Книга Исход, Глава 2, стихи 5-10. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Исход, Глава 2, стихи 5-10

05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как мы знаем из первой главы книги Исход, фараон дал указание умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков. Но древние акушерки, которые названы в Исходе повивальными бабками, отчаянно сопротивлялись этому приказу, они говорили, что еврейские женщины настолько здоровы, что не нуждаются в их услугах, и что к моменту прихода повивальных бабок они самостоятельно разрешаются от бремени, а потому приказ фараона выполнить не представляется возможным. Тогда фараон дал новое указание: «всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1:22). Из текста книги Исход можно сделать вывод, что этот приказ фараона не исполнять не получалось, а потому женщины вынуждены были расставаться со своими младенцами. Неизвестно, что происходило с новорожденными мальчиками дальше, но про одного мы знаем, о нем как раз и говорит сегодняшний отрывок: его забрала себе для воспитания дочь фараона. Книга Исход делает особый акцент на том, что младенец Моисей был красив, как ни странно это звучит, но именно красота Моисея долгое время мешала его матери расстаться с младенцем — «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца» (Исх. 2:2). Святитель Иоанн Златоуст видит в красоте новорожденного причину, по которой дочь фараона решила взять этого ребенка себе, при этом святитель Иоанн утверждает, что особая красота младенца была делом «не природы, а благодати Божией, которая подвигла и язычницу — египтянку, и воодушевила её так, что она взяла и приняла к себе младенца».

Толкователи расходятся во мнениях относительно того, каким образом дочь фараона поняла, что перед ней именно еврейский ребенок. Кто-то упоминает отличительные черты лица, кто-то говорит о том, что к этому моменту Моисей был уже обрезан, но самым очевидным кажется иное: дочь фараона не могла не знать о приказе отца бросать еврейских мальчиков в реку, поэтому плывущий в корзине ребенок попросту не мог быть египтянином, ведь в то время люди не пытались по собственной воле избавляться от своих детей.

Толкователи также указывают на то, что дочь фараона не только проявила милосердие, но и нашла в себе мужество ослушаться отца — жестокого гонителя потомков Иакова. Сам по себе этот факт напоминает нам о незыблемой истине, которую мы склонны время от времени забывать: нельзя судить детей по их родителям, нельзя судить и родителей по их детям, нельзя делать вывод о конкретном человеке на основании его принадлежности к тому или иному народу, ведь в противном случае мы открываем свое неверие в то, что Бог — Творец каждого человека, более того, отрываем свой атеизм, который предполагает, что в нас нет ничего, кроме банальной биологии.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!