
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Деян., 38 зач., XVI, 16-34.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Наверное, многим из нас хорошо известен фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Трое мужчин идут в аномальную зону, чтобы оказаться в комнате, которая исполняет желания. Зона странное место. Люди здесь часто пропадают, так и не добравшись до своей цели. На вопрос своих спутников, кого же зона пропускает в заветную комнату, как она решает, кто достоин чуда, сталкер, то есть проводник, отвечает: «пропускает она тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных». Не раз говорили, что при помощи своих произведений Тарковский выражал глубокие философские, религиозные, а порой даже Евангельские истины. Вот и эти слова сталкера очень созвучны той идее, которая содержится в только что услышанном нами отрывке.
Служанка, которая повстречалась апостолам, была пифией, то есть языческой жрицей, предсказывающей будущее. Вероятно, она была юродивой. Ведь не случайно говорили древние, что если хочешь, чтобы у тебя был разум богов, ты должен взамен отдать свой. Какие-то люди пользовались этой способностью девушки и, видимо, неплохо зарабатывали на этом. Чем иначе объяснить такую агрессию с их стороны в ответ на исцеление безумной? Они потеряли источник доходов. Посмотрите, они совершенно не удивляются тому, что апостолы совершили чудо. Они не задаются вопросом, а может это посланники Бога. Их совершенно не интересует истина. Почему? Да потому что речь идет о том, что кто-то посягнул на уютную и комфортную модель жизни, к которой они привыкли. По этой же причине против Павла и Силы выступают и другие горожане. Своим поведением они словно говорят: «Жили спокойно без ваших чудес и вашего Бога и дальше проживем». Этим людям есть что терять. У них есть то, что делает их счастливыми, сытыми и довольными. И когда на весах с одной стороны оказался их достаток, привычный уклад жизни, а с другой Истина с ее непредсказуемыми требованиями и рисками, конечно первая чаша сразу же перетянула вторую.
В этом отношении им противостоит охранник. Он понимает, что надеяться ему не на что. Его ждет одно — смерть. Поэтому он и собирается броситься на меч. Однако апостолы дают ему надежду в лице Христа, и он ухватывается за нее как за спасительную соломинку. В иных условиях он никогда бы не обратил внимание на проповедь Евангелия. Но сейчас между ним и Богом ничего не стояло, и Господь с легкостью вошел в его жизнь.
Если мы также хотим, что Бог постоянно был с нами, чтобы в нашей жизни произошло чудо, нам необходимо приобрести состояние, когда между нами и Творцом ничего не стоит, когда, выражаясь словами персонажа художественного фильма, «нам больше не на что надеяться». В христианской традиции это состояние называется «духовной нищетой» или же смирением. А Евангелие называет таких людей блаженными, то есть счастливыми. Ведь только такому человеку нужен Спаситель, только такой в Нем остро нуждается и ценит любое слово, с которым, Он к нему обращается. А потому Господь с радостью приходит к этому человеку и больше никогда его не покидает.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема