершенно не удивительно, ведь несмотря на то, что внешние вещи требует физических усилий, они оказываются проще чем внутренние, которые требуют усилий духовных.

Сегодняшнее чтение приготавливает нас к Великому посту. Оно начинается с очень важных слов. Бог говорит: «обратитесь ко мне всем сердцем в посте плаче и рыдании». Иными словами, Бог призывает нас к тому, чтобы мы изменили свою жизнь. Само слово обращение встречается в Ветхом Завете довольно часто и означает оно полное покаяние, которое, как разворот на 180 градусов предполагает изменение всей жизни, когда человек шёл в одну сторону и вдруг разворачивается и идет в другую.

Но далее Бог употребляет еще более сильный образ: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии». Общеизвестно, что в Ветхом Завете человек в знак скорби должен был разорвать на себе одежды. Но все это было лишь внешним знаком, за которым могло не быть ничего... Зная это, Бог говорит... и не только иудеям древности, но и каждому из нас сегодня, чтобы вместо внешних знаков нашей веры, которыми мы обычно украшаем нашу жизнь, мы украсили ее знаком внутренней, сердечной перемены, которая и может быть единственно ценной перед Богом.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пророк Иоиль, отрывок из книги которого мы только что услышали, жил в относительно спокойное время. Не было войн, не было каких-либо масштабных трагедий, но не было всеобщего благоденствия и небывалого расцвета. Обстановка была спокойной, но спокойствие это было относительным: границы Иудеи сузились до самых малых размеров, в нее входил лишь Иерусалим и его окрестности, кроме того, страна находилась под персидским владычеством. Долго так продолжаться не могло, пророк Иоиль это ясно видел, и потому он своими словами пытался возбудить дух покаяния. Он призывает к посту и молитве. Именно поэтому отрывок из его книги читается незадолго до начала Великого поста. По сути дела, любой человек чем-то похож на Иудею времен жизни пророка: все относительно неплохо, могло бы быть и хуже, но тем не менее, хорошего не так-то и много. Бог показал пророку Иоилю выход, пророк же передает слова Бога: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему». Есть всем известные формы поста: о них с легкостью можно осведомиться где угодно, можно, в частности, узнать о постном уставе, о рецептах приготовления постных блюд, о том, какие и когда совершаются богослужения. Это важная часть, но значительно важнее другое, то, что в русском переводе выражено призывом «раздирайте сердца ваши». Призыв звучит странно и непонятно. Чтобы понять, о чем идет речь, надо вспомнить о некоторых иудейских обычаях поста, в частности, об обычае раздирать свои одежды в знак печали и видимого свидетельства покаяния. Но это легко сделать и без всякого сердечного чувства, без всякой искренности. Точно так же, как и самая суровая диета с небывалым количеством молитв и поклонов вовсе не обязана быть проявлением искренности в отношениях с Богом. Бог же хочет, чтобы покаяние исходило из сердца. Святитель Иоанн Златоуст полагал, что у пророка Иоиля речь идет о том, чтобы смирить свое сердце, так, как смирил его мытарь из Христовой притчи о мытаре и фарисее, чтобы ни над кем не надмеваться и ни о ком не думать в отрицательном ключе. Это, и по мысли святителя Иоанна, и по мысли пророка Иоиля, и, что самое важное, по мысли Самого Бога и есть истинный пост, такой, от которого будет не только диетическая польза.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История Ветхого Завета очень часто напоминает военную историю: в библейских книгах мы постоянно встречаем описание различных битв, читаем о конфликтах между отдельными людьми и целыми народами, читаем о порабощении одних народов другими, много там и таких рассказов, итог которых — торжествующая несправедливость. Неизбежно возникает вопрос: к чему всё это? И можно ли ждать благополучного финала? А если можно, то каким он будет? На эти вопросы отвечали пророки Ветхого Завета. Делал это и пророк Иоиль. Отрывок из 3-й главы его книги сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.

Глава 3.

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.

16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

Православное христианское богословие знает учение о двух предстоящих судах, тех судах, которых никто не сможет избежать. Первый из них богословие называет «частным», и под ним подразумевается суд, «который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти». Как и любое иное богословское учение, учение о частном суде находит своё основание в Священном Писании, к примеру, в книге Иисуса, сына Сирахова, в которой есть такие слова: "Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его (Сир.11:26—27). Конечно, это далеко не единственное основание для убеждённости православного богословия в существовании частного суда, есть и другие, в том числе и евангельские, такие, как притча Христова о богаче и Лазаре.

Время этого суда от нас не сокрыто, оно известно, и оно совпадает с временем телесной кончины человека. Но есть в богословии и учение о Всеобщем суде, который мы также называем Страшным. С ним всё значительно сложнее. Основная же сложность состоит в том, что нам неизвестна его дата. Священное Писание даёт некоторые признаки его приближения, но вместе с этим оно довольно категорично требует не пытаться высчитывать точное время, которое совпадает с временем Второго Пришествия Христова и с временем кончины известного нам физического мира. Информацию о Страшном Суде мы можем найти как в книгах Ветхого, так и Нового заветов.

Только что прозвучавший отрывок из книги пророка Иоиля как раз и есть одно из мест Ветхого Завета, в котором говорится о Страшном Суде. Центральное место в этом рассказе занимает конкретная географическая точка — Иерусалим.

Однако, как это часто бывает с пророческими словами, за словами пророка о конкретной географии стоит не буквальный, а духовный смысл, и смысл этот заключается в том, что Истина с большой буквы, то есть наш Спаситель и Бог Иисус Христос пришёл в мир именно в Иерусалиме, в его пригороде Вифлееме, Он пострадал, умер и воскрес в Иерусалиме, и Он же будет судить народы. Христос — не только Источник нашего бытия, Он же и наш Судья. Как нет иного источника бытия, так нет и иного Высшего Судьи, нет иной Истины, и любой человек, который желает для себя блаженной вечности, призван обратить свой взор ко Христу, призван возложить на Него всё своё упование и поступать так, как учил нас Христос.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Чтение из книги пророка Иоиля потрясает своим космическим масштабом: в дело Дня Господня включается буквально всё мироздание — и солнце меркнет, и луна, даже далёкие звёзды лишаются своего света на фоне явления Господа Бога. Для усиления образа грозного «момента истины» пророк использует хорошо понятный для каждого иудея образ точила — пресса для отжима сока из винограда. Обычно этот пресс представлял собой либо яму, обложенную глиной, либо специально вырубленное в каменистой породе достаточных размеров углубление. Туда, в точило, сбрасывался урожай, и когда его набиралось достаточно — виноград давили ногами, как правило, этот процесс был одним из самых радостных. Неспроста именно точило — где подготавливается вино — и гумно — место, где хранились необмолоченные колосья злаковых — для иудеев были символами земного благополучия. Хлеб и вино — важнейшая, если не основная, часть пищевого рациона в те времена — поэтому и отношение к ним — исключительное.

Но в образе точила есть не только положительная сторона. Процесс, когда зрелые виноградины под ударами ног разрушаются и из них вытекает алый сок, неоднократно в Библии используется как образ войны, перемалывающей человеческие жизни. И именно в этом смысле пророк Иоиль говорит о том, что «точило наполнено до краёв», оно словно просит, чтобы его наконец-то начали давить в сок. Другими словами — сама жизнь людей буквально требует скорейшего наступления Божественного суда, их самих «распирает» от собственных беззаконий — также, как перезревшие виноградины начинают лопаться.

Но зачем пророк всё это говорит? Неужели ему доставляет удовольствие предвкушать ужасы гибели и горя, которое охватит всё мироздание? Конечно же, нет: его задача — не испугать, но побудить к осознанию неизбежности наказания, если всё так и останется, как было раньше. Покаяние — по-еврейски «тшува» — вот к чему зовёт пророк. Радикальный разворот не только мыслей, но и самого образа жизни. И теперь становится понятным, почему именно это чтение Церковь избрала в дни последней подготовительной недели к Великому посту.

Ещё раз зафиксируем мысль пророка: пока есть некоторое время, необходимо оставить все второстепенные дела и всё внимание, всё желание направить на изменение жизни. Для нас, христиан, это время — период Великого поста. Если к концу поста в нашей жизни всё так и осталось, как было раньше, — это вовсе не добрый показатель «устойчивости» и «стабильности», а, напротив, яркое свидетельство полной невменяемости. Если даже великопостные труды не в состоянии разогреть наше застывшее сердце, пробудить заснувшую совесть, растормошить душевную косность — тогда у нас проблемы, и проблемы очень серьёзные. Ведь неспроста именно Великий пост, со времён самого раннего христианства, воспринимался как исключительный период для покаяния, когда абсолютно всё — и ограничения в пище, и усиление молитвы, и стремление к внутренней тишине, и уход от любых развлечений и удовольствий — работало на пробуждение силы покаяния. А ведь эта сила настолько могущественна, что под её натиском не может устоять никакой порок и грех, никакая, даже самая злостная и многолетняя страсть, не в состоянии вынести это движение человеческого духа к своему источнику — Богу.

Хорошо бы нам почаще вспоминать об этом не только в преддверии, но и внутри Великого поста — чтобы к Светлому Христову Воскресению подойти обновлёнными, очищенными и вдохновлёнными!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим грозную апокалиптическую речь, с которой Бог через пророка обращается к людям. Причём, как это часто бывает, адресатами его слов оказываются не только иудеи, но и все люди земли. И хотя в буквальном смысле речь, конечно, идёт о народах, которые окружали Израиль, пророк говорит не только об исторической эпохе, но вместе с тем указывает и на окончательные судьбы мира. И если мы попробуем кратко сформулировать основную мысль всего чтения, она будет довольно простой: Бог приходит в мир, чтобы навести в нём порядок. Он будет вершить суд над народами, которые достаточно себя проявили и утвердились в своём злом выборе. Злоба наполняет их жизнь, как виноградный сок переливается через край давильни. Все живут так, как будто бы не знают истинного Бога. Но такое положение дел не вечно. Суд Божий неотвратим, потому что этот суд — как кризис — оказывается результатом не только решения Божьего, но внутренних нестроений, которые ведут цивилизацию греха к разрушению.

Почему же столь грозное чтение звучит в храмах накануне Великого поста? Почему для Церкви оказывается так важно напомнить о Божием суде, который неминуем для тех, чья жизнь исполнена неправдой? Ответ довольно прост: пост — это время, когда суд над собой и своей жизнью мы вершим сами.

Но кто-нибудь спросит, что такое этот суд? Что в практическом отношении он подразумевает? Опять какие-нибудь богословские теории? Нет. То есть, конечно, всякое действие христианина может быть осмысленно в богословских категориях. Но, когда речь идёт о суде над собственной жизнью, каждый понимает, что речь идёт о вещах практических.

Главный вопрос, который надо себе задать: действую ли я в своей жизни по правде? Что я сею вокруг себя, добро или зло? Конечно, люди бывают по-разному воспитаны, они могут ориентироваться на разные ценности, но в глобальном смысле ответ на вопрос для каждого будет очевиден.

В день Господень Египет и Едом становятся пустынями, в то время как земля Иудеев оказывается исполнена всяких благ. Совершенно очевидно, что современные географические названия к толкованию пророчеств не применимы. Речь идёт о том, что путь зла и измены Богу оканчивается пустыней, в то время как путь покаяния и исправления приводит к полноте жизни. Однако и тот и другой путь — это пути практические, пути жизни и смерти, пути добра и зла. В глубине своей совести большинство из нас понимает, чем должна быть наполнена наша жизнь, а чего в ней быть не должно... Осталось только найти в себе силы, чтобы начать наводить в ней порядок.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Хотя Великий пост начнется только в понедельник следующей недели, Церковь через богослужение уже начинает готовить нас к наступлению этого значимого периода в календаре православного христианина. Вокруг нас шумит масленица, блины и другие вкусные угощения радуют глаза и желудки. Но сквозь эту широкую, звенящую радость масленой недели настойчиво пробивается тихое звучание песнопений, напоминающих нам о скором начале периода покаяния и непростого духовного труда. Сегодняшнее богослужение очень похоже на великопостное. Литургия не служится — её заменяют иные службы. Не читаются также отрывки из Евангелия и апостольских посланий. Вместо них мы слышим произведения авторов Ветхого Завета. Они наполнены грустью и посвящены главной теме масленой недели — Страшному суду. Только что мы с вами слышали слова пророка Иоиля. До сих пор идут споры, когда жил этот святой, но большинство исследователей склоняется к мнению, что Иоиль жил до покорения Иудеи вавилонским царем Навуходоносором II. Скорее всего, пророк обитал при Иерусалимском храме и хорошо знал быт ветхозаветного священства. Строки пророческих предсказаний святого посвящены именно столице Иудейского царства. Именно здесь, по мнению Иоиля, должен будет пройти суд Божий над людьми в конце времен. Конкретным местом Страшного суда для пророка является долина Иосафата (иначе — Кедронская долину), которая до сих пор существует. Она расположена рядом со старой частью Иерусалима. БОльшая часть толкователей пророчества Иоиля говорят об условности такой географии и призывают обратить внимание на символический смысл слов святого. Имя еврейского царя Иосафата, похороненного на территории знаменитой долины, переводится как «Господь судит». И суд Божий, по указанию Иоиля, начнется над людьми только по одной причине — количество злобы и ненависти в мире будет таким огромным, что не останется никакого смысла продолжать историю человечества. Перед Господом предстанут все люди — и живые, и уже умершие. Участь их окажется разной. Для кого-то радостной, для кого-то печальной. Причиной такого разделения будут сами люди. Страшный суд Иоиль уподобляет сбору плодов — плодов жизни. И вердикт, который мы услышим, продолжит траекторию нашего существования. Тот, кто от Бога бежал и прятался, так и продолжит существовать без Него. Тот, кто к Богу стремился, получит возможность навсегда остаться под защитой Его любви. В мире, по мнению пророка, наконец-то установится справедливость. Мы часто становимся свидетелями, как благочестивые люди подвергаются притеснениям. В довольстве и достатке живут те, кто заставил свою совесть молчать. Иоиль предрекает, что в день Страшного суда всё встанет на свои места. Земля греха лишится прежней зелени, явит всем свою мертвенность. Сухая, обезвоженная обидами почва праведников, насытится водами благодати. Книга пророка Иоиля вдохновляет и страшит одновременно. Она напоминает нам о том, какую ответственность мы несём, прежде всего, перед собой за каждый поступок и слово. Будем же жить так, чтобы в день Страшного суда нам перед Богом не было стыдно.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
02.03.2022среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****