Книга пророка Иоиля, Глава 2, стихи 12-26
Сегодня, когда мы уже вступили в непосредственную подготовку к Великому посту, в храмах читаются особые чтения из Ветхого Завета — паремии. Мы слышим слова пророка Иоиля, обращённые к еврейскому народу. Его речь очень эмоционально насыщенна, он убеждает людей остановиться и все силы бросить на духовные подвиги в надежде, что тогда Бог явит Свою милость и не допустит великой беды.
К чему именно призывает пророк? «Разодрать сердца свои» перед Богом и обратиться к Творцу в посте, плаче и рыдании. Если посмотреть на этот призыв пророка с точки зрения нашего современника, едва ли это может понравиться. Ведь по своей сути — это призыв отказаться — причём свободно, не будучи ничем и никем вынужденным! — отказаться от всех тех благ, которые и составляют систему ценностей для большинства: комфорт, покой тела, сытость, безмятежность, позитив и одни сплошные положительные эмоции. Вот именно это всё — согласно слову пророка Иоиля — необходимо оставить в стороне и предаться особому состоянию души, для которого в церковной лексике есть прекрасное понятие — злострадание.
Пост в своей идее и есть самое настоящее произвольное злострадание. Мы отказываемся от всего, что не является жизненно необходимым, и существенно повышаем присутствие духовного в нашей обыденной жизни. Особенно этот контраст остро ощутим на первой неделе, когда тело ещё помнит вчерашнюю сытость — и жестоко обманывается в своих ожиданиях продолжения. Но зачем нужен пост? Разве Богу на самом деле приятно, когда человек сознательно причиняет себе злострадание? Как, с позволения сказать, «работает» пост?
Я хотел бы привести вот какое сравнение. Тот, кто знаком со сферой профессионального спорта, легко меня поймёт. Когда спортсмен готовится к важному соревнованию, в его жизни не будет никаких незначащих мелочей. Хороший тренер буквально влезет в каждую подробность его быта, чтобы максимально собрать, сконцентрировать все силы для желанной победы. Регламентации будет подвергнуто всё: режим дня, сон, рацион питания, супружеские отношения. И всё потому, что тренер из личного опыта знает: нет здесь никаких мелочей — всё имеет значение. Также, как в симфоническом оркестре при большом многообразии инструментов каждый из них — нужен и важен — также и для спортсмена небрежное, житейски привычное отношение к обстоятельствам жизни, недопустимо.
Христианин — как и говорит апостол Павел — тоже на «поприще», на состязании — только не спортивном, а духовном. Наша цель — святость и участие в Царстве Божием. И здесь тоже требуется продолжительная подготовка — тренировка — без которой победы не видать. Жизнь церковного человека плотно связана с богослужебным ритмом, где период поста регулярно побуждает нас провести ревизию своей жизни, внимательнее заглянуть в глубины души, отработать новые добрые навыки, избавиться от дурных привычек. Но всё это не может произойти само собой, без нашего усилия и труда. Да, как и у спортсменов, и у нас есть свои праздники и периоды более лёгкой жизни. Но как же прекрасно это предвкушение великопостных трудов, когда буквально руки уже чешутся поместить себя в такие строгие рамки поста, в которых жить по-прежнему, по-житейски — уже точно не получится!..