Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21

Бог идёт для того, чтобы судить человека. Эта идея в том или ином виде содержится во всём Священном Писании. Как и где будет происходить это событие? Можно ли его избежать и если нет, то как к нему готовиться? Ответ на эти вопросы мы находим в отрывке из 3-й главы книги пророка Иоиля, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Отрывок, который только что прозвучал, содержит в себе пророчество о пришествии Бога. Этот событие в древнееврейской пророческой письменности называется День Господень. Не следует думать, что день — это обязательно светлая часть суток. Скорее, речь идёт о периоде, который, с одной стороны, всё ещё включён в поток земного времени, а потому может измеряться минутами, часами, днями, а может даже месяцами и годами. С другой стороны, каким-то удивительным образом День Господень граничит с вечностью. Вечность словно пронизывает сам состав этого Дня. Поэтому хронологические отрезки приобретают здесь совсем иное качество. И течение времени переживается иным образом, не так, как мы ощущаем его в нашей обычной жизни.
В этот День, по словам пророка, все народы придут в долину Иосафата. Там состоится великий суд. На карте Палестины мы можем найти это место. Предположительно долина Иосафата могла находится недалеко от Иерусалима. В 9 веке до нашей эры при иудейском царе Иосафате на этом месте чудесным образом были поражены союзные силы Аммонитян, Моавитян и Идумеев, языческих племён, которые напали на Израиль. По случаю победы в этой же долине был устроен праздник, и народ славил Творца за избавление от смерти. Пророк использует этот образ, чтобы донести до своих слушателей простую мысль. Как некогда Бог совершил суд в долине Иосафата над язычниками, так в День Господень Он будет судить весь мир, все племена и каждого человека.
Важно отметить, что точно так, как выражение «День Господень» не обязательно понимать в строго буквальном смысле, как конкретную точку на временной шкале, так и выражение «долина Иосафата» это не обязательно указание на строго определённую географическую локацию. В первую очередь это намёк на важные события в духовной жизни человека. Ведь согласно христианской традиции, День Господень начал набирать силу уже во время пришествия Христова. Уже тогда Бог начал вершить суд над каждым из нас. Каждому из нас Он предлагает определиться, решить, какой образ жизни мы хотим проводить. Продолжить жить так, будто Бога нет, или же подчинить свою жизнь поиску воли Творца и усердному исполнению Его Евангелия? И каждый из нас, хочет он этого или нет, на ежедневной основе делает этот выбор. Мы сами решаем, какие мысли и чувства мы будем в себе культивировать и развивать, какие слова говорить, какие поступки совершать. Этот выбор каждый из нас совершает в своём сердце. А потому оно и есть та самая долина Иосафата, где каждый из нас уже стоит перед лицом Бога и определяет собственную участь для той жизни, в которой уже не будет ни места, ни времени.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов