Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.

16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Чтение из книги пророка Иоиля потрясает своим космическим масштабом: в дело Дня Господня включается буквально всё мироздание — и солнце меркнет, и луна, даже далёкие звёзды лишаются своего света на фоне явления Господа Бога. Для усиления образа грозного «момента истины» пророк использует хорошо понятный для каждого иудея образ точила — пресса для отжима сока из винограда. Обычно этот пресс представлял собой либо яму, обложенную глиной, либо специально вырубленное в каменистой породе достаточных размеров углубление. Туда, в точило, сбрасывался урожай, и когда его набиралось достаточно — виноград давили ногами, как правило, этот процесс был одним из самых радостных. Неспроста именно точило — где подготавливается вино — и гумно — место, где хранились необмолоченные колосья злаковых — для иудеев были символами земного благополучия. Хлеб и вино — важнейшая, если не основная, часть пищевого рациона в те времена — поэтому и отношение к ним — исключительное.

Но в образе точила есть не только положительная сторона. Процесс, когда зрелые виноградины под ударами ног разрушаются и из них вытекает алый сок, неоднократно в Библии используется как образ войны, перемалывающей человеческие жизни. И именно в этом смысле пророк Иоиль говорит о том, что «точило наполнено до краёв», оно словно просит, чтобы его наконец-то начали давить в сок. Другими словами — сама жизнь людей буквально требует скорейшего наступления Божественного суда, их самих «распирает» от собственных беззаконий — также, как перезревшие виноградины начинают лопаться.

Но зачем пророк всё это говорит? Неужели ему доставляет удовольствие предвкушать ужасы гибели и горя, которое охватит всё мироздание? Конечно же, нет: его задача — не испугать, но побудить к осознанию неизбежности наказания, если всё так и останется, как было раньше. Покаяние — по-еврейски «тшува» — вот к чему зовёт пророк. Радикальный разворот не только мыслей, но и самого образа жизни. И теперь становится понятным, почему именно это чтение Церковь избрала в дни последней подготовительной недели к Великому посту.

Ещё раз зафиксируем мысль пророка: пока есть некоторое время, необходимо оставить все второстепенные дела и всё внимание, всё желание направить на изменение жизни. Для нас, христиан, это время — период Великого поста. Если к концу поста в нашей жизни всё так и осталось, как было раньше, — это вовсе не добрый показатель «устойчивости» и «стабильности», а, напротив, яркое свидетельство полной невменяемости. Если даже великопостные труды не в состоянии разогреть наше застывшее сердце, пробудить заснувшую совесть, растормошить душевную косность — тогда у нас проблемы, и проблемы очень серьёзные. Ведь неспроста именно Великий пост, со времён самого раннего христианства, воспринимался как исключительный период для покаяния, когда абсолютно всё — и ограничения в пище, и усиление молитвы, и стремление к внутренней тишине, и уход от любых развлечений и удовольствий — работало на пробуждение силы покаяния. А ведь эта сила настолько могущественна, что под её натиском не может устоять никакой порок и грех, никакая, даже самая злостная и многолетняя страсть, не в состоянии вынести это движение человеческого духа к своему источнику — Богу.

Хорошо бы нам почаще вспоминать об этом не только в преддверии, но и внутри Великого поста — чтобы к Светлому Христову Воскресению подойти обновлёнными, очищенными и вдохновлёнными!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!