Похвала окрыляет малыша, а критика часто уничтожает инициативу. Но, с другой стороны, чрезмерная похвала теряет свою значимость, да и хвалить бывает особенно не за что. Как правильно соблюсти баланс между похвалой и критикой, а главное, существует ли этот баланс?
Многие педагоги используют в своей работе правила грамотной критики, которые объединяют в себе и похвалу, и оценку деятельности, и призыв к постоянному самосовершенствованию. Суть этого приема состоит в том, что в оценке любой деятельности мы проходим три этапа: похвала, критика и снова похвала. Давайте разберем этот прием на простом примере: малыш принес вам свой рисунок.
1 этап. Похвала. Поблагодарите ребенка за то, что он принес вам свою работу! Рассмотрите её внимательно. Найдите не менее трёх вещей, за которые можно похвалить рисунок: «Особенно хорошо у тебя получилась зеленая крыша и дерево. А ещё мне нравится, как ты смешала краски, когда рисовала луг. А что тебе больше всего нравится в рисунке?». Обратите внимание на то, что хвалить нужно именно рисунок, а не ребенка!
2 этап. Критика. Отметьте пару деталей рисунка, над которыми ещё надо поработать: «Мне кажется, что крону дерева лучше сделать пышной и добавить цветы на лугу». Говорите не о том, что плохо получилось и как нельзя делать, а сразу подсказывайте, как будет лучше. Если ребенок объясняет, почему он так сделал, например: «все цветы спрятались от дождика» — не стоит спорить и заставлять переделывать, ваше дело показать путь к совершенствованию, а решение — идти по нему или нет — должен принимать сам ребенок.
3 этап. Похвала. Чтобы сгладить осадок от критических замечаний и поддержать желание творить, необходимо снова вернуться к похвале: «Солнце у тебя очень красивое и яркое, от него все подсолнухи на лугу распустились и улыбаются».
По данной схеме можно оценивать результаты любой деятельности: сделанные уроки, прошедший матч, написанный проект или отчет. Правила грамотной критики можно применять не только к детям, они прекрасно работают и в мире взрослых. И главное, подобное сочетание критики и похвалы помогает поверить в свои возможности и развернуть крылья творчества.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема