Похвала окрыляет малыша, а критика часто уничтожает инициативу. Но, с другой стороны, чрезмерная похвала теряет свою значимость, да и хвалить бывает особенно не за что. Как правильно соблюсти баланс между похвалой и критикой, а главное, существует ли этот баланс?
Многие педагоги используют в своей работе правила грамотной критики, которые объединяют в себе и похвалу, и оценку деятельности, и призыв к постоянному самосовершенствованию. Суть этого приема состоит в том, что в оценке любой деятельности мы проходим три этапа: похвала, критика и снова похвала. Давайте разберем этот прием на простом примере: малыш принес вам свой рисунок.
1 этап. Похвала. Поблагодарите ребенка за то, что он принес вам свою работу! Рассмотрите её внимательно. Найдите не менее трёх вещей, за которые можно похвалить рисунок: «Особенно хорошо у тебя получилась зеленая крыша и дерево. А ещё мне нравится, как ты смешала краски, когда рисовала луг. А что тебе больше всего нравится в рисунке?». Обратите внимание на то, что хвалить нужно именно рисунок, а не ребенка!
2 этап. Критика. Отметьте пару деталей рисунка, над которыми ещё надо поработать: «Мне кажется, что крону дерева лучше сделать пышной и добавить цветы на лугу». Говорите не о том, что плохо получилось и как нельзя делать, а сразу подсказывайте, как будет лучше. Если ребенок объясняет, почему он так сделал, например: «все цветы спрятались от дождика» — не стоит спорить и заставлять переделывать, ваше дело показать путь к совершенствованию, а решение — идти по нему или нет — должен принимать сам ребенок.
3 этап. Похвала. Чтобы сгладить осадок от критических замечаний и поддержать желание творить, необходимо снова вернуться к похвале: «Солнце у тебя очень красивое и яркое, от него все подсолнухи на лугу распустились и улыбаются».
По данной схеме можно оценивать результаты любой деятельности: сделанные уроки, прошедший матч, написанный проект или отчет. Правила грамотной критики можно применять не только к детям, они прекрасно работают и в мире взрослых. И главное, подобное сочетание критики и похвалы помогает поверить в свои возможности и развернуть крылья творчества.
Поддержим «Дом, который очень нужен»

Игорь и Сергей дружат уже несколько лет. Познакомились молодые люди в приюте для людей с инвалидностью, иначе его называют «Дом, который очень нужен». Находится он в городе Омске, в микрорайоне Крутая Горка, на территории храма Рождества Христова. Это один из проектов Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка». Здесь заботятся о тех, кто не может жить самостоятельно — о взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
Игорь и Серёжа оказались в «Доме, который очень нужен» благодаря священнику Антонию Хмелёву, руководителю приюта. До этого молодые люди жили в разных интернатах для инвалидов. Оба не могут ходить.
В Доме подопечные находятся под присмотром сестёр милосердия и волонтёров. Особенных людей обучают самостоятельности, дают им возможность получать образование, развивать творческие навыки и просто заниматься тем, что нравится и вдохновляет.
Игорь и Сергей передвигаются на инвалидных колясках, и тем не менее стараются быть активными. Серёжа участвует в местных театральных постановках, а Игорь увлекается настольными играми.
Всего в «Доме, который очень нужен», помимо двоих друзей, живут ещё 10 человек с физическими и ментальными нарушениями. Чтобы у них появилось регулярное общее полезное занятие, сотрудники приюта решили создать свечную мастерскую. В ней Серёжа, Игорь и другие подопечные будут изготавливать свечи для храма. Они смогут видеть результат своего труда и знать, что он приносит пользу другим.
Чтобы свечная мастерская открылась, нужно закупить стройматериалы и оборудование. В этом омскому приюту для людей с инвалидностью важна помощь. Если вы хотите поддержать доброе дело, переходите на сайт Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о духовных смыслах повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», каким предстает главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин, что важно замечать в его образе читателю, на что не всегда обращают внимание.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Первая программа с директором Московского дома Гоголя Верой Викуловой была посвящена жизни знаменитого писателя и основным этапам его творчества.
Вторая программа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена духовным поискам Гоголя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Мы говорили о том, как современному человеку подходить к чтению наставлений святых отцов, почему важно при этом иметь рассуждение и советоваться с опытными священниками.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев
- «Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
- «Духовные поиски Н.В. Гоголя». Алексей Бархатов
Все выпуски программы Светлый вечер