
Великая или Страстная Пятница — страшный и скорбный день в церковном календаре. Христиане вспоминают, как Христос принял мученическую смерть на кресте за весь род человеческий. Богослужение вечером накануне Великой Пятницы особое. Во время него священник или диакон читает 12 отрывков из Евангелия. Они посвящены прощальной беседе Иисуса Христа с учениками, предательству Христа Иудой, суду и распятию Спасителя. Между отрывками из Священного Писания поются антифоны — особые песнопения. Называются они так потому, что в древности исполнялись поочерёдно двумя хорами. То есть хоры будто отвечали друг другу звуком на звук. Отсюда и название «звук напротив» или по-гречески «антифон».
Текст одного из антифонов Страстной Пятницы повествует о предательстве Христа одним из Его учеников — Иудой. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть антифона по-русски звучит так: «В этот день Иуда покидает Учителя и принимает в себя дьявола, ослепляется страстью сребролюбия и, объятый мраком, лишается света. Ибо как мог видеть продавший Светило за тридцать сребреников?» Вот как текст песнопения звучит по-церковнославянски: «Днесь Иу́да оставля́ет Учи́теля, и прие́млет диа́вола, ослепля́ется стра́стию сребролю́бия, отпа́дает Све́та омраче́нный. Ка́ко бо можа́ше зре́ти, Свети́ло прода́вый на три́десятих сре́бреницех?»
Послушаем первую часть антифона.
Текст второго отрывка антифона обращён ко Христу. Вот как этот фрагмент звучит на русском языке: «Но нам воссиял Пострадавший за мир, Которому мы возгласим: „Пострадавший и людям сострадающий Господи, слава Тебе!“» По-церковнославянски вторая часть песнопения звучит так: «Но нам возсия́ Страда́вый за мир. К Нему́ же возопии́м: пострада́вый и сострада́вый челове́ком, Го́споди, сла́ва Тебе́».
Послушаем вторую часть антифона Великой Пятницы:
«Но нам воссиял Пострадавший за мир...» — поётся в песнопении. И союз «но» в данном случае будто проводит черту между тьмой и светом. Тьмой, в которую погрузился искушённый деньгами Иуда, и Светом, то есть Господом, которого он предал. А когда наш хор в Великую Пятницу поёт это песнопение, я думаю о том, какая тонкая, едва заметная эта разделительная линия. Как легко её преступить. Как просто, поддавшись мимолётному искушению, можно вдруг оказаться на тёмной стороне. И даже не заметить этого. Но к счастью, пока мы живы, имеем возможность, покаявшись, вернуться обратно, к свету. Потому что с нами «Пострадавший и людям Сострадающий» Господь.
Давайте послушаем антифон Великой Пятницы полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема