Книга пророка Иоиля, Глава 2, стихи 12-26

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни для кого не секрет, что мы сейчас переживаем не самые лучшие времена: идут военные действия, гибнут люди, многие вынуждены оставить свои дома и скитаться. Однако если кто-то из священников сделает публичное заявление и скажет, что всё это имеет свои духовные причины, а потому должно привести нас к переосмыслению жизни и покаянию, то такого священника мгновенно поднимут на смех: во-первых, кто он такой и куда он лезет, а во-вторых, какое такое покаяние, если у военного конфликта есть вполне понятные геополитические причины? Нам зачастую кажется, что пост, молитва и покаяние как средства для остановки трагедий — это пережиток дикого прошлого, некий доставшийся нам от предшествующих поколений атавизм, нечто категорически несерьёзное. Любопытно, что точно так же к этим средствам относились и в библейскую эпоху — пророки призывали к посту и покаянию, но их мало кто слушал. Один из таких призывов содержится во 2-й главе книги пророка Иоиля. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
Библейская история нас учит, что благоденствие общества напрямую связано с его благочестием. Если же происходят какие-то беды, то стоит, наряду с устранением последствий, заняться и устранением первопричин несчастий, первопричины же всегда состоят в забвении Бога и Его заповедей. Конечно, формально люди могли быть вполне благочестивы, то есть они могли исполнять всё то, что было предписано законом Моисея, но при этом их жизнь позволяла пророку Исайе от лица Бога сказать такие слова: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).
Вообще, пророки с удивительным упорством повторяли одну и ту же мысль: истинное благочестие состоит не в формальном исполнении заповедей, а в том, чтобы сделать себя самого принадлежащим Богу. Услышанный нами только что отрывок книги пророка ИоИля говорит о том же: наряду с призывом к покаянию ради нормализации жизни народа, пророк проповедует призыв «раздирать сердца ваши, а не одежды ваши», то есть каяться нужно не через какие-то внешние действия, а через изменение сердца, или, иначе, путём радикальной перемены всего склада жизни.
Кроме того, Иоиль говорит, что покаяние должно быть всенародным, что из него не должен быть исключён никто — ни младенец, ни старик, ни радующиеся заключению брака жених с невестой. В награду же пророк обещает прекращение всех нестроений и всестороннее благоденствие общества.
Поверили ли пророку слушавшие его люди? История отвечает на этот вопрос отрицательно, однако слова пророка продолжают звучать, его слова о покаянии лежат в основе многих песнопений Великого поста, а отрывок из книги пророка Иоиля звучит в последние предпостовые дни. Да, пророк не был услышан своими современниками, но может быть его сумеем услышать мы?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов