Книга пророка Иоиля, Глава 3, стихи 12-21
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
История Ветхого Завета очень часто напоминает военную историю: в библейских книгах мы постоянно встречаем описание различных битв, читаем о конфликтах между отдельными людьми и целыми народами, читаем о порабощении одних народов другими, много там и таких рассказов, итог которых — торжествующая несправедливость. Неизбежно возникает вопрос: к чему всё это? И можно ли ждать благополучного финала? А если можно, то каким он будет? На эти вопросы отвечали пророки Ветхого Завета. Делал это и пророк Иоиль. Отрывок из 3-й главы его книги сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.
Православное христианское богословие знает учение о двух предстоящих судах, тех судах, которых никто не сможет избежать. Первый из них богословие называет «частным», и под ним подразумевается суд, «который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти». Как и любое иное богословское учение, учение о частном суде находит своё основание в Священном Писании, к примеру, в книге Иисуса, сына Сирахова, в которой есть такие слова: "Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его (Сир.11:26—27). Конечно, это далеко не единственное основание для убеждённости православного богословия в существовании частного суда, есть и другие, в том числе и евангельские, такие, как притча Христова о богаче и Лазаре.
Время этого суда от нас не сокрыто, оно известно, и оно совпадает с временем телесной кончины человека. Но есть в богословии и учение о Всеобщем суде, который мы также называем Страшным. С ним всё значительно сложнее. Основная же сложность состоит в том, что нам неизвестна его дата. Священное Писание даёт некоторые признаки его приближения, но вместе с этим оно довольно категорично требует не пытаться высчитывать точное время, которое совпадает с временем Второго Пришествия Христова и с временем кончины известного нам физического мира. Информацию о Страшном Суде мы можем найти как в книгах Ветхого, так и Нового заветов.
Только что прозвучавший отрывок из книги пророка Иоиля как раз и есть одно из мест Ветхого Завета, в котором говорится о Страшном Суде. Центральное место в этом рассказе занимает конкретная географическая точка — Иерусалим.
Однако, как это часто бывает с пророческими словами, за словами пророка о конкретной географии стоит не буквальный, а духовный смысл, и смысл этот заключается в том, что Истина с большой буквы, то есть наш Спаситель и Бог Иисус Христос пришёл в мир именно в Иерусалиме, в его пригороде Вифлееме, Он пострадал, умер и воскрес в Иерусалиме, и Он же будет судить народы. Христос — не только Источник нашего бытия, Он же и наш Судья. Как нет иного источника бытия, так нет и иного Высшего Судьи, нет иной Истины, и любой человек, который желает для себя блаженной вечности, призван обратить свой взор ко Христу, призван возложить на Него всё своё упование и поступать так, как учил нас Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов