Случается, безо всякой, кажется, на то причины, люди вдруг ощущают на сердце непонятную тоску и пустоту. Почему так происходит? Ответ знает преподобный Иоанн Кронштадтский. «Душа тяготится пустотою, потому что ищет Существа, Которое бы наполнило её, ищет Христа», — говорит старец на страницах книги «Душевный лекарь. Святые отцы — мирянам». Это — сборник святоотеческих наставлений, в нём можно найти ответы на духовные и житейские вопросы, которыми задаётся, пожалуй, каждый из нас. Зачем людям Бог? Что такое вера? Для чего даются скорби и болезни? Как сохранить счастливый брак, воспитать детей, встретить старость? Собранные под обложкой книги краткие поучения святых отцов и подвижников благочестия, помогают разобраться в жизни.
А жизнь наша тогда только может быть наполненной и осмысленной, если в ней есть вера в Бога. В этом уверен святитель Филарет Московский: «Ничто настолько не нужно человеку, как вера. От неё зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие жизни настоящей». Почему это так, на страницах книги объясняет святитель Тихон Задонский: «Бог есть высочайшее добро, от Которого проистекает всё добро и блаженство, какое есть и может быть... С Богом и в несчастье жить — счастье, в нищете — богатство, в бесславии — слава, в бесчестии — честь, в скорби — утешение».
Однако порой с каждым случаются минуты, когда всё валится из рук, и кажется, что ничего не можешь. Святитель Феофан Затворник на страницах сборника возражает: «Не говорите — не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: всё могу. Но не сам по себе, а в укрепляющем меня Иисусе Христе».
А ещё в книге «Душевный лекарь. Святые отцы — мирянам» приводятся народные пословицы и поговорки. Одна из них вторит словам святителя Тихона Задонского: «Тот не унывает, кто на Бога уповает». О том, насколько пагубно для человека держать обиду на ближнего, не прощать, тоже есть пословица: «Тому тяжело, кто помнит зло». Об этом на страницах сборника говорит и священномученик Арсений (Жадановский): «На первый взгляд покажется, что прощение унизит, посрамит и возвысит недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился, — и, смотри, в сердце своё ты положил гнетущий, тяжёлый камень. И наоборот: ты простил, но зато облегчил своё сердце, внёс в него отраду и утешение».
В книге «Душевный лекарь. Святые отцы — мирянам» можно найти такие слова преподобного Паисия Святогорца: «Если мы наставляем кого-то с любовью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение». Изменения, и непременно — к лучшему, наверняка произойдут и в сердцах тех, кто обратится к наставлениям святых отцов на страницах сборника «Душевный лекарь. Святые отцы — мирянам».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»
- «Рождественская книга ангелов»
- Протоиерей Павел Карташёв. «Что нам в жизни светит…»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Севастополь. Свято-Никольский храм на Братском кладбище

Фото: PxHere
Над северной стороной города Севастополя возвышается живописный зелёный холм. А на его вершине стоит, наверное, один из самых необычных православных храмов не только в России, но и во всём мире — Свято-Никольская церковь. Из многих точек города, и даже окрестностей, можно увидеть этот уникальный храм.
Впрочем, с первого взгляда может показаться, что и не храм вовсе, а... египетская пирамида с крестом наверху! Однако пирамидальная форма, хоть и нетипичная для церковной архитектуры, на самом деле никакого отношения к древнему Египту не имеет. Она символизирует Голгофу — место, где был распят Спаситель. В православной традиции Голгофа является атрибутом мученичества и служит олицетворением тяжких испытаний во имя высшей цели. Эту архитектурную форму Свято-Никольский храм получил не случайно — он является не только местом молитвы, но и памятником героической Обороне Севастополя в Крымской войне 1853-1856 годов.
На склоне холма, где сегодня возвышается храм, в 1854-м году указом адмирала Корнилова было устроено кладбище для воинов, павших во время обороны города. Первоначально оно называлось Петропавловским, но со временем в народе возникло и прижилось другое его название — Братское. Последний приют здесь обрели моряки, пехотинцы, артиллеристы и простые горожане. Те, кто не пожалел собственных жизней, сражаясь с врагом за родную землю. В 1856-м, сразу же после окончания Крымской войны, император Александр II объявил сбор средств для постройки на Братском кладбище храма-памятника отважным защитникам Севастополя и первым внёс значительную сумму. Проект Свято-Никольского храма разработал архитектор Алексей Авдеев. Идея усечённой пирамиды-Голгофы, как символа жертвенной смерти тех, кто защищал город, пришлась по душе императору. В 1870-м Свято-Никольская церковь была построена и освящена.
Сегодня Свято-Никольский храм — это целый мемориальный комплекс. Подняться к нему, пешком или на автомобиле, можно по улице Богданова. У подножия храма-пирамиды — надгробия военачальников и братские могилы, в которых покоятся безымянные герои Крымской войны. На стенах и снаружи, и внутри — доски из редкого камня диорита серого цвета. На них выбиты имена павших в боях за город. Из диорита сделан и огромный крест, который лежит на земле рядом с храмом, с западной его стороны. Именно он когда-тот венчал пирамиду. Но в 1942-м году, во время Второй обороны Севастополя уже в ходе Великой Отечественной войны, крест упал, сбитый артиллерийским снарядом. В 2012-м году его заменили новым, гранитным, высотой 7,5 метров. А старый остался лежать поблизости, напоминая о героическом прошлом несломленного города. Сегодня крест Свято-Никольского храма — самая высокая точка Севастополя. Даже ночью, подсвеченный огнями, он просматривается практически из любой места города и с акватории Чёрного моря. А рядом развивается на ветру Андреевский флаг — в наши дни Свято-Никольский храм стал постоянным местом молитвы моряков Черноморского флота России.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 ноября. О победе Христа над человеческой немощью

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного».
О победе Христа над человеческой немощью — протоиерей Константин Харитонов.
Ни один человек на земле, который жил от Адама и Евы, не мог даровать всему человечеству спасение. Потому что так или иначе каждый человек имел на себе печать греха и не мог эту печать греха победить в самом себе. Все мы, люди, родившиеся от Адама, имеем эту немощь.
Поэтому для нас необходим новый человек, который смог бы победить этот первородный грех, эту немощь человеческую и спасти нас. И поэтому Господь не оставил нас в этой беде, а Сам сошёл с небес, принял человеческую природу, стал немощным по природе, но победил этот грех в Самом Себе и исцелил человеческую природу, стал для нас новым Адамом и дал нам новую жизнь.
Поэтому всякий, кто крещён от Христа, рождён от нового Адама и может войти в Царство Небесное благодаря той святости и чистоте Христовой, которую Господь дарует нам через Своё воплощение.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 ноября. О пастырском наследии святителя Иоанна Златоуста

Сегодня 26 ноября. День памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, отошедшего ко Господу в 407 году.
О пастырском наследии святителя — священник Стахий Колотвин.
Когда читаешь святителя Иоанна Златоуста, которого все мы хорошо знаем, потому что он автор центральной молитвы нашей божественной литургии, которая большую часть года совершается, то, конечно, ты немножко спотыкаешься о тяжеловесный слог. Этот тяжеловесный слог — это была особенность риторического приёма святителя Иоанна. Действительно, он говорил под старину, под старину относительно своего времени.
Смотрим, обо что мы ещё можем споткнуться. Ну, конечно, тяжеловесный дореволюционный перевод, который тоже в академических традициях — отнюдь не разговорный язык.
Но если мы сквозь два этих препятствия пройдём, то мы обнаружим, что слова святителя Иоанна Златоуста — это не высокое богословие, не размышления о догматике, а это практические пастырские наставления, которые актуальны в наши дни. Поэтому не сдаёмся, дорогие друзья, и сегодня, в честь Дня памяти святого, обязательно что-то из его трудов долг каждого христианина почитать.
Так ответ в чём? Потому что Иоанн Златоуст отнюдь не сразу стал епископом великого города, патриархом, который спорил с императрицей, а много лет был приходским священником в Антиохии, который исповедовал людей, который разделял их боль как свою, который общался с простыми прихожанами в одном из самых густонаселённых городов Древнего мира — в Антиохии. Поэтому жителю современного мегаполиса слова Иоанна Златоуста тоже обязательно подойдут.
Все выпуски программы Актуальная тема











