Деян., 38 зач., XVI, 16-34.
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Наверное, многим из нас хорошо известен фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Трое мужчин идут в аномальную зону, чтобы оказаться в комнате, которая исполняет желания. Зона странное место. Люди здесь часто пропадают, так и не добравшись до своей цели. На вопрос своих спутников, кого же зона пропускает в заветную комнату, как она решает, кто достоин чуда, сталкер, то есть проводник, отвечает: «пропускает она тех, у кого надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а несчастных». Не раз говорили, что при помощи своих произведений Тарковский выражал глубокие философские, религиозные, а порой даже Евангельские истины. Вот и эти слова сталкера очень созвучны той идее, которая содержится в только что услышанном нами отрывке.
Служанка, которая повстречалась апостолам, была пифией, то есть языческой жрицей, предсказывающей будущее. Вероятно, она была юродивой. Ведь не случайно говорили древние, что если хочешь, чтобы у тебя был разум богов, ты должен взамен отдать свой. Какие-то люди пользовались этой способностью девушки и, видимо, неплохо зарабатывали на этом. Чем иначе объяснить такую агрессию с их стороны в ответ на исцеление безумной? Они потеряли источник доходов. Посмотрите, они совершенно не удивляются тому, что апостолы совершили чудо. Они не задаются вопросом, а может это посланники Бога. Их совершенно не интересует истина. Почему? Да потому что речь идет о том, что кто-то посягнул на уютную и комфортную модель жизни, к которой они привыкли. По этой же причине против Павла и Силы выступают и другие горожане. Своим поведением они словно говорят: «Жили спокойно без ваших чудес и вашего Бога и дальше проживем». Этим людям есть что терять. У них есть то, что делает их счастливыми, сытыми и довольными. И когда на весах с одной стороны оказался их достаток, привычный уклад жизни, а с другой Истина с ее непредсказуемыми требованиями и рисками, конечно первая чаша сразу же перетянула вторую.
В этом отношении им противостоит охранник. Он понимает, что надеяться ему не на что. Его ждет одно — смерть. Поэтому он и собирается броситься на меч. Однако апостолы дают ему надежду в лице Христа, и он ухватывается за нее как за спасительную соломинку. В иных условиях он никогда бы не обратил внимание на проповедь Евангелия. Но сейчас между ним и Богом ничего не стояло, и Господь с легкостью вошел в его жизнь.
Если мы также хотим, что Бог постоянно был с нами, чтобы в нашей жизни произошло чудо, нам необходимо приобрести состояние, когда между нами и Творцом ничего не стоит, когда, выражаясь словами персонажа художественного фильма, «нам больше не на что надеяться». В христианской традиции это состояние называется «духовной нищетой» или же смирением. А Евангелие называет таких людей блаженными, то есть счастливыми. Ведь только такому человеку нужен Спаситель, только такой в Нем остро нуждается и ценит любое слово, с которым, Он к нему обращается. А потому Господь с радостью приходит к этому человеку и больше никогда его не покидает.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.