Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 36-51, Глава 25, стихи 1-46, Глава 26, стихи 1-2

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 21-28, Глава 2, стихи 1

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Исход, Глава 2, стихи 5-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Библейские чтения

* Поделиться
Иов многострадальный

Книга Иова, Глава 1, стихи 13-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 24

36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,

39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого;

40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;

41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Евангелие от Матфея, Глава 25

01 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

02 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

03 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

04 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

05 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

06 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

07 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

08 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

09 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;

11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Евангелие от Матфея, Глава 26

01 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

02 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

Читать далее
Книга пророка Иезекииля, Глава 1

21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.

22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.

24 И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.

25 И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.

26 А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

27 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.

28 В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Книга пророка Иезекииля, Глава 2

01 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.

Читать далее
Книга Исход, Глава 2

05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Читать далее
Книга Иова, Глава 1

13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!

22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Читать далее
Евангелие от Матфея, Глава 24

36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,

39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого;

40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;

41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-

50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Евангелие от Матфея, Глава 25

01 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

02 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

03 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

04 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

05 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

06 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

07 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

08 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

09 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;

11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Евангелие от Матфея, Глава 26

01 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

02 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

Толкование дня
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали целый ряд притч, которые объединены одной сквозной темой — близости наступления Мессианской эры, или, другими словами, пришествия Сына Человеческого. Когда мы их слышим, то невольно воспринимаем как адресованные именно к нам, в контексте того времени, где мы сейчас находимся. Но что, если посмотреть на эти притчи через последнюю фразу, которую мы только что слышали? «Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам: ... через два дня... Сын Человеческий предан будет на распятие». К чему эти слова? Быть может, они и есть своего рода подытоживание всего вышесказанного?

А что, если соединить тему пришествия Сына Божия и тему Его распятия? Ведь мы прекрасно понимаем, что ни один из апостолов так и не стал свидетелем Второго Пришествия Христа — если воспринимать притчи в ключе одного из направлений экзегезы? Но разве само Распятие — не есть явление Бога миру таким образом, что по его пронзительности ничего и рядом стоять не может? Когда небеса скрыла мгла? Основания земли потряслись? Ужас и отчаяние охватило всех? Когда Бог делом явил Себе таким, каким Его точно никто не был готов увидеть? Ученики ждали славного пришествия Мессии — а увидели позорную мучительную смерть — и им не хватило елея веры, чтобы остаться вместе с Учителем до самого конца — а не разбежаться в страхе кто куда, потому что вся их надуманная конструкция рухнула?

В притче о талантах похвалу и награду получает тот, кто думает о хозяине лучше, чем он есть на самом деле. И, напротив, тот, кого бы мы скорее назвали имеющим трезвое и объективное представление о своём господине — жестоко извергается во тьму внешнюю. Но не о том ли и в притче про Страшный Суд? Не потому ли те, кто даже не задумываясь, помогали любому, без разбора, достоин ли он этого или нет — определяются как праведники в Царство Небесное? А другие, те, которые с левой стороны, рациональные и расчетливые, привыкшие прогнозировать и все перепроверять — вдруг оказываются полными духовными банкротами?

Скоро, совсем скоро, ученики окажутся перед лицом сильнейшего кризиса их представлений о Боге. О Боге как Благом и Справедливом. Мудром и Всесильном. И сегодня их Учитель даёт им разные «мосточки», чтобы они хоть чем-то смогли воспользоваться и не рухнуть в бездну отчаяния. Он призывает их не ограничивать Бога своими умозаключениями — но дать Ему простор действовать — сохраняя веру в то, что Он уж точно что-нибудь да придумает! Христос подталкивает их к ещё одному важному шагу веры — решиться поверить в то, что Бог всё же значительно лучше, чем о том однозначно свидетельствует объективная реальность — реальность предательства, беззаконного суда, жестоких издевательств, торжествующей мстительной злобы, неумолимой и непреодолимой смерти... Он обязательно что-то придумает — да ещё так, что сюжет всей мировой истории совершит поистине умопомрачительный вираж!

Как хорошо бы и нам почаще вспоминать, что Бог, Который сегодня может казаться вообще исчезнувшим из мира — обязательно что-нибудь да и придумает, и ещё так сможет удивить всех нас, что мы потом долго будем смеяться над своими страхами и тревогами!...

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Подчас кажется, что бездействие лучше поступка. Ведь поступок может быть правильным, а может быть и неверным. При этом бездействие якобы имеет гарантию на безошибочность. Конечно, это не так. Достаточно вспомнить примеры бездействия из истории или художественной литературы. В «Ревизоре» Гоголя говорится, что героя повести Земляники в его богоугодном заведении-больнице «больные как мухи… выздоравливают», кормят их капустой вместо полезного овсяного супа. Судья Ляпкин-Тяпкин так запустил дела, что и сам в них уже ничего не понимает; смотрителя училищ городничий упрекает в том, что его учителя «то пьяные, то в дурном запале стулья ломают». Всё перечисленное является результатом бездействия или по большому счету — преступной халатности. Сегодняшнее чтение в основном посвящено теме бездействия. Не только духовного, но и вполне практического. Христос сначала продолжает Свою речь о предстоящих судьбах мира, указывает, что конце времен человечество ожидает Суд Божий. А потом предлагает нам несколько притчей, в которых излагает принципы этого Суда. И везде прослеживается тема бездействия. Сначала звучит история о рабе-управителе дома. Спаситель хвалит того управителя, который ежедневно добросовестно выполняет свои обязанности и обличает того раба, который ими пренебрегает и пребывает в бездействии. Затем звучит притча о десяти девах. Пять из них проявили смекалку и запаслись маслом для светильников. Пять же других понадеялись на авось и в итоге не были допущены до свадебного торжества. Рассказывает Христос и знаменитую историю о талантах, то есть о больших суммах денег. Библейский талант составлял 33,5 килограмма серебра или золота. Одобрения от господина (то есть Бога) заслуживает тот слуга, который получил пять талантов, отдал их в дело и приобрел еще пять талантов. Прибыток получил и другой слуга — он два имевшихся талантов преобразовал в четыре. Под осуждение подпадает третий подчиненный. Он спрятал свой талант, сохранил его и вернул хозяину. И это становится причиной трагедии. Господин не рассердился бы, если бы произошла растрата. Его возмущает именно бездействие. Три прозвучавшие истории становятся смысловой основой для описания принципов Страшного суда. Христос прямо указывает, что перед каждым человеком существует только два варианта развития жизни. Либо ты деятельно любишь Бога и людей, либо ты не любишь никого. И бездействие — явление второго типа. Бездействие делает человека похожим на нерадивого домоуправителя, на пятерых ленивых дев, на раба, закопавшего талант. Господь — великий труженик, Он — абсолютное действие, вдохновенный Художник. Нас Он тоже призывает действовать. Да — осмысленно, да — обдуманно, но действовать. Реализовываться, проявлять себя, не поддаваться лени. Это касается и молитвы, и трудовой деятельности, и отношения к людям, любви к Богу. В Царство Небесное войдут те, кто по-настоящему ценит жизнь, кому жить интересно. Потому что только такие люди действительно похожи на своего Творца.

Читать далее
Книга пророка Иезекииля, Глава 1

21 Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.

22 Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.

24 И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.

25 И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.

26 А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

27 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.

28 В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Книга пророка Иезекииля, Глава 2

01 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение оказывается частью первой главы и, по сути, продолжает видение, которое явлено пророку в первой главе. Может показаться, что описание херувимов трудно для восприятия только на первый взгляд. Человек привыкший все понимать и стремящийся к рациональному восприятию думает: сейчас вчитаюсь повнимательнее или открою более полные толкования и все пойму, кто такие четырехликие животные, что за колеса, в которых пребывает дух животных... Но всем этим намерениям не суждено сбыться, потому что текст кажется просто нарочито запутан противоречивыми и несопоставимыми подробностями.

И все же, несмотря на всю невозможность понять эти образы, внимательный читатель заметит одну общую черту, которая есть и у четырехликих животных и у того, кто восседает на престоле: в них есть нечто человеческое. Так, о таинственных существах, которых описывает Иезекииль, кроме всего прочего, говорится, что подобие их было как бы подобие человеческое и более о том, Изекииль говорит, что над подобием престола «было как бы подобие человека». Бог не человек, но готов говорить с человеком на его языке.

Что же видит Иезекииль и для чего обращать эти тексты к оглашенным?

Иезекииль видит Бога, но описания их общения совершенно отличаются от тех, что мы встречаем в книге Бытия. До грехопадения Адам общается с Богом как бы друг Божий... Авраам встречает Господа и Исаак видит во сне престол его. Однако, постепенно эти отношения меняются, так что формируется мнение, что человек не может увидеть Бога и остаться жив. И вот в видении, которое открывается Иезекиилю непостижимый и неизъяснимый Господь готов говорить с человеком на его человеческом языке. Это не значит, что Он станет совершенно понятным и простым... Это совсем не значит, что этот язык можно будет сделать примитивным и приспособленным к простым человеческим нуждам. Но Бог заинтересован в человеке и у Него есть повеление, которое пророк должен передать. При этом есть еще одна важная деталь: сияние, исходящее от того, кто на престоле напоминает пророку радугу. Сам по себе этот символ в рамках библейской культуры имеет очень важное значение. Он напоминает о завете Бога с праотцем Ноем; завете, который был заключен после потопа. Израильтяне грешили и попали в плен по своим грехам... Бывшие язычники, которые заинтересовались христианством тоже могли иметь свои представления о том, как Бог относится к человеку. Можно было бы решить, что Бог намеревается еще больше наказывать людей, но в явлении Бога Иезекииль видит знак мира и значит это явление не того, кто обвиняет, но Того, Кто хочет спасти.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этим отрывком заканчивается «видение подобия славы Господней», которое было дано Богом Иезекиилю перед началом его пророческого служения. Вообще, каждый из пророков переживал нечто подобное, каждому из них Бог открылся особым образом, но так, что усомниться в истинности полученного откровения было невозможно. К примеру, пророк Исайя описывал начало своего видения так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). Такие «видения подобия славы Господней» делали пророков совершенно иными людьми, после подобного опыта они не могли не верить Богу и делали то, что Бог им повелевал. А Бог повелевал делать, мягко говоря, не самые приятные вещи: надо было проповедовать покаяние и говорить о том, что случится, если народ не услышит пророческий голос. Такого рода информация всегда и везде воспринимается как попытка возмутить общественное спокойствие, как своего рода экстремизм. Неудивительно, что мало кто из пророков заканчивал свою жизнь естественной смертью. Автора сегодняшнего отрывка Священного Писания, к примеру, убили, причем убит он не самым гуманным способом: существует ряд свидетельств, что его протащили «за ноги по камням на гору», пока не разбили ему голову. Схожая участь постигла и многих других пророков. Но при всем при этом им не было страшно, ведь они соприкоснулись с подобием славы Господней. Не с Самим Богом лицом к лицу, а лишь с подобием Его славы. Сама же слава Господня невидима и непоказуема. Никто, находясь в теле, не может ее увидеть. Впрочем, в Евангелии от Иоанна есть удивительное свидетельство: «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12:39–41). Апостол Иоанн здесь утверждает, что пророк Исайя видел не подобие славы Господней, а саму славу. Святитель Григорий Двоеслов комментирует это видимое противоречие таким образом: «так как Евангелист Иоанн прежде изложил повествование о чудесах Искупителя нашего, а потом присовокупил о неверии иудеев; то показывает, что Иcaия видел ту славу Искупителя нашего, которая проявлена в этом мире. Ибо все, что Божественно дивного совершается на земле, есть слава всемогущего Бога, и слава Его видна во всех делах. Следовательно Исаия видел славу на земле, а Иезекииль славы Его на небе не мог видеть, какова она есть; потому что инакова слава Его в вещах сотворенных, и инакова сама в себе».

Читать далее
Книга Исход, Глава 2

05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как мы знаем из первой главы книги Исход, фараон дал указание умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков. Но древние акушерки, которые названы в Исходе повивальными бабками, отчаянно сопротивлялись этому приказу, они говорили, что еврейские женщины настолько здоровы, что не нуждаются в их услугах, и что к моменту прихода повивальных бабок они самостоятельно разрешаются от бремени, а потому приказ фараона выполнить не представляется возможным. Тогда фараон дал новое указание: «всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1:22). Из текста книги Исход можно сделать вывод, что этот приказ фараона не исполнять не получалось, а потому женщины вынуждены были расставаться со своими младенцами. Неизвестно, что происходило с новорожденными мальчиками дальше, но про одного мы знаем, о нем как раз и говорит сегодняшний отрывок: его забрала себе для воспитания дочь фараона. Книга Исход делает особый акцент на том, что младенец Моисей был красив, как ни странно это звучит, но именно красота Моисея долгое время мешала его матери расстаться с младенцем — «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца» (Исх. 2:2). Святитель Иоанн Златоуст видит в красоте новорожденного причину, по которой дочь фараона решила взять этого ребенка себе, при этом святитель Иоанн утверждает, что особая красота младенца была делом «не природы, а благодати Божией, которая подвигла и язычницу — египтянку, и воодушевила её так, что она взяла и приняла к себе младенца».

Толкователи расходятся во мнениях относительно того, каким образом дочь фараона поняла, что перед ней именно еврейский ребенок. Кто-то упоминает отличительные черты лица, кто-то говорит о том, что к этому моменту Моисей был уже обрезан, но самым очевидным кажется иное: дочь фараона не могла не знать о приказе отца бросать еврейских мальчиков в реку, поэтому плывущий в корзине ребенок попросту не мог быть египтянином, ведь в то время люди не пытались по собственной воле избавляться от своих детей.

Толкователи также указывают на то, что дочь фараона не только проявила милосердие, но и нашла в себе мужество ослушаться отца — жестокого гонителя потомков Иакова. Сам по себе этот факт напоминает нам о незыблемой истине, которую мы склонны время от времени забывать: нельзя судить детей по их родителям, нельзя судить и родителей по их детям, нельзя делать вывод о конкретном человеке на основании его принадлежности к тому или иному народу, ведь в противном случае мы открываем свое неверие в то, что Бог — Творец каждого человека, более того, отрываем свой атеизм, который предполагает, что в нас нет ничего, кроме банальной биологии.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Великий пророк Моисей родился в страшное время. Когда египетский фараон понял, что евреи стремительно умножаются в своей численности, так что начинают представлять угрозу для страны, он приказал умерщвлять новорожденных мальчиков-евреев.

Матери Моисея удается скрывать своего сына целых три месяца. По словам некоторых ученых, это было возможно благодаря разливу Нила, которое длится именно столько времени. Деревни расположены на возвышенностях и сообщение между ними затруднено. По истечении этого срока младенца больше нет возможности скрывать. Тогда женщина решается на серьезный шаг. Она оставляет корзинку с сыном в зарослях тростника рядом с тем местом, куда приходила купаться дочь фараона. Именно ее служанки и обнаруживают младенца. Девушка сжалилась над ребенком. Мариам, сестра мальчика, которая стояла в кустах и наблюдала за происходящим, воспользовалась моментом и предложила принцессе услуги кормилицы. Та согласилась. На это и был расчет. Так чудесным образом кормилицей ребенка становится его собственная мать. Именно дочь фараона дает будущему пороку имя — Моисей. Его происхождение не совсем понятно. Одни предполагают, что оно еврейского происхождения и переводится как «вынутый из воды». Другие говорят о его египетском происхождении и переводят его как «спасенный».

О том, что это было именно спасение, а не случайность, рассказывают и разные древние предания. Одно из них говорит о том, что, когда Моисея принесли о дворец для того, чтобы показать фараону, ребенок тотчас потянулся к короне правителя и бросил ее на пол. Было решено его убить, т.к. в этом увидели дурной знак. Однако «дочь фараона» со слезами заступилась за ребенка. Тогда призвали жрецов, чтобы они выяснили: представляет младенец опасность для фараона и его рода или нет. Принесли два блюда. Одно с золотом и драгоценными камнями, другое с горящими угольями. Если ребенок потянется к драгоценностям — он претендует на престол и его нужно убить; если — к угольям, он глуп и не представляет опасности. Только Моисей потянулся к золоту и драгоценным камням, как архангел Гавриил невидимо направил его руку к другому блюду. Младенец взял в рот горящий уголь и на всю жизнь остался косноязычным.

История рождения, спасения и воспитания Моисея египтянами яркий пример того, как таинственно совершается Промысл Божий в судьбе избранного народа: сами угнетатели вопреки своей воли становятся орудиями Творца. Господь устроил все так, чтобы Моисей попал во дворец, был научен «всей мудрости египетской» и стал бы искусным политиком и военачальником. Все это, безусловно, сыграло огромную роль в деле избавления еврейского народа из египетского рабства. Так Бог действует и в жизни каждого из нас. Совершает наше спасение вопреки всему, направляя оружие врага человеческого рода против него же самого. Потому с терпением и верой доверимся Ему, и Он не подведет.

Читать далее
Книга Иова, Глава 1

13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18 Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

19 и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!

22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В самой первой книге Библии, книге Бытия, мы находим историю о человеке, которого сам священный текст называет «отцом верующих». На протяжении многих столетий его подвиг вдохновлял миллионы людей. Так уже в XX веке известный датский мыслитель Сёрен Кьеркегор окрестил его «рыцарем веры», той веры, которая с обыденной точки зрения есть абсурд и парадокс. Речь идет о патриархе Аврааме. Как мы помним, Бог призвал его в довольно преклонном возрасте выполнить миссию. Он должен был оставить родную землю, дом, имущество общественное положение и идти в землю, которую Господь обещал ему и его многочисленным потомкам. Но вот беда в том, что наследника у Авраама не было. При этом ему было 75, а супруге всего лишь на десять лет меньше. При этом она была неплодна. Поверить Богу в этой ситуации и жить на протяжении долгих лет томительными ожиданиями, видя, как твоя жена стареет, а вместе с годами исчезает последняя надежда, требовала от праведника подлинной веры и верности. И вот за это Бог дает ему родного сына от любимой жены. Однако далее происходит непонятное. Господь призывает его принести этого единственного сына в жертву. Представьте, как чувствовал себя праведник. Это же был смысл его жизни. Какие мысли посещали его голову, когда он на протяжении трех дней шел к месту страшного ритуала? Бессмыслица. Сначала дать, а потом так жестоко забрать. Разрушить то, что так долго созидалось мечтами, надеждами, доверием. Мы помним, чем это закончилось. Как только Авраам занес нож над сыном, ангел остановил его. Зачем все это нужно было? Просто, чтобы проверить, насколько Авраам доверяет Творцу? Ответ находим в начале истории. Там говорится, что Бог искушал Авраама. Искушал, то есть делал искусным. Для того, чтобы человек что-то для себя понял, принял решение, смог пойти дальше, для того, чтобы все в его жизни встало на свои места, очень часто необходим толчок, кризис, как сказали бы психологи, триггер, то есть ситуация-спусковой крючок. Поэтому испытание было необходимо не Богу. Он и так все знал про своего слугу. Испытание было необходимо самому Аврааму, которому нужно было идти дальше, расти. Тогда его вера достигла совершенства. Теперь между ним и Творцом не осталось никаких преград.

Подобная ситуация — ключ к пониманию того, что происходит с Иовом. Его страдания нужны не Богу. Господь попускает их ради самого праведника. То, что он мучительно переживет — точка взлета.

Обо всем этом легко говорить, сидя у микрофона, или слушая приемник в кресле машины, когда жизнь вокруг тебя не рушится на глазах. Однако вряд в те страшные моменты в таком же благодушии находились Иов и Авраам. Они не знали, чем закончатся все их злоключения. Однако им хватило силы на главное. Писание говорит, что Иов переносил все «не произнося ничего неразумного о Боге». Стиснув зубы, он, как и еврейский патриарх, просто продолжал идти вперед. То есть, держать в голове мысль, что есть во всем этом безумии какой-то высший смысл. И что в итоге Бог каким-то чудесным, парадоксальным образом все обратит к благим последствиям. А потому дай же и нам, Господи, в минуты скорби, когда совсем нет уже никаких сил терпеть, сохранять хотя бы эту малую искру надежды, иметь абсурдную веру в то, что наша Голгофа в итоге приведет нас к радости Твоего Светлого Воскресения, к Пасхе Христовой.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Нередко о верующих складывается впечатление, что им нравится страдание и что они считают страдание чем-то положительным. На самом деле Писание говорит о том, что Бог смерти не сотворил и не радуется погибели живых. И конечно же Он не радуется не только смерти, Он не радуется боли, которую способно испытывать его творение. Однако это не значит, что ощущение боли всегда плохо. Если бы не было боли, что останавливало бы меня перед опасностью, что заставляло бы беречь руки от острого или раскаленного предмета? В итоге очевидно, что боль позволяет нам остановиться, сигнализирует о том, что впереди опасность. Однако иногда причинами боли оказываются не физические законы, но законы духовного мира. Эта боль сигнализирует о духовной опасности, она обращает внимание на проблему, если человек внутренне расслаблен и ведет себя беспечно.

В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение истории Иова, который как мы знаем не был грешником и причины его боли были не в нем самом. По попущению Божьему у него отнимаются сначала волы и ослы, затем овцы и верблюды, гибнут слуги, которые за ними ухаживали. Наконец происходит самое страшное: из-за урагана разрушается дом, в котором пируют его дети: семеро сыновей и три дочери. Погибают те, кого он растил, о ком он молился, за кого приносил жертвы. Задумываясь о произошедшим важно помнить, что о каждом у Бога есть свой замысел. На самом деле мы не знаем почему погибли дети Иова, ведь они тоже свободные и ответственные люди, а не актеры второго плана. Может быть, в их смерти была своя духовная причина, но Библия ничего не говорит нам об этом. Все внимание рассказчика приковано к Иову, сконцентрировано на нем.

Он не знает причин происходящего, но это не значит, что он перестает доверять Богу. В то же время, доверие не означает, что он должен радоваться тому, что с ним происходит. При виде страдания ближнего ни у кого не возникнет желания сказать, что его страдания хороши. Они могут быть важны, могут иметь глубинный смысл, который непросто постичь, но они все равно реальность падшего мира, мира который во зле лежит. Итак, Иов раздирает на себе верхнюю одежду, остригает волосы, падает ниц — то есть всеми возможными способами выражает скорбь. Он понимает, что прах он и в прах вернется.

Несмотря на ужас происходящего, он произносит несколько слов: «Господь дал, Господь и взял как было угодно Господу, так и сделалось. Да будет Имя Господне благословенно». Он не знает причин происходящего. За один день он теряет все, что у него было, но не теряет доверия к Богу. Ведь все, что у него было — было дано ему в займы. Господь дал ему возможность жить праведно на этой земле и он жил именно так. По неведомым для него причинам обстоятельства изменились, но раз все Божье, и раз мы не способны охватить все своим умом, выбор смирения и доверия в качестве жизненной стратегии, оказался для него очевиден.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
14.04.2020вторник
Слушать на мобильном

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Мы в соцсетях
******