Священное Писание говорит о спасении в трех временных измерениях - как о чем-то, что, через веру и Крещение, мы уже обрели, о чем-то, в процессе обретения чего мы находимся, и о чем-то, что мы обретем в будущем.
Представьте себе юного наркомана, который находится на социальном дне, среди таких же наркоманов как он, воров, сутенеров и наркоторговцев. Представьте себе, что он, чтобы добыть денег на дозу, совершает преступление - например, грабеж.
В чем должно состоять его спасение? В трех вещах - его надо спасти от вины, от порчи, и от той порочной среды, в которой он находится.
Представьте себе, что некий благодетель, ни много ни мало, усыновляет этого наркомана, провозглашает его членом своей семьи, и каким-то образом избавляет его от тюрьмы. Спасен ли этот юноша? В каком-то отношении, да - он избавлен от осуждения на зону, у него теперь его любящий и заботливый отец, который полон решимости сделать все для его блага. Завершено ли его спасение? Нет.
Он тяжело болен - у него запущенная химическая зависимость - и он глубоко испорчен, все его привычки - это привычки преступника. Если его просто выпустить на свободу, он тут же вновь совершит преступление и отправится в тюрьму.
Ему предстоит долгий - и нелегкий - процесс исцеления. Ему надо будет повиноваться всем указаниям отца и врачей, и беречься, чтобы не сорваться обратно в ту же яму, из которой его вытащили. Наконец, он будет исцелен и введен в совершенно другую жизнь - которая будет бесконечно отстоять от той, которую он покинул.
Так и с нашим спасением от греха и смерти. Если мы веруем и крещены, мы, в определенном смысле, уже спасены.
Мы введены в совершенно новые отношения с Богом и Его святыми, мы прощены и приняты, признаны своими. Но впереди у нас еще долгий, и, временами, трудный путь, который завершится на небесах.
И этот путь начинается с четкого осознания того, кто мы теперь, по дару Крещения, и что из этого следует. Писание использует разные образы для описания нашей новой идентичности. Слово Божие говорит, например, о царстве, искуплении, примирении, усыновлении, возрождении. Остановимся на Царстве.
Мы обычно используем слово "царство" в значении территории на карте - а физически мы никуда не перемещались. Но Апостолы под "Царством" имеют в виду не территорию, а, скорее, гражданство, или, вернее, подданство. В Крещении мы вступили в подданство Иисуса Христа. Он - наш Царь, в самом прямом, буквальном и обязывающем смысле.
Быть христианином - значит безусловно доверять и повиноваться Иисусу Христу. Он - а не мы сами, и не кто бы то ни было еще - является Господом в нашей жизни. Наша принадлежность Ему безусловно важнее, чем наша принадлежность стране или партии, народу или даже семье. Это не значит, конечно, что мы можем пренебречь нашими семейными или гражданскими обязанностями - но это определенно значит, что все наши обязанности исходят от Него.
Все, что мы делаем - трудимся или платим налоги, заботимся о домашних или соблюдаем правила дорожного движения, мы делаем в послушании Ему.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.