В 1895-м году Смольный институт благородных девиц в Петербурге возглавила светлейшая княжна Елена Александровна Ливен. Она провела на этом посту двадцать лет и оставила глубокий след в жизни института и его воспитанниц.
Елена родилась в благородной, но не богатой семье. Однако дом её родителей всегда был гостеприимно открыт для нуждающихся и бесприютных. Матушка Елены считала помощь бедным своим святым долгом. Случалось, что в доме совсем не было наличных денег — тогда княгиня раздавала просителям столовое серебро. Домашний учитель Елены, ректор Московского университета Николай Боголепов вспоминал, что семья Ливен была для него образцом благородства и нравственной силы. Словом, Елене Александровне с самого детства было, на кого равняться.
Когда ей исполнилось 25, скончались матушка. Елена, как старшая, приняла на себя обязанности хозяйки. Она вела дела большого имения, занималась воспитанием и образованием семерых младших сестёр, заботилась об отце. А в свободное время посещала... Московскую пересыльную тюрьму. Елена читала заключённым книги духовно-нравственного содержания, проводила беседы. И даже организовала класс, где обучала всех желающих грамоте и письму. Такой волонтёрской деятельностью она занималась на протяжении девяти лет. А потом скончался отец. Наследство дочерям он оставил более, чем скромное. Нужно было искать работу за жалованье. Елене очень хотелось, чтобы она была связана с заботой о людях.
И такая работа нашлась! В 1880 году Елена Ливен стала начальницей Малолетнего отделения Московского Сиротского Императорского Института. Уже здесь проявилось её стремление превратить казённое учреждение в родной дом для маленьких сирот, дать им материнскую ласку и заботу. Добрым словом вспоминали воспитанники свою наставницу, когда в 1895-м провожали её в Петербург. Высочайшим соизволением императрицы Марии Фёдоровны, Елену Александровну Ливен назначили начальницей Смольного института благородных девиц.
Можно сказать, что с её приходом в Смольном наступила «оттепель». Княжна Ливен постаралась смягчить излишне строгие порядки, царившие в институте. Какими они были до этого, можно представить по одному лишь примеру: девочкам-пансионеркам не разрешали держать при себе фотографии родных. Новая начальница не просто отменила этот запрет. Она сама дарила девочками нарядные рамки, чтобы они могли повесить фотопортреты родственников на стену или поставить на тумбочку у кровати. Елена Александровна заменила мрачную, тяжёлую мебель в классах и спальнях на новую, светлую. Всюду появились комнатные растения. Для младших открылась детская комната с кукольной мебелью, плюшевыми мишками и зайцами. Девочкам постарше разрешили свободно гулять во дворе, играть в спортивные игры. Царство муштры и запретов превратилось в тёплый семейный уголок. Впрочем, иногда строгости возвращались — например, в Великий пост. Отменялись игры и уроки танцев. Не разрешалось даже громко разговаривать. Племянник княжны Ливен вспоминал: «Чувство доброты уживалось у ней с чувством долга, в отношении к которому она была одинаково требовательна как к другим, так и к самой себе».
Елена Александровна не оставляла своим попечением смолянок даже после того, как они покидали стены института. В 1898 году её стараниями было открыто Общество помощи бывшим воспитанницам Смольного. Нуждающимся выпускницам оказывали материальную поддержку, помогали с трудоустройством и жильём.
Когда в 1915-м светлейшая княжна Елена Ливен скончалась, сотни студенток Смольного почувствовали себя осиротевшими. «Няня всей России», — называли они её.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.