Москва - 100,9 FM

Детский психолог: правила грамотной критики

* Поделиться
Наталья Барложецкая

Наталья Барложецкая

Похвала окрыляет малыша, а критика часто уничтожает инициативу. Но, с другой стороны, чрезмерная похвала теряет свою значимость, да и хвалить бывает особенно не за что. Как правильно соблюсти баланс между похвалой и критикой, а главное, существует ли этот баланс?

Многие педагоги используют в своей работе правила грамотной критики, которые объединяют в себе и похвалу, и оценку деятельности, и призыв к постоянному самосовершенствованию. Суть этого приема состоит в том, что в оценке любой деятельности мы проходим три этапа: похвала, критика и снова похвала. Давайте разберем этот прием на простом примере: малыш принес вам свой рисунок.

1 этап. Похвала. Поблагодарите ребенка за то, что он принес вам свою работу! Рассмотрите её внимательно. Найдите не менее трёх вещей, за которые можно похвалить рисунок: «Особенно хорошо у тебя получилась зеленая крыша и дерево. А ещё мне нравится, как ты смешала краски, когда рисовала луг. А что тебе больше всего нравится в рисунке?». Обратите внимание на то, что хвалить нужно именно рисунок, а не ребенка!

2 этап. Критика. Отметьте пару деталей рисунка, над которыми ещё надо поработать: «Мне кажется, что крону дерева лучше сделать пышной и добавить цветы на лугу». Говорите не о том, что плохо получилось и как нельзя делать, а сразу подсказывайте, как будет лучше. Если ребенок объясняет, почему он так сделал, например: «все цветы спрятались от дождика» — не стоит спорить и заставлять переделывать, ваше дело показать путь к совершенствованию, а решение — идти по нему или нет — должен принимать сам ребенок.

3 этап. Похвала. Чтобы сгладить осадок от критических замечаний и поддержать желание творить, необходимо снова вернуться к похвале: «Солнце у тебя очень красивое и яркое, от него все подсолнухи на лугу распустились и улыбаются».

По данной схеме можно оценивать результаты любой деятельности: сделанные уроки, прошедший матч, написанный проект или отчет. Правила грамотной критики можно применять не только к детям, они прекрасно работают и в мире взрослых. И главное, подобное сочетание критики и похвалы помогает поверить в свои возможности и развернуть крылья творчества.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Герои моего времени
Герои моего времени
Программа рассказывает о незаметных героях наших дней – о людях, способных на поступок, на подвиг. Истории этих героев захватывают и вдохновляют любого неравнодушного человека.
Мудрость Святой Горы
Мудрость Святой Горы
В программе представлены короткие высказывания монахов-подвижников Святой Горы Афон о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Сказания о Русской земле
Сказания о Русской земле
Александр Дмитриевич Нечволодов - русский генерал, историк и писатель, из под пера которого вышел фундаментальный труд по истории России «Сказания о Русской земле». Эта книга стала настольной в семье последнего российского императора Николая Второго. В данной программе звучат избранные главы книги Александра Дмитриевича.
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.

Также рекомендуем