«Краткость – сестра таланта», - сказал однажды Антон Павлович Чехов. Эту фразу, мгновенно ставшую крылатой, мы цитируем уже сто с лишним лет. Безусловно, помнила о ней и писательница Елена Зелинская, когда задумывала свой роман «На реках Вавилонских». Вот только замысел книги, а уж тем более, материал для неё, который автор собирала на протяжении нескольких лет, сразу дали понять: коротким произведение не получится. На безусловной талантливости, с которым оно написано, это, кстати, абсолютно никак не отразилось. Книга получилась живой, пронзительной, местами грустной и горькой, но невероятно светлой, и дышащей любовью. Да и какой еще она могла стать, если речь в ней идет о судьбах людей, имеющих к автору самое непосредственное отношение: Елена Зелинская написала роман о своих предках – от прадедов и прабабок до матери и отца.
«На реках Вавилонских…» - так начинается один из Псалмов древнееврейского царя Давида, в котором говорится о скорбях и горестях народа Израилева в вавилонском плену. Елена Зелинская не спроста назвала так свой роман, и не случайно взяла этот известный Псалом эпиграфом к нему. Топонимика – или, проще говоря, место действия – в книге определяется не традиционным способом - по названию города или села, - а именно по реке. Перед каждой главой особым образом уточняется, на какой из них происходят события – например, река Днепр, река Нева, или менее известные речки – Бык, Осма… Так, однажды, на реке Остёр пересеклись судьбы двух фамилий – Магдебургов и Савичей. Прапрадед автора, Михаил Людвигович Савич, потомок польских шляхтичей, повстречал Женечку Магдебург, внучку лихого есаула, участника войны тысяча восемьсот двенадцатого года.
И понеслась, закружилась, завязалась в десятки мелких узелков история! Она пронесет читателя сквозь гимназические балы и романтические прогулки у фонтанов в тихих провинциальных городках, через страшные антисемитские погромы в Кишинёве и грозные дни красного переворота в Петрограде, через гражданскую войну, сталинский террор, Великую Отечественную…
Герои книги, а точнее, несколько поколений её героев, пройдя сквозь этот, то благословляющий, то смертоносный, вихрь, сумели сохранить и воплотить в своих потомках самое главное: веру, любовь и память о прошлом, без которой, как известно, невозможно жить настоящим.
Словом, даже такой поборник краткости, как Чехов, наверняка оценил бы по достоинству долгую, увлекательную, насыщенную событиями и лицами, семейную сагу Елены Зелинской «На реках Вавилонских».
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых