Священное Писание говорит о спасении в трех временных измерениях - как о чем-то, что, через веру и Крещение, мы уже обрели, о чем-то, в процессе обретения чего мы находимся, и о чем-то, что мы обретем в будущем.
Представьте себе юного наркомана, который находится на социальном дне, среди таких же наркоманов как он, воров, сутенеров и наркоторговцев. Представьте себе, что он, чтобы добыть денег на дозу, совершает преступление - например, грабеж.
В чем должно состоять его спасение? В трех вещах - его надо спасти от вины, от порчи, и от той порочной среды, в которой он находится.
Представьте себе, что некий благодетель, ни много ни мало, усыновляет этого наркомана, провозглашает его членом своей семьи, и каким-то образом избавляет его от тюрьмы. Спасен ли этот юноша? В каком-то отношении, да - он избавлен от осуждения на зону, у него теперь его любящий и заботливый отец, который полон решимости сделать все для его блага. Завершено ли его спасение? Нет.
Он тяжело болен - у него запущенная химическая зависимость - и он глубоко испорчен, все его привычки - это привычки преступника. Если его просто выпустить на свободу, он тут же вновь совершит преступление и отправится в тюрьму.
Ему предстоит долгий - и нелегкий - процесс исцеления. Ему надо будет повиноваться всем указаниям отца и врачей, и беречься, чтобы не сорваться обратно в ту же яму, из которой его вытащили. Наконец, он будет исцелен и введен в совершенно другую жизнь - которая будет бесконечно отстоять от той, которую он покинул.
Так и с нашим спасением от греха и смерти. Если мы веруем и крещены, мы, в определенном смысле, уже спасены.
Мы введены в совершенно новые отношения с Богом и Его святыми, мы прощены и приняты, признаны своими. Но впереди у нас еще долгий, и, временами, трудный путь, который завершится на небесах.
И этот путь начинается с четкого осознания того, кто мы теперь, по дару Крещения, и что из этого следует. Писание использует разные образы для описания нашей новой идентичности. Слово Божие говорит, например, о царстве, искуплении, примирении, усыновлении, возрождении. Остановимся на Царстве.
Мы обычно используем слово "царство" в значении территории на карте - а физически мы никуда не перемещались. Но Апостолы под "Царством" имеют в виду не территорию, а, скорее, гражданство, или, вернее, подданство. В Крещении мы вступили в подданство Иисуса Христа. Он - наш Царь, в самом прямом, буквальном и обязывающем смысле.
Быть христианином - значит безусловно доверять и повиноваться Иисусу Христу. Он - а не мы сами, и не кто бы то ни было еще - является Господом в нашей жизни. Наша принадлежность Ему безусловно важнее, чем наша принадлежность стране или партии, народу или даже семье. Это не значит, конечно, что мы можем пренебречь нашими семейными или гражданскими обязанностями - но это определенно значит, что все наши обязанности исходят от Него.
Все, что мы делаем - трудимся или платим налоги, заботимся о домашних или соблюдаем правила дорожного движения, мы делаем в послушании Ему.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.