
В приёмной митрополита Филарета Дроздова на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве ждал своей очереди бедный дворянин в потёртом тулупчике. Множество просителей прошло перед его глазами, самые разнообразные нужды были у них к владыке. И каждый уходил утешенный и успокоенный: ни одна просьба не осталась без ответа. В конце концов, подошла очередь и бедного помещика. Он бросился в ноги к митрополиту Филарету: «Владыка, помилуй: имение моё сгорело, нахожусь в крайней нужде! Не на что купить даже новое платье!» Владыка внимательно посмотрел на посетителя. И дал ему триста рублей на восстановление имения. Проситель зажал в руке ассигнации и выскочил из приёмной. На улице помещик злорадно расхохотался: он всего лишь хотел испытать прозорливость святителя Филарета, о которой ходило столько рассказов. И так легко и просто обманул доверчивого митрополита, прикинувшись погорельцем!
На следующий день к владыке Филарету ворвался вчерашний проситель, только его было не узнать: дорогая шуба, модный фрак, а лицо искажено непритворным ужасом. «Моё можайское имение вчера сгорело!» — закричал он в отчаяньи. — «Простите меня, Владыка! Не верил я в Вашу прозорливость, а Вы увидели, что в моём доме беда... Простите и помолитесь за меня! Возьмите деньги назад...» — «Всемилостивый Господь Иисус Христос да простит вас», — осенил крестом митрополит Филарет склонённую голову.- «А деньги возьмите — вам они теперь пригодятся».
Василий Михайлович Дроздов, будущий святитель Филарет Московский, родился в Коломне в тысяча семьсот восемьдесят третьем году, родители его происходили из потомственного духовенства. С самого детства Василий горячо сочувствовал бедным и обездоленным. Особенно потрясла Васю гибель соседского крепостного мальчика, жестоко выпоротого за разбитый горшок с графским цветком. Не выдержав истязаний, мальчишка сбежал в лес, где и замёрз. Эта история навсегда запечатлелась в чутком Васином сердце.
В двадцать пять лет Василий Дроздов принял постриг с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. Подобно этому великому святому, инок Филарет стремился самоотверженно служить ближним. Особенно широкое поле для дел милосердия открылось перед ним в тысяча восемьсот двадцать первом году, когда он стал митрополитом Московским.
По восемнадцать часов в сутки владыка Филарет трудился на благо Церкви и своей паствы. На каждого просителя владыка находил время, он одинаково радушно принимал знатных и простых, богатых и бедных. Помимо молитв архипастыря нуждающиеся получали от него и материальную помощь. Многих представителей московской аристократии митрополит Филарет привлёк к делам милосердия. С помощью его богатых прихожан выплачивались ежемесячные пенсии сотням бедных семейств.
Митрополит был рядом со своими духовными детьми всегда — и в самые тяжёлые минуты испытаний. Во время эпидемии холеры тысяча восемьсот тридцатого года он остался в Москве. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, святитель Филарет, однако, больше полагался на милосердие Небесного Врача — Иисуса Христа. Он распорядился совершать крестные ходы с пением молебнов. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря на коленях молился о прекращении болезни. Эпидемия унесла множество жизней, и владыка Филарет не мог оставаться в стороне от постигших его паству горестей. По его распоряжению открыли столовую для бедных при церкви Святой Живоначальной Троицы, ещё более тысячи рублей он раздал в виде помощи вдовам и сиротам, оказавшимся в крайней бедности после смерти кормильцев.
Святитель Филарет в проповедях часто говорил о том, что вера истинного христианина должна быть деятельной. И сам всю свою жизнь следовал этому призыву.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер