
«Дорогой Фрэнки», студия Inside Track Productions, Pathé Pictures International, Scorpio Films, Scottish Screen, Sigma Films, UK Film Council, режиссёр Шона Ауэрбах
— Дорогой папа! Спасибо за марки. Самая лучшая — с белой акулой. Она наверно самая лучшая из тех, что ты присылал. Мама обещала купить новый альбом, когда этот заполнится.
Пап, а ты знаешь, что белая акула может выпрыгнуть из воды и опрокинуть корабль? Но не твой, конечно. У тебя гигантский корабль. И ещё кое-что: представляешь, из моего окна видно море.
Девятилетний паренёк по имени Фрэнки пишет письмо отцу, которого очень любит, но не помнит. Ведь Фрэнки был совсем ещё малышом, когда папа отправился в далёкое плавание на большом корабле. С тех пор они ни разу не виделись. Фрэнки отмечает флажками на карте каждый порт, где останавливается отцовское судно. Папа в красочных подробностях пишет ему о каждом пункте своего маршрута. На свои письма он наклеивает чудесные марки с морскими рыбами и птицами. Фрэнки собрал уже целый альбом! Мальчик мечтает, что когда-нибудь они с отцом наконец увидятся. Вот только он не знает, что история о мужественном моряке дальнего плавания — от начала и до конца выдумка. Её придумала Лиззи — мама Фрэнки. Письма от имени отца тоже пишет она. И так продолжается уже много лет... Непростую историю рассказала в своей мелодраме «Дорогой Фрэнки» британский режиссёр Шона Ауэрбах. Её дебютный полнометражный художественный фильм вышел в 2004 году. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале. После просмотра ленты зрители в течении пятнадцати минут аплодировали стоя. И будь я там, обязательно бы к ним присоединился. Потому что картина действительно поражает. Спокойная, неторопливая, без резких поворотов сюжета, она, тем не менее, в хорошем смысле переворачивает душу. Дарит свет и надежду. Не спроста ведь сама режиссёр назвала свою ленту «Дорогой Фрэнки» фильмом о любви.
Ведь именно из-за любви к сыну Лиззи разыгрывает спектакль с письмами от отца. Настоящий отец Фрэнки — вовсе не моряк. В фильме нам сообщают лишь один факт из его биографии — он был очень жесток по отношению к жене и сыну. Вплоть до того, что из-за него Фрэнки в младенчестве оглох. Тогда Лиззи и ушла от мужа — чтобы в буквальном смысле спасти жизнь себе и сыну. Но она решила: ребёнку нужен отец. Пусть даже воображаемый. Так появился моряк Дэйви, бороздящий океанские просторы на корабле «Аккра». Название судна Лиззи тоже придумала. Каково же было её удивление, когда в местной газете напечатали о скором прибытии в порт приморского городка, где жили они с Фрэнки, сухогруза с точно таким же названием! Всего на один день. Мальчик тоже узнал новость, и с трепетом считал минуты до прибытия судна.
Поначалу Лиззи намеревалась сказать сыну, что папе не дали разрешения сойти на берег. Но неожиданно ей пришёл в голову, казалось бы, фантастический вариант. Она решила найти мужчину, который согласился бы на один день стать отцом Фрэнки. Просто сыграть роль за небольшое вознаграждение. И такой человек нашёлся. Здесь начинается самая трогательная, самая пронзительная и волнующая часть фильма. Пусть зрители сами переживут её вместе с героями и узнают, чем обернётся эта необычная и неоднозначная затея. Остановлюсь лишь на одном эпизоде, который ярко иллюстрирует глубину и психологизм истории, которую мы видим на экране. Это разговор между Лиззи и незнакомцем, изображающим отца Фрэнки. Женщина объясняет ему, почему не может сказать сыну всю правду.
— Каждый раз, когда я пишу письмо, я обещаю себе, что оно последнее. Я думала, что со временем у него пропадёт интерес. Просто иссякнет. Однако, если он не пишет пару недель, я сама говорю ему, что надо написать письмо. Только так я слышу его голос.
— Фрэнки очень, очень счастливый.
— С чего вы это взяли? Поймите, я каждый день обманываю сына.
— Нет. Вы просто его каждый день защищаете.
Вот такой диалог. Однако сразу замечу: картина Шоны Ауэрбах «Дорогой Фрэнки» — это не оправдание лжи во спасение. Смысл фильма гораздо глубже. Он о том, что далёкие могут стать близкими. И что дети часто оказываются мудрее взрослых. Джерард Батлер, исполнитель одной из главных ролей, так высказался о фильме: «Это история о триумфе человеческого духа. О том, что происходит, когда людьми движет любовь».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер