
Фото: PxHere
В московской школе № 127 прозвенел звонок. Новый, 1934-й учебный год, для 10-го класса «А» начался с урока физики. Ребята расселись за парты, учитель открыл журнал. Тридцатилетний преподаватель Яков Евгеньевич Северин в педагогических кругах столицы был личностью известной. Его любили и уважали ученики, с него брали пример коллеги. Дисциплина на уроках Северина всегда царила безукоризненная. Вот почему учитель очень удивился, когда через несколько минут после звонка дверь с шумом распахнулась и в класс вошла опоздавшая. Без извинений и разрешения, как ни в чём не бывало, она заняла свободное место. Яков Евгеньевич видел девушку впервые. «Новенькая», — догадался он. А вслух сказал: «Девочка, которая только что вошла, встань, пожалуйста, и назови своё имя». Она поднялась. Высокая, с тяжёлыми русыми косами и озорным взглядом.« Галина Дыко» — назвалась она. Физик стал терпеливо объяснять, что в их школе принято входить в класс после звонка только с разрешения преподавателя. Девушка хотела что-то ответить, но не смогла. Только слушала, как заворожённая, голос учителя и смотрела в его глубокие, пронзительные чёрные глаза.
А потом школьная жизнь вошла в свою колею. По литературе проходили роман Толстого «Война и мир». Учительница повезла ребят на экскурсию в Бородино — место действия ключевых эпизодов произведения. Показала ученикам Спасо-Бородинский монастырь, который построила супруга генерала Тучкова в память о своём муже, павшем во время бородинского сражения. История этой женщины, до конца жизни хранившей любовь к своему супругу, поразила Галину. «Когда выйду замуж, буду как она», — сказала девушка подругам. Те со смехом поинтересовались, за кого это она собралась. Галя отшутилась. Она и от самой себя гнала мысли о том, что хотела бы связать свою судьбу только с одним человеком — учителем физики Яковом Евгеньевичем Севериным.
Яков Евгеньевич много времени проводил со своими учениками. Часто после уроков большой компанией во главе с физиком ребята шли гулять в парк. Разговаривали на самые разные темы. Оказалось, что у Якова Евгеньевича и Гали много общего. Как и она, Северин любил литературу. Они часами говорили о Пушкине, Лермонтове, Толстом.
Незадолго до конца учебного года Гале исполнилось 18 лет. После выпускного бала шли встречать рассвет над Москвой-рекой. Ребята чувствовали себя повзрослевшими. Детство осталось позади. Гале было грустно прощаться со школой, и особенно — с человеком, которого она всем сердцем полюбила. Но последний звонок не стал расставанием. Яков Евгеньевич и Галина продолжали общаться и стали настоящими друзьями. Со временем их дружба переросла в большую любовь.
В 1935 году Галина и Яков поженились. «Мы свернули в тихий переулок и остановились перед дверями с надписью "ЗАГС". И вот я уже не Галка Дыко, а замужняя дама, Галина Ивановна Северина!» — вспоминала супруга Якова Евгеньевича. После бракосочетания поехали кататься на метро — оно было пущено буквально на днях. Вышли на станции «Дом Советов», ныне — Кропоткинской. Долго смотрели на то место, где ещё совсем недавно возвышался храм Христа Спасителя. «Положи меня как печать на сердце твоё», — сказал вдруг Галине Яков. И добавил: «Это из Библии». Их семейная жизнь началась в небольшой комнатке коммунальной квартиры. У супругов родились дети — дочь Наташа и сын Михаил. Галина Ивановна говорила, что они жили в состоянии «потрясения счастьем». «Мы поддерживали друг друга во всём, и от этого домашняя работа шла радостнее, и мир казался светлее, и дети быстрее выздоравливали!», — рассказывала она.
А потом наступил 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Яков Евгеньевич призыву не подлежал. У него было больное сердце. Но, провожая на войну, одного за другим, своих учеников, он не смог оставаться в стороне. Осенью 1941-го Яков Северин ушёл на фронт добровольцем. Галина Ивановна запомнила мужа таким, каким видела в последний раз — в солдатской одежде, в пилотке, с винтовкой за спиной. «Люблю тебя бесконечно», — сказал он жене. Яков Северин пал смертью храбрых, защищая Родину. Галина Ивановна прожила 91 год. Она никогда не помышляла о новом замужестве и всю жизнь бережно хранила в сердце те шесть лет, которые провела рядом с любимым супругом. Свою удивительную историю любви Галина Северина рассказала в повести «Легенда об учителе», которую посвятила светлой памяти мужа.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер