Книга Исход, Глава 2, стихи 5-10. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Исход, Глава 2, стихи 5-10

05 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.

06 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.

07 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?

08 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.

09 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Троянский конь — легендарный образ из античной культуры, ставший со временем символом. Для одних — человеческого коварства, для других — продуктивной предприимчивости. Уставшие от войны с Троей древние эллины по совету хитрого Одиссея построили рядом с городом огромного деревянного коня, спрятав внутри него отряд вооружённых воинов. Остальные войска греков отошли от стен Трои и спрятались. Наивные троянцы, подумав, что греческая осада их города прекратилась, посчитали, что конь — прощальный подарок сдавшихся эллинов.

Деревянную статую затащили внутрь города. Ночью греческие диверсанты покинули своё убежище, напали на охранников и открыли ворота для основной армии. Троя пала, став жертвой собственной наивности и тщеславия. Прозвучавшее чтение из библейской книги Исход чем-то напоминает повествование Гомера, воспевшего Троянскую войну. Вот только речь в Библии идёт не о политических амбициях, а о действии промысла Божия.

Мы становимся свидетелями печальной страницы истории ветхозаветных евреев. Они оказались в плену у Египетского царства. И местный фараон решает подвергнуть избранный народ самому настоящему геноциду. Правитель приказывает умертвить новорождённых мальчиков-евреев. Одна из матерей, движимая отчаянием, положила своего маленького сына в просмолённую корзину и отправила её по течению реки Нил. Женщина решила, что такая участь для младенца будет лучше, чем смерть от меча египтянина.

Господь внял молитвам матери и спас её сына. Корзина приплыла ко дворцу дочери фараона. Та, увидев мальчика, взяла его к себе и нарекла сыном, дав имя Моисей. Что в переводе на русский означает — «взятый из воды». Впоследствии этот мальчик вырастет и станет освободителем еврейского народа от власти Египта. Но пока он оказался спрятанным от жестокого фараона под самым его носом.

Моисей в каком-то смысле стал Троянским конем для египетского царства. Он тоже тайно проник в самое логово врага и остался невредим. Но имелось существенное отличие жизни пророка Божия от действий хитрых эллинов. Те преследовали политические цели, гнались за трофеями и военной славой. Моисей же не стремился занять место фараона. Он исполнял волю Божию, которая состояла в том, чтобы сделать народ еврейский свободным и дать ему возможность вернуться в Палестину — землю обетованную.

Почему этот отрывок из книги Исход читается в дни Страстной недели — недели, посвящённой воспоминанию о страданиях и казни Христа Спасителя? Дело в том, что Церковь проводит определённую смысловую параллель между Моисеем и Господом Иисусом. Моисей был храним Богом, находясь во враждебной для себя среде. Христа тоже, фактически с момента Рождества, преследовали недруги. Сначала Ирод, затем вожди иудейские. Моисей осуществил вопреки всем препятствиям великую миссию — вывел еврейский народ из Египетского плена.

Спаситель, хотя по человеческой природе и был евреем, но действовал во благо всех людей, а не отдельного народа. Христос, приняв смерть на кресте и воскреснув, освободил нас от власти греха и дьявола. Нам была возвращена способность возможность вновь беспрепятственно общаться с Богом. Связь между землёй и Небом была восстановлена благодаря Спасителю.

Но вернёмся к образу Троянского коня. На самом деле, он (этот образ), как ни странно, приложим и ко Христу. Святитель Григорий Нисский называет Спасителя всехитрым. Он имеет в виду следующее. Господь Иисус умело скрыл Свою Божественную природу под человеческим естеством. Дьявол не распознал плана Сына Божьего и подумал, что перед ним очередной пророк Израильский. С которым получится расправиться через подвластных людей довольно легко. Беся, конечно, называли Иисуса Сыном Божиим, но это была не вера, а безуспешная игра на несуществовавшей гордости Христа. Дьявол добился крестной казни Спасителя, но победа обернулась сокрушительным поражением. Сын Божий душой сошёл в ад и лишил сатану его власти над людьми. Подобно тщеславным троянцам злой дух начал заранее торжествовать, оказавшись, в результате, жертвой Божественной хитрости. Так крест из орудия позорной смерти превратился в знамя нашей победы над злом!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!