
Фото: Anton Chernyavskiy / Unsplash
Знаете ли вы, что 5 декабря в России и других странах отмечают Международный День добровольца? По счастливой случайности именно в этот день я прочитала в средствах массовой информации о волонтёре Юрии Обозенко. Видимо, его история произвела впечатление не только на меня: в 2021 году он стал номинантом на звание «Человека с большой буквы» Республики Крым.
После смерти матери в 2008 году девятнадцатилетний Юрий устроился работать осмотрщиком вагонов на железнодорожный вокзал города Симферополя. Спустя два года, возвращаясь домой по шпалам, он неудачно ступил между рельсов. В это время, на его беду, сработал механизм стрелочного перевода поездов с одного пути на другой. Правую ногу зажало так сильно, что молодой человек потерял сознание, а очнулся уже в больнице. Конечность спасти не удалось: её ампутировали почти до колена.
С тех пор прошло больше десяти лет. Юрий Обозенко передвигается на протезе, много ходит пешком. Работал охранником на вокзале, фотографом в рекламном агентстве, завхозом на складе, слесарем на заводе. С недавних пор мужчина трудится сторожем, а свободное время посвящает волонтёрству: заботится о бездомных и пожилых людях, о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Наш герой с детства привык всем помогать: «Меня мама так воспитала, — говорит. — Помню, ребёнком кормил и пристраивал собак и кошек: соседи оставляли их у нас под дверью, зная, что я никого не брошу». Однажды он познакомился на вокзале со старушкой, которая 10 лет жила на улице. Купил по её просьбе лекарства, а через день вернулся и предложил помощь. Бабушка согласилась, и Юрий начал действовать: разместил в интернете информацию о ней, связался с волонтёрами, сотрудниками прокуратуры. В результате удалось сделать всё, о чём просила пожилая женщина, — восстановить её документы, вызволить из секты взрослого сына, найти им жильё.
После этой истории Обозенко занялся благотворительностью. «Начинал потихоньку: кому-то продукты принесу, кому-то — вещи, — вспоминает волонтёр. — Бывает, нужна коляска, в другой раз — кроватка и велосипед. Подопечные сами меня находят в соцсетях; там же я публикую их просьбы о помощи, и добрые люди откликаются. Либо обращаюсь в волонтёрские организации. Один я бы ничего не смог сделать!»
На странице Юрия регулярно появляются хорошие новости. Удалось помочь продуктами и памперсами одиноким мамам с детьми; дедушка, которого искали соседи и знакомые, уже дома — жив и здоров; заготовили дрова на зиму женщине с ребёнком из соседней деревни; поздравили с первым днём рождения маленькую девочку, чья мама болеет; ещё один счастливый ребёнок получил новый телефон. В конце автор непременно добавляет: «Всё это только благодаря вам, друзья. Спасибо, что помогаете мне помогать тем, кому это необходимо».
Я закончила читать статью о Юрии и задумалась о значении словосочетания «Человек с большой буквы». Кого можно так назвать? Спросила у знакомых и услышала множество вариантов: человека заслуженного, отважного и бесстрашного, уважаемого коллегами, состоявшегося как личность. А вот как ответил на этот вопрос один из номинантов одноимённого проекта: «Человек с большой буквы — это добрый человек с большим сердцем». Думаю, что так можно сказать и о Юрии Обозенко, ведь именно по зову сердца он спешит на помощь окружающим!
Все выпуски программы Живут такие люди
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер