
Фото: PxHere
В московской школе № 127 прозвенел звонок. Новый, 1934-й учебный год, для 10-го класса «А» начался с урока физики. Ребята расселись за парты, учитель открыл журнал. Тридцатилетний преподаватель Яков Евгеньевич Северин в педагогических кругах столицы был личностью известной. Его любили и уважали ученики, с него брали пример коллеги. Дисциплина на уроках Северина всегда царила безукоризненная. Вот почему учитель очень удивился, когда через несколько минут после звонка дверь с шумом распахнулась и в класс вошла опоздавшая. Без извинений и разрешения, как ни в чём не бывало, она заняла свободное место. Яков Евгеньевич видел девушку впервые. «Новенькая», — догадался он. А вслух сказал: «Девочка, которая только что вошла, встань, пожалуйста, и назови своё имя». Она поднялась. Высокая, с тяжёлыми русыми косами и озорным взглядом.« Галина Дыко» — назвалась она. Физик стал терпеливо объяснять, что в их школе принято входить в класс после звонка только с разрешения преподавателя. Девушка хотела что-то ответить, но не смогла. Только слушала, как заворожённая, голос учителя и смотрела в его глубокие, пронзительные чёрные глаза.
А потом школьная жизнь вошла в свою колею. По литературе проходили роман Толстого «Война и мир». Учительница повезла ребят на экскурсию в Бородино — место действия ключевых эпизодов произведения. Показала ученикам Спасо-Бородинский монастырь, который построила супруга генерала Тучкова в память о своём муже, павшем во время бородинского сражения. История этой женщины, до конца жизни хранившей любовь к своему супругу, поразила Галину. «Когда выйду замуж, буду как она», — сказала девушка подругам. Те со смехом поинтересовались, за кого это она собралась. Галя отшутилась. Она и от самой себя гнала мысли о том, что хотела бы связать свою судьбу только с одним человеком — учителем физики Яковом Евгеньевичем Севериным.
Яков Евгеньевич много времени проводил со своими учениками. Часто после уроков большой компанией во главе с физиком ребята шли гулять в парк. Разговаривали на самые разные темы. Оказалось, что у Якова Евгеньевича и Гали много общего. Как и она, Северин любил литературу. Они часами говорили о Пушкине, Лермонтове, Толстом.
Незадолго до конца учебного года Гале исполнилось 18 лет. После выпускного бала шли встречать рассвет над Москвой-рекой. Ребята чувствовали себя повзрослевшими. Детство осталось позади. Гале было грустно прощаться со школой, и особенно — с человеком, которого она всем сердцем полюбила. Но последний звонок не стал расставанием. Яков Евгеньевич и Галина продолжали общаться и стали настоящими друзьями. Со временем их дружба переросла в большую любовь.
В 1935 году Галина и Яков поженились. «Мы свернули в тихий переулок и остановились перед дверями с надписью "ЗАГС". И вот я уже не Галка Дыко, а замужняя дама, Галина Ивановна Северина!» — вспоминала супруга Якова Евгеньевича. После бракосочетания поехали кататься на метро — оно было пущено буквально на днях. Вышли на станции «Дом Советов», ныне — Кропоткинской. Долго смотрели на то место, где ещё совсем недавно возвышался храм Христа Спасителя. «Положи меня как печать на сердце твоё», — сказал вдруг Галине Яков. И добавил: «Это из Библии». Их семейная жизнь началась в небольшой комнатке коммунальной квартиры. У супругов родились дети — дочь Наташа и сын Михаил. Галина Ивановна говорила, что они жили в состоянии «потрясения счастьем». «Мы поддерживали друг друга во всём, и от этого домашняя работа шла радостнее, и мир казался светлее, и дети быстрее выздоравливали!», — рассказывала она.
А потом наступил 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Яков Евгеньевич призыву не подлежал. У него было больное сердце. Но, провожая на войну, одного за другим, своих учеников, он не смог оставаться в стороне. Осенью 1941-го Яков Северин ушёл на фронт добровольцем. Галина Ивановна запомнила мужа таким, каким видела в последний раз — в солдатской одежде, в пилотке, с винтовкой за спиной. «Люблю тебя бесконечно», — сказал он жене. Яков Северин пал смертью храбрых, защищая Родину. Галина Ивановна прожила 91 год. Она никогда не помышляла о новом замужестве и всю жизнь бережно хранила в сердце те шесть лет, которые провела рядом с любимым супругом. Свою удивительную историю любви Галина Северина рассказала в повести «Легенда об учителе», которую посвятила светлой памяти мужа.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Костромская область. Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь
На севере Костромской области, близ города Макарьев, есть старинный Троицкий Макариево‑Унженский монастырь. Само его название может поведать о многом. Унженской обитель именуется, поскольку стоит на берегу реки Унжи, Троицкой — потому что главный храм посвящён Святой Троице. А Макариевым монашеское поселение названо именем его основателя, преподобного Макария.
Подвижник родился в четырнадцатом веке в Нижнем Новгороде. В юности принял иноческий постриг. В зрелые годы создал монастырь близ родного города на Волге, и много лет управлял им. Но в 1439 году казанский хан Улу Мухаммед захватил Нижегородские земли и разорил процветающую обитель. Тогда преподобный Макарий и отправился на север, в Костромские леса. Поставил крест в безлюдном месте на берегу Унжи и выкопал келью-пещеру. Рядом со старцем поселились ученики. Вместе они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. У стен этого храма преподобного и похоронили в 1444 году.
В дальнейшем Макарьевский монастырь на Унже расширялся и благоустраивался. Особое внимание ему уделял первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович. Государь дважды совершил паломничество в Троицкую обитель. В первый раз он приехал сюда в 1612 году, ещё отроком, незадолго до своего восшествия на престол. Второй раз — в 1619-м. Царь тогда участвовал в торжествах, посвящённых прославлению преподобного Макария Унженского в лике святых.
Покровителем Макарьевского монастыря был и сын Михаила Фёдоровича — Алексей Михайлович Романов. Благодаря царским пожертвованиям Троицкий храм в 1670 году перестроили в камне. Рядом возвели каменную же церковь, посвящённую преподобному Макарию. Под её сводами поместили мощи праведника, обретённые нетленными.
В восемнадцатом веке архитектурный ансамбль Унженской обители дополнили Благовещенский и Никольский соборы, трапезная палата и братские корпуса. Тогда же была построена Успенская церковь с примыкающими к ней больничными палатами. Здесь в годы Первой мировой войны в начале двадцатого столетия разместился лазарет для раненых воинов.
Богоугодную жизнь северного монастыря нарушила революция 1917 года. Безбожники закрыли обитель, выселили братию, а в храмах разместили тракторную станцию и склады зерна. Мощи преподобного Макария передали в краеведческий музей.
Останки праведника вновь стали принадлежать Православной Церкви в 1990 году. Мощи поочередно пребывали в различных храмах Костромской епархии. Когда же в 1994-ом Троицкий монастырь был возрождён, святыня вернулась под своды Макариевского храма. Со всех концов России люди приезжают в обитель на реке Унже, чтобы помолиться у раки с мощами преподобного Макария.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас на Угре)
Спас на Угре — так именуют в народе Преображенский Воротынский женский монастырь в двадцати километрах от Калуги, на живописном берегу реки Угра. В этот месте, в далёком 1480 году сошлись русское и ордынское войска. И случилось чудо: спустя 5 дней ожидания битвы, ордынцы без боя отступили! «Не оружие, не мудрость человеческая, а Сам Господь спас ныне Россию», — свидетельствовали летописцы, современники этой удивительной победы. Событие, положившее конец ордынскому игу на Руси, вошло в историю как «Стояние на реке Угре». В память о нём в начале 16-го века и был построен здесь монастырь. Возводился он на пожертвования князей Воротынских, и это нашло отражение в его названии — Спасо-Преображенский Воротынский. Основал обитель, по преданию, преподобный Тихон Медынский. Изначально монастырь был мужской. Вокруг него образовалось село, которое получило название Спас. Носит оно его и сегодня.
Такова, вкратце, история основания обители, великолепный вид на которую открывается путешественникам на подъездах к селу. Издалека белеют на фоне лугов и лесов конусообразные, шатровые башенки-купола её церквей — Преображенской и Введенской, и высокий шпиль колокольни. «Единственный в окрестностях Калуги храмовый ансамбль допетровской эпохи», — так описывают монастырь Спас на Угре путеводители. А те, кто там побывал, называют обитель тихим молитвенным уголком, где всё дышит тёплым, почти домашним уютом. Ухоженная территория с беседками, оградками из природного камня и садовыми скульптурами — миниатюрными храмами, домиками, птицами и даже Ноевым ковчегом, на носу которого примостился маленький слон. Здесь можно сверить время по мраморным солнечным часам. На них выгравированы слова апостола Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро...». На небольшой территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря уместились храмы, келейные и служебные корпуса, гостиница для паломников, церковная лавка и трапезная, где можно отведать мороженое, приготовленное руками монахинь из ягод и фруктов монастырского сада.
Белоснежные храмы — скромные снаружи и великолепно украшенные внутри. Сегодня в их стенах не смолкает молитва, и трудно представить, что ещё не так давно монастырь стоял фактически в руинах. В советские годы обитель была закрыта. И хотя имела статус исторического памятника, о её сохранности не заботились. Разрушились своды и кровля храмов, в стенах образовались глубокие разломы. Возрождение и восстановление монастыря началось в 2007-м году. И сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь вновь стал местом молитвы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Обоянь. Собор Александр Невского ( Курская область)
В Курской области есть городок с приятным слуху названием Обоянь. Имя своё он получил по реке Боянь, в устье которой была в середине 17-го века заложена крепость. Но когда идёшь по улицам неспешным шагом, кажется, что город нарекли так из-за его обаяния. Обоянь хоть и маленький, но очень уютный и живописный. Здесь сохранилось множество старинных зданий и целых восемь храмов. Один из них — собор святого благоверного князя Александра Невского.
Пятиглавый исполин из красного кирпича с серебристыми куполами встречает нас на улице Луначарского. Храм — памятник архитектуры регионального значения, великолепный образец русско-византийского стиля. От русской архитектуры здесь — нарядные «кокошники», так называются декоративные элементы на фасаде, напоминающие формой традиционный женский головной убор. От византийской — широкие, массивные полусферические купола вместо привычных «луковиц».
Собор Александра Невского был заложен в память о чудесном спасении императора Александра III и царской семьи при крушении поезда под Харьковом, близ станции Борки в октябре 1888 года. Церемония освящения закладного камня состоялась спустя три года после этого события, в 1891-м. Строился храм на частные пожертвования, в основном от городского купечества. Средства поступали нерегулярно, поэтому строительство продвигалось медленно, с большими паузами и завершилось только в 1907 году. В храме создали редкой красоты иконостас — деревянный, четырёхъярусный, резной, позолоченный. Богатые горожане жертвовали церкви серебряные и золотые богослужебные сосуды, оклады для икон и Евангелия с драгоценными камнями. Буквально через несколько лет всё это оказалось в руках безбожников — во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.
Сам собор власти довольно долго не закрывали, но и его эта участь, увы, не миновала. После закрытия в 1930-х, было предпринято несколько попыток взорвать храм — к счастью, неудачных. Какое-то время собор служил зернохранилищем, а в 1984-м году в нём разместился молодёжный спортивный клуб. Просуществовал он в стенах святыни недолго — уже в начале 1990-х собор вернули Русской Православной Церкви. Покалеченное здание с разобранным центральным куполом и заложенными кирпичом окнами восстановили. И сегодня он украшает Обоянь в своём первозданном величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия











