Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.

16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История Ветхого Завета очень часто напоминает военную историю: в библейских книгах мы постоянно встречаем описание различных битв, читаем о конфликтах между отдельными людьми и целыми народами, читаем о порабощении одних народов другими, много там и таких рассказов, итог которых — торжествующая несправедливость. Неизбежно возникает вопрос: к чему всё это? И можно ли ждать благополучного финала? А если можно, то каким он будет? На эти вопросы отвечали пророки Ветхого Завета. Делал это и пророк Иоиль. Отрывок из 3-й главы его книги сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.

Глава 3.

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.

16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

Православное христианское богословие знает учение о двух предстоящих судах, тех судах, которых никто не сможет избежать. Первый из них богословие называет «частным», и под ним подразумевается суд, «который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти». Как и любое иное богословское учение, учение о частном суде находит своё основание в Священном Писании, к примеру, в книге Иисуса, сына Сирахова, в которой есть такие слова: "Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его (Сир.11:26—27). Конечно, это далеко не единственное основание для убеждённости православного богословия в существовании частного суда, есть и другие, в том числе и евангельские, такие, как притча Христова о богаче и Лазаре.

Время этого суда от нас не сокрыто, оно известно, и оно совпадает с временем телесной кончины человека. Но есть в богословии и учение о Всеобщем суде, который мы также называем Страшным. С ним всё значительно сложнее. Основная же сложность состоит в том, что нам неизвестна его дата. Священное Писание даёт некоторые признаки его приближения, но вместе с этим оно довольно категорично требует не пытаться высчитывать точное время, которое совпадает с временем Второго Пришествия Христова и с временем кончины известного нам физического мира. Информацию о Страшном Суде мы можем найти как в книгах Ветхого, так и Нового заветов.

Только что прозвучавший отрывок из книги пророка Иоиля как раз и есть одно из мест Ветхого Завета, в котором говорится о Страшном Суде. Центральное место в этом рассказе занимает конкретная географическая точка — Иерусалим.

Однако, как это часто бывает с пророческими словами, за словами пророка о конкретной географии стоит не буквальный, а духовный смысл, и смысл этот заключается в том, что Истина с большой буквы, то есть наш Спаситель и Бог Иисус Христос пришёл в мир именно в Иерусалиме, в его пригороде Вифлееме, Он пострадал, умер и воскрес в Иерусалиме, и Он же будет судить народы. Христос — не только Источник нашего бытия, Он же и наш Судья. Как нет иного источника бытия, так нет и иного Высшего Судьи, нет иной Истины, и любой человек, который желает для себя блаженной вечности, призван обратить свой взор ко Христу, призван возложить на Него всё своё упование и поступать так, как учил нас Христос.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!