Южная весна была в апогее. Екатеринодар наполнился ароматом цветущих вишен и абрикосов, солнце ярко светило на голубом, безмятежном небе. На берегу реки Кубани в высокой траве лежал паренёк, и заворожённо смотрел, как плывут высоко над ним, похожие на паутинки белые облака. Мальчику хотелось немедленно взяться за краски и нарисовать всё это, чтобы остановить мгновенье, и потом ещё долго любоваться и небом, и облаками, запечатлёнными на холсте.
Звали молодого человека Фёдор Коваленко. Красок у него, увы, не было. Рисовать он тоже не особенно умел, хотя и мечтал с детства стать художником. Но денег на его обучение отцу, простому крестьянину, взять было неоткуда. Лучшее, что он мог сделать для сына – устроить его рассыльным в бакалейную лавку. Фёдор и сейчас шёл исполнять одно из поручений приказчика, но как всегда залюбовался красивым пейзажем… Вздохнув, юноша поднялся, отряхнул с рубахи травинки, и зашагал дальше, размышляя о том, как всё-таки обидно, что он не стал художником.
Однако насовсем расстаться с любовью к живописи он не мог. Тайком от всех Фёдор копил своё грошовое жалованье, порой отказывая себе в самом необходимом. А когда денег набиралось достаточно – покупал картины. На «модных» художников, конечно, не хватало. Первое время Коваленко приобретал работы совсем неизвестных авторов. Он покупал их по очень простому принципу: если не мог отвести глаз от картины, если она пленяла его с первого взгляда и если в ней, как говорил сам Коваленко, чувствовалась искра Божья настоящего таланта.
В скором времени финансовое положение Фёдора Акимовича улучшилось – он поступил приказчиком на предприятие своих дальних родственников, и стал получать вполне приличное жалованье. Но и тогда он почти ничего не тратил на себя – всё, едва ли не до последней копейки, уходило на покупку картин. Зато теперь Фёдор Акимович мог позволить себе приобрести полотна Репина, Поленова и других известных художников, которые он выписывал по каталогам из Петербурга. Коваленко списался с известным в то время итальянским художником Джузеппе Паррини, и заказал у него высокохудожественные копии полотен Рафаэля и Себастьяно Дель Пьомбо.
Всерьёз увлёкшись коллекционированием, Коваленко начал собирать не только картины, но и керамику, старинные монеты и книги. Скоро стало очевидно, что коллекция сильно переросла масштабы домашнего увлечения – её необходимо было, как говорится, «выводить в люди».
В тысяча восемьсот девяностом году Фёдор Акимович организовал первую публичную выставку своих сокровищ – прямо у себя на квартире. Желающих посмотреть на коллекцию оказалось так много, что работу выставки пришлось несколько раз продлевать. Экспонаты тоже уже с большим трудом умещались в квартирке Фёдора Акимовича. Коваленко решил обратиться к Екатеринодарским властям с просьбой выделить площадь для создания художественной галереи. «Всю мою коллекцию приношу в дар городу Екатеринодару для общественного блага», - написал он в своём обращении.
В городской Думе предложение Фёдора Акимовича с благодарностью приняли. Вскоре в здании Екатеринодарской Управы была торжественно открыта галерея. Первое время вход в неё для всех желающих был бесплатным – на этом настоял сам Коваленко.
Спустя несколько месяцев коллекция переехала на второй этаж особняка инженера Шарданова. С посетителей стали взимать символическую плату. При этом вся выручка шла на учреждение стипендий для представителей беднейших сословий, желающих поступить в художественное училище. Фёдор Акимович не забыл о том, как безденежье стало препятствием к его мечте стать художником, и теперь хотел помочь другим избежать той же участи.
Галерея Коваленко имела огромный успех и обрела известность далеко за пределами Екатеринодара. В тысяча девятьсот девятом году при галерее был основан Художественный кружок, председателем которого стал Илья Репин, открылись художественное училище и магазин. Современники вспоминали, что когда в городе шла роспись Свято-Троицкого собора, построенного в благодарность за спасение царской семьи во время крушения поезда под Екатеринодаром, Коваленко бесплатно предоставлял художникам из своего магазина краски, кисти и все другие необходимые материалы.
Горячо преданный искусству и неутомимо несший его людям меценат, которого по праву называли «кубанским Третьяковым», скончался в тысяча девятьсот девятнадцатом году. А галерея его живёт до сих пор. Именно она стала основой, на которой вырос Краснодарский краевой художественный музей, и по сей день носящий имя Фёдора Акимовича Коваленко.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»

Самарский фонд просвещения «Вера» больше 5 лет помогает колониям и осуждённым. Его команда проводит для подопечных и сотрудников учреждений духовные беседы, вместе со священниками организует для них богослужения. Также, в рамках проекта «Апрель», фонд развивает в колониях обучение иконописи и помогает запускать там вещание Радио ВЕРА.
Возможность участвовать в церковных таинствах и узнавать о традициях православной веры, знакомство с процессом написания икон — всё это побуждает осуждённых задуматься о важном, направляет их на путь перемен.
Один из подопечных Самарского фонда, Руслан, несколько лет находится в Архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Здесь парень впервые открыл для себя веру в Бога и захотел научиться жить иначе. Сегодня он ходит в местный храм, продолжает знакомство с православием и помогает священнику во время богослужений. Не так давно Руслан сам написал икону Божией Матери, как сумел. Но теперь у него будет возможность профессионально освоить иконописное мастерство и создавать святые образы уже по всем церковным правилам. Благодаря Самарскому фонду просвещения «Вера» парень присоединился к обучающей программе. Ему предоставили нужные материалы и планшет, на котором он смотрит уроки, подготовленные иконописной школой.
Руслан задумывается о том, чтобы в будущем связать жизнь с Церковью. А пока он проходит сложный путь трансформации. И на этом этапе его поддерживают в том числе программы Радио ВЕРА. Они зазвучали в Архангельской воспитательной колонии тоже с помощью Самарского фонда.
Вы можете поддержать его тюремное служение и людей в местах лишения свободы. Для этого переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта «Апрель».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело