
Фото: Roger Starnes Sr / Unsplash
«Мой дорогой друг, если бы я нарисовала тебе своё сердце, то место, которое ты занял там, и та власть, которую ты имеешь над ним, не оставила бы там ни одного свободного местечка» — такие слова написала своему мужу, второму Президенту Соединённых Штатов Америки Джону Адамсу, его верная и преданная супруга Эбигейл. Их брак продлился 50 лет и остался в истории как яркий пример трогательной любви, доверия и взаимопонимания между супругами.
Молодые люди познакомились в 1762 году, в американском городке Уэймут, штат Массачусетс. Отец Эбигейл был священником. В их гостеприимном доме часто собиралась молодёжь, которой нравилось общение с образованным, начитанным пастором. Пришёл туда однажды и молодой адвокат Джон Адамс. За чаем обсуждали творчество Шекспира и Мильтона, но гость мгновенно терял нить разговора, стоило ему посмотреть на семнадцатилетнюю дочь священника. Кареглазая, с гладко причёсанными каштановыми волосами, она активно участвовала в беседе. Вернувшись домой, Адамс записал в своём дневнике: «Эбигейл Смит разумна и прекрасна». С тех пор Джон стал частым гостем в доме уэймутского священника. Он стал оказывать Эбигейл знаки внимания, и она отвечала ему благосклонностью. Однажды, набравшись смелости, Джон спросил у девушки, не окажет ли она честь стать его супругой. Эбигейл ответила согласием. Отец девушки благословил молодых людей на брак и сам обвенчал их 25-го октября 1764 года.
Молодожёны поселились в уютном коттедже на ферме Адамса в местечке Брейнтри. Эбигейл с радостью приняла на себя обязанности хозяйки дома. У её родителей тоже было небольшое хозяйство, поэтому ходить за овцами и курами девушке было не впервой. Муж вёл адвокатскую практику в Бостоне и во время особо серьёзных и длительных судебных слушаний отлучался из дома порой на несколько дней. Во время разлуки супруги писали друг другу письма. «Ты — моя точка опоры. Ты смягчаешь и согреваешь моё сердце», — признавался жене Джон. Вскоре Адамс получил повышение по службе и стал представителем штата в Верховном суде. Работа оказалась непростой и отнимала много сил. В 1771 году Адамс решил на время оставить службу. Два года он провёл, не выезжая со своей фермы, рядом с любимой женой. В это время у супругов родился сын, потом — дочь. Позже на свет появятся ещё трое. Джон помогал Эбигейл заботиться о малышах, трудился по хозяйству и был счастлив. Но большую семью нужно было кормить, и Адамс вернулся к делам.
Его карьера пошла в гору. Адамс был назначен дипломатом от США во Франции, затем — послом в Великобритании. Эбигейл с детьми сопровождала мужа в поездках. Женщина стала деятельной помощницей своему супругу. Биографы Адамса отмечают, что во многом благодаря ей дипломат смог успешно выстроить отношения между странами.
В 1796 году семья вернулась в Америку, и Джон Адамс принял участие в президентских выборах. Большинством голосов его избрали главой государства. К этому времени завершилось строительство знаменитого Белого дома в Вашингтоне, и Адамсы поселились в нём. Эбигейл была настоящей первой леди. Она прекрасно разбиралась в тонкостях политики и дипломатии, и могла дать мужу дельный совет. Супруг всегда прислушивался к любимой жене и в шутку называл её «миссис Президент».
Отработав президентский срок, Адамс ушёл на покой. И вновь они с женой поселились на своей любимой ферме. Там супруги и провели остаток жизни, окружённые детьми и внуками. Именем Джона Адамса сегодня назван небольшой город в штате Нью-Йорк. А в Бостоне установлен памятник его горячо любимой супруге Эбигейл.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер