Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 21-28
Книга пророка Иезекииля, Глава 2, стихи 1
Сегодняшнее чтение оказывается частью первой главы и, по сути, продолжает видение, которое явлено пророку в первой главе. Может показаться, что описание херувимов трудно для восприятия только на первый взгляд. Человек привыкший все понимать и стремящийся к рациональному восприятию думает: сейчас вчитаюсь повнимательнее или открою более полные толкования и все пойму, кто такие четырехликие животные, что за колеса, в которых пребывает дух животных... Но всем этим намерениям не суждено сбыться, потому что текст кажется просто нарочито запутан противоречивыми и несопоставимыми подробностями.
И все же, несмотря на всю невозможность понять эти образы, внимательный читатель заметит одну общую черту, которая есть и у четырехликих животных и у того, кто восседает на престоле: в них есть нечто человеческое. Так, о таинственных существах, которых описывает Иезекииль, кроме всего прочего, говорится, что подобие их было как бы подобие человеческое и более о том, Изекииль говорит, что над подобием престола «было как бы подобие человека». Бог не человек, но готов говорить с человеком на его языке.
Что же видит Иезекииль и для чего обращать эти тексты к оглашенным?
Иезекииль видит Бога, но описания их общения совершенно отличаются от тех, что мы встречаем в книге Бытия. До грехопадения Адам общается с Богом как бы друг Божий... Авраам встречает Господа и Исаак видит во сне престол его. Однако, постепенно эти отношения меняются, так что формируется мнение, что человек не может увидеть Бога и остаться жив. И вот в видении, которое открывается Иезекиилю непостижимый и неизъяснимый Господь готов говорить с человеком на его человеческом языке. Это не значит, что Он станет совершенно понятным и простым... Это совсем не значит, что этот язык можно будет сделать примитивным и приспособленным к простым человеческим нуждам. Но Бог заинтересован в человеке и у Него есть повеление, которое пророк должен передать. При этом есть еще одна важная деталь: сияние, исходящее от того, кто на престоле напоминает пророку радугу. Сам по себе этот символ в рамках библейской культуры имеет очень важное значение. Он напоминает о завете Бога с праотцем Ноем; завете, который был заключен после потопа. Израильтяне грешили и попали в плен по своим грехам... Бывшие язычники, которые заинтересовались христианством тоже могли иметь свои представления о том, как Бог относится к человеку. Можно было бы решить, что Бог намеревается еще больше наказывать людей, но в явлении Бога Иезекииль видит знак мира и значит это явление не того, кто обвиняет, но Того, Кто хочет спасти.