Церковь в один день прославляет двух апостолов - Петра и Павла. На их примере Церковь словно показывает нам, насколько разнообразны характеры тех, кого мы чтим как праведников, как много дорог могут привести к Богу.
Пётр жил в Галилее, области на севере Израиля. В центре этого региона расположено озеро Кинерет, или как оно называлось в библейские времена, Галилейское море. Пётр был простым рыбаком. Он не имел никакого образования, зарабатывал на жизнь тяжёлым трудом.
Павел родился в городе Тарс, столице римской провинции Киликия, сейчас это турецкая область Анталия. Семья его были богатой и знатной. От отца Павел унаследовал римское гражданство. В завоёванных странах, ставших провинциями империи, его могли получить только избранные люди за особые заслуги. Будущий апостол учился в Иерусалиме, у Гамалиила, самого известного толкователя Ветхого Завета. Павел был фарисеем, он занимался изучением закона Моисея и сам ревностно соблюдал его.
Пётр одним из первых, вместе с младшим братом Андреем откликнулся на призыв Сына Божия и стал его учеником. Неизвестно, встречался ли Павел с Христом в Его земной жизни, но из новозаветной книги "Деяний апостолов" мы знаем, что он долгое время считал христианство ересью и был среди тех, кто преследовал христиан.
Спаситель сделал Петра свидетелем Своего Преображения на горе Фавор, просил быть рядом в Гефсиманском саду вечером накануне ареста. А Павел потребовал у синедриона, верховного суда в Иудее, разрешение повсюду преследовать христиан и приводить в Иерусалим связанными.
Но в жизни каждого произошло такое событие, которое заставило по- новому взглянуть на себя и свои убеждения. Пётр отрёкся от Господа и Учителя. Ещё за несколько часов до ареста, на Тайной вечере он клялся, что под страхом смерти не оставит Христа. А сам трижды произнёс, что не знает Его. И только после покаянных слёз Петра, после того как он трижды ответил "Да" на вопрос Спасителя "Любишь ли ты Меня?", Христос простил его и заповедал: "…Паси овец Моих".
Павел направлялся в Дамаск - говорили, что в этом сирийском городе появилась христианская община. На пути ему явился Воскресший Христос и спросил: "Что ты гонишь Меня?". Павел ослеп на три дня, лишь христианин АнАния вернул Павлу зрение. Павел пережил огромное потрясение. Он словно заново родился. Приняв крещение, Павел стал таким пламенным проповедником христианской веры, что Церковь причислила его к апостолам. Его изображают на иконах Пятидесятницы, то есть Сошествия Святого Духа на учеников Христовых, хотя Павел там не присутствовал.
Примеры апостолов Петра и Павла свидетельствуют - любой человек может оступиться. Но каждому грешнику в ответ на искреннее покаяние и перемену жизни Господь всегда дарует Своё прощение.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам приходилось встречать детей, выросших в условиях вседозволенности, — печальное зрелище, не так ли? Едва ли можно допустить, что родители сознательно хотели, чтобы их дети выросли наглыми, бесчувственными, неуважительными к другим?
Отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах, помогает нам понять, где же скрыта ошибка родителей, позволявших своим детям избыточную свободу.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Слова апостола Павла звучат очень красиво с точки зрения риторики: «всё — да не всё!» Но дело не только в том, что апостол Павел блестяще владел своей речью: он мог мастерски «упаковать» глубочайшие смыслы в краткие, афористичные выражения, которые легко запоминались и быстро переходили из ума в сердце, начинали выстраивать вокруг себя определённое мироощущение.
«Всё мне позволительно — но не всё полезно!» Как много в этой фразе и восторга от безграничной свободы, дарованной человеку, — но и боли, горькой драмы от того, что воспользоваться этой свободой надо ещё научиться — чтобы не загубить себя самого! И, конечно же, было бы жестоким поместить читателей послания в столь неудобное положение широкой растяжки — и не предложить некоего ответа, или ключа — как же дальше быть?
Ответ апостола — в последующих стихах. «Ключ», разрешающий проблему отношения между безграничной свободой и хронической неспособностью правильно ей пользоваться — лежит на поверхности. Этот «ключ» — наши близкие люди. Только «об них», только в постоянном «столкновении», взаимодействии, общении с ними мы и может «оттачивать» свой навык правильного обращения с дарованной нам свободой.
Главная ошибка родителей, которые оставляют детей наедине с безграничной свободой, именно в том и состоит, что они не учат их принимать во внимание других людей — ведь моя свобода прежде всего ограничивается там, где начинается свобода другого!
И вся последующая речь апостола о проблеме вкушения идоложертвенного — именно об этом. По сути, нет никакой разницы — была ли пища посвящена каким-то духовным силам или не была — куда важнее то, что именно это значит для другого человека, например, хозяина, позвавшего в гости. На этом примере апостол Павел показывает, как практически следует применять принцип «выделывания» своей свободы об ближнего: если он для тебя важен, то ты бережно отнесёшься к его представлениям о должном и недолжном — и не станешь своей «духовной свободой» охаживать «замороченного» страхом перед идоложертвенным, словно дубинкой!
Вот к чему зовёт нас сегодня апостол: научиться бережному, уважительному отношению ко всему, что значимо для другого человека, — даже если для нас его убеждения — наивны и безрассудны!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тверской Дом для мамы» помогает женщинам с детьми
Больше года назад в городе Твери при поддержке Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви открылся «Тверской Дом для мамы». Это приют, где женщины с детьми находят поддержку и защиту. Местные сотрудники помогают подопечным разобраться с трудностями, наладить отношения с родными, при желании освоить новую профессию и в дальнейшем встать на ноги и жить самостоятельно.
Ольга — одна из первых подопечных приюта. Молодая женщина пришла сюда в декабре прошлого года с двумя маленькими сыновьями — Славе был год с небольшим, а Саше всего пять месяцев. Своего жилья у семьи нет — дом сгорел несколько лет назад. Ольга снимала комнату и едва сводила концы с концами. Никакой поддержки со стороны близких не было. Однажды добрые люди посоветовали ей обратиться в «Тверской Дом для мамы». И это стало поворотным этапом в судьбе семьи.
В первые дни в приюте Ольгу переполняли эмоции. Она буквально плакала от радости. Здесь женщина с детьми обрела поддержку и ощущение безопасности.
Сейчас Ольга понимает, что сюда её привел промысл Божий. Она пришла к вере, покрестила мальчишек и вместе с ними посещает тверской храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его настоятель, священник Александр Горячев, — духовник приюта.
Кроме Ольги в доме живут ещё несколько мам с детьми. Они по очереди готовят и убираются. А ещё занимаются рукоделием и учатся новому.
«„Дом для мамы“ помогает женщинам ощутить почву под ногами и не бояться будущего», — говорит Ольга.
Больше узнать о приюте и о том, чем помочь его подопечным, можно в группе «Тверской дом для мамы» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/tverprolife
Либо, связавшись с директором Оксаной Азизовой по номеру: 8 910 539 70 77
Реквизиты для помощи:
Перевод с пометкой «для Домика»
Местная религиозная организация православный приход храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» г. Твери Тверской и Кашинской Епархии РПЦ (Московский Патриархат)
170043, г. Тверь, ул. Королева, д.5 корп.1
ИНН 6950025903
КПП 695001001
р/с 40703810563000000137 Тверское Отделение № 8607 ПАО Сбербанк России
г. Тверь,
к/с 30101810700000000679,
БИК 042809679,
ОГРН 1086900000802
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Цитаты христианских мыслителей». Константин Мацан
Это был необычный выпуск «Светлого вечера». Нашими собеседниками в некотором смысле стали христианские апологеты 20го века.
Константин Мацан представил фрагменты произведений Клайва Льюиса, Владимира Лосского, Гилберта Честертона, а также архивную запись проповеди Сергея Аверинцева.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер