
Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наши дни христианство и иудаизм разделяет стена, которую, как кажется, невозможно преодолеть человеческими усилиями. Однако так было не всегда, и христиане осознали себя отдельной от иудаизма религиозной общностью далеко не сразу. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит весьма любопытный отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, в нём повествуется о тех действиях апостола Павла, которые сегодня абсолютно невозможны в христианской среде.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
К сожалению, только что прозвучавший отрывок книги Деяний не совсем полон: в нём нет рассказа о начале той истории, которая закончилась народными волнениями в Иерусалиме и попытками убить апостола Павла. Начало же этой истории совсем не такое, как можно было бы предположить: Павел, придя в Иерусалим, направился к апостолу Иакову, и от Иакова он услышал в свой адрес обвинения в том, что он — Павел — «всех Иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:21). Книга Деяний не сохранила ответных слов апостола Павла, но она сохранила другое: предложение то ли самого апостола Иакова, то ли его священников нарочито соблюсти закон Моисея — пройти дни очищения, принести жертву, взяв при этом на себя издержки за четырёх других братьев (см. Деян. 21:23–24). Павел сделал так, как ему было сказано, очевидно, он признавал авторитет апостола Иакова, да и любому человеку есть в чём каяться, ведь иудейский обряд очищения — это всего лишь одна из множества возможных форм покаянного делания.
Однако все эти действия не помогли апостолу Павлу успокоить своих собратьев-евреев: они по-прежнему обвиняли его в подстрекательстве к пренебрежению законом Моисея и в том, что он ввёл в Иерусалимский храм необрезанного человека. Правда, это были уже не иерусалимские христиане, а не верующие во Христа иудеи.
Впрочем, любопытна здесь не реакция толпы, которая подчиняется не закону разума, а закону стадных инстинктов, любопытен здесь сам апостол Павел, а также те христиане, которые не видели никакой проблемы в том, чтобы, веруя во Христа, продолжать исполнять обрядовый закон иудаизма. Конечно же, у них были для этого весомые основания — пример Самого Спасителя, Который не требовал, чтобы Его последователи отказывались от иудейского обряда, более того, Он Сам в этом смысле был благочестивым иудеем, и неудивительно, что апостолы следовали Его примеру.
С течением времени стало понятно, что действия Христа не были тем эталоном, к которому необходимо стремиться, и продиктованы они были Его нацеленностью на проповедь иудеям. Сами же не уверовавшие во Христа иудеи сделали всё ради того, чтобы христиане начали ощущать себя никак не связанными с иудейским обществом и его законами. Окончательно же эта связь разорвалась после разрушения Иерусалимского храма, Бог, попустив эту трагедию, ясно указал на место закона Ветхого Завета в новозаветную эпоху.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Старая Ладога. Свято-Успенский Девичий монастырь
Селение Старая Ладога является одним из самых древних городов на Руси, известным с 753 года. Именно сюда, на берега Волхова и речки Ладожки, пришел в 862 году Князь Рюрик. Этот город называют первой Столицей Руси, ее колыбелью, основанием, куда нужно обязательно приехать. Чтобы увидеть древнюю Крепость, которую возводили еще князь Олег Вещий и великий князь Мстислав Великий, где в наши дни создан «Историко-архитектурный и археологический Музей-заповедник «Старая Ладога», собравший множество потрясающих экспонатов. Здесь сохранились два храма XII века. Храм святого великомученика Георгия Победоносца, с известными всему миру фресками, и Успенский Собор в Староладожском Свято-Успенском девичьем монастыре, об истории и возрождении которого мы расскажем в нашей программе.





Интерьер с видом на купол и люстру. Май 2023





Все выпуски программы Места и люди
Десять помощников

Фото: Hassan OUAJBIR / Unsplash
Жил да был на свете крестьянин. Он был молод и трудолюбив, а жена его оказалась нерадивой. Настолько была она ленива, что дом всегда был полон сора, постели до вечера оставались неприбранными. А когда вечером муж возвращался с поля, жена лежала на кровати, даже не приготовив ужина.
Хмурым и неразговорчивым сделался молодой крестьянин. А женщина понять не может, почему после свадьбы её муж так к ней переменился, разлюбил, жалеет себя, по ночам плачет. Вот и решила она пойти за советом к старушке-соседке, которая на всю округу славилась мудростью.
— Тетушка, ваша милость! Ну что мне делать: мой муж совсем меня разлюбил! — поведала её женщина о своем горе. — Совсем я одна-одинёшенька! Бедная я, несчастная!
Выслушала её добрая старушка и говорит:
— Я знаю, как помочь тебе, чтобы ты не была одна. Я пришлю тебе десять моих помощников. Проворные и невидимые, каждый день и час они будут тебе служить, и с их помощью ты легко справишься с хозяйством. Поверь мне, твой муж снова будет тобой доволен.
— Когда же ты их пришлешь? — спросила молодая женщина.
— Хоть сегодня, — ответила старушка. — Только надо их как следует встретить.
— Как же их встретить?
— А ты встань пораньше, прибери постели, подмети пол — не оставь нигде ни соринки, а потом разведи огонь в очаге и принимайся готовить пищу. Если ты каждый день станешь так делать, мои помощники тебя никогда не покинут.
Обрадованная жена поспешила домой и, не откладывая, стала готовиться к встрече невидимых помощников. Она даже сама удивилась, как ловко все у неё получалось! А когда муж пришёл с работы и увидел, что нет на полу ни соринки, а в очаге подрумянивается вкусное жаркое, — он похвалил и крепко обнял свою жену.
На другой день женщина снова стала готовиться к встрече добрых помощников и убедилась, что все десять явились вовремя и целый день не покидали её ни на минуту. Потому что вечером муж снова расхвалил и расцеловал свою хозяйку, которую словно подменили.
Счастье и мир поселились в доме молодого крестьянина.
— Не нахвалюсь я на ваших помощников, тётушка! Они такие проворные и вернули в наш дом радость, — сказала жена, забежав как-то вечерком к доброй соседке. — Одно только меня огорчает: я ни разу их не видала и не знаю даже, как они выглядят!
— Ну, этому делу нетрудно помочь! — улыбнулась старушка. — Посмотри внимательно на свои руки! Десять помощников — это твои десять пальцев! Не правда ли — они всегда с тобой и всегда тебе помогают!
Ну и довольна же была таким ответом молодая жена! Теперь она знала, что десять верных помощников никогда её не покинут, а счастье в доме — в её руках, нужно только постараться его найти.
( по мотивам португальской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
История Морского кадетского корпуса

Фото: Kirill F / Unsplash
Служить офицером на флоте в России всегда было особенной честью и ответственностью. Первую специализированную школу для подготовки молодых людей к военной службе создал в 1701 году в Москве император Петр I. Школа получила название «Навигацкой» и готовила специалистов для разных родов войск, в том числе для военно-морского флота. Уже в 1715 году в Санкт-Петербурге для подготовки будущих флотоводцев была открыта специальная Морская академия, а спустя год учреждено звание «гардемарин» — в переводе с французского «морской гвардеец». Так называли учеников академии, ещё не получивших звания «мичман» — младшего офицерского чина в русском военном флоте.
В 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Морской академии создали Морской кадетский корпус, в который могли поступить лишь дети из дворянских семей. Мальчики обучались не только общеобразовательным, но и военно-морским дисциплинам, таким как морская астрономия и кораблестроение. Все воспитанники были разделены на три класса, а гардемаринами теперь именовались лишь старшие кадеты. Для выпуска из корпуса им было необходимо пройти практику на флоте. За годы существования учебного заведения срок обучения варьировался от 4 до 6 лет, а перевод из класса в класс зависел от успеваемости кадета, поэтому в каждом классе воспитанники могли задержаться дольше, чем на год. В корпус принимали детей от 12 до 14 лет, однако случалось, что кадетами становились и более юные мальчики.
До 1771 года учебное заведение располагалась на Васильевском острове Санкт-Петербурга, но после большого пожара кадет разместили в Кронштадте в здании Итальянского дворца, где мальчики проходили обучение почти до конца XVIII века. В 1796 году по приказу императора Павла I Морской корпус был вновь возвращён в Санкт-Петербург, в просторное здание на набережной Большой Невы. Здесь же разместили корпусную церковь во имя святого Павла Исповедника, в которой кадеты посещали богослужения. На стенах церкви располагались специальные памятные таблички с именами воспитанников погибших во время войн или кораблекрушений.
Живым свидетельством высокого образования в корпусе являлись его выпускники: многие известные отечественные флотоводцы когда-то были кадетами этого учебного заведения: адмиралы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, — имена знаменитых выпускников пополнялись. В 1827 году директором корпуса стал ещё один его выпускник — адмирал Иван Крузенштерн, совершивший первое русское кругосветное плавание. Именно ему принадлежала идея создания в корпусе музея. Главными экспонатами коллекции стали модели кораблей учебной эскадры, изготовленные кадетами.
Долгие годы учебное заведение было одним из самых престижных в стране. Свой двухсотлетний юбилей Морской корпус отметил в 1901 году в присутствии императора Николая II. А спустя 16 лет произошла революция и преподавательский состав вместе с воспитанниками эмигрировали в город Бизэрту в Египте, где учебный процесс продолжался до 1925 года. В советский период в здании Морского корпуса располагалось Военно-морское училище, ставшее в 1998 году Санкт-Петербургским военно-морским институтом. Из его стен и сегодня продолжают выпускаться офицеры для службы Отечеству на морских боевых рубежах.
Все выпуски программы Открываем историю