— Дорогой папа! Спасибо за марки. Самая лучшая — с белой акулой. Она наверно самая лучшая из тех, что ты присылал. Мама обещала купить новый альбом, когда этот заполнится.
Пап, а ты знаешь, что белая акула может выпрыгнуть из воды и опрокинуть корабль? Но не твой, конечно. У тебя гигантский корабль. И ещё кое-что: представляешь, из моего окна видно море.
Девятилетний паренёк по имени Фрэнки пишет письмо отцу, которого очень любит, но не помнит. Ведь Фрэнки был совсем ещё малышом, когда папа отправился в далёкое плавание на большом корабле. С тех пор они ни разу не виделись. Фрэнки отмечает флажками на карте каждый порт, где останавливается отцовское судно. Папа в красочных подробностях пишет ему о каждом пункте своего маршрута. На свои письма он наклеивает чудесные марки с морскими рыбами и птицами. Фрэнки собрал уже целый альбом! Мальчик мечтает, что когда-нибудь они с отцом наконец увидятся. Вот только он не знает, что история о мужественном моряке дальнего плавания — от начала и до конца выдумка. Её придумала Лиззи — мама Фрэнки. Письма от имени отца тоже пишет она. И так продолжается уже много лет... Непростую историю рассказала в своей мелодраме «Дорогой Фрэнки» британский режиссёр Шона Ауэрбах. Её дебютный полнометражный художественный фильм вышел в 2004 году. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале. После просмотра ленты зрители в течении пятнадцати минут аплодировали стоя. И будь я там, обязательно бы к ним присоединился. Потому что картина действительно поражает. Спокойная, неторопливая, без резких поворотов сюжета, она, тем не менее, в хорошем смысле переворачивает душу. Дарит свет и надежду. Не спроста ведь сама режиссёр назвала свою ленту «Дорогой Фрэнки» фильмом о любви.
Ведь именно из-за любви к сыну Лиззи разыгрывает спектакль с письмами от отца. Настоящий отец Фрэнки — вовсе не моряк. В фильме нам сообщают лишь один факт из его биографии — он был очень жесток по отношению к жене и сыну. Вплоть до того, что из-за него Фрэнки в младенчестве оглох. Тогда Лиззи и ушла от мужа — чтобы в буквальном смысле спасти жизнь себе и сыну. Но она решила: ребёнку нужен отец. Пусть даже воображаемый. Так появился моряк Дэйви, бороздящий океанские просторы на корабле «Аккра». Название судна Лиззи тоже придумала. Каково же было её удивление, когда в местной газете напечатали о скором прибытии в порт приморского городка, где жили они с Фрэнки, сухогруза с точно таким же названием! Всего на один день. Мальчик тоже узнал новость, и с трепетом считал минуты до прибытия судна.
Поначалу Лиззи намеревалась сказать сыну, что папе не дали разрешения сойти на берег. Но неожиданно ей пришёл в голову, казалось бы, фантастический вариант. Она решила найти мужчину, который согласился бы на один день стать отцом Фрэнки. Просто сыграть роль за небольшое вознаграждение. И такой человек нашёлся. Здесь начинается самая трогательная, самая пронзительная и волнующая часть фильма. Пусть зрители сами переживут её вместе с героями и узнают, чем обернётся эта необычная и неоднозначная затея. Остановлюсь лишь на одном эпизоде, который ярко иллюстрирует глубину и психологизм истории, которую мы видим на экране. Это разговор между Лиззи и незнакомцем, изображающим отца Фрэнки. Женщина объясняет ему, почему не может сказать сыну всю правду.
— Каждый раз, когда я пишу письмо, я обещаю себе, что оно последнее. Я думала, что со временем у него пропадёт интерес. Просто иссякнет. Однако, если он не пишет пару недель, я сама говорю ему, что надо написать письмо. Только так я слышу его голос.
— Фрэнки очень, очень счастливый.
— С чего вы это взяли? Поймите, я каждый день обманываю сына.
— Нет. Вы просто его каждый день защищаете.
Вот такой диалог. Однако сразу замечу: картина Шоны Ауэрбах «Дорогой Фрэнки» — это не оправдание лжи во спасение. Смысл фильма гораздо глубже. Он о том, что далёкие могут стать близкими. И что дети часто оказываются мудрее взрослых. Джерард Батлер, исполнитель одной из главных ролей, так высказался о фильме: «Это история о триумфе человеческого духа. О том, что происходит, когда людьми движет любовь».
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица