Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться
Апостолы

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 38 зач., XVI, 16-34.

Глава 16.

16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками

23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с истории исцеления одной одержимой женщины. В округе она была известна как прорицательница и приносила своим хозяевам приличный доход. Встретив апостола Павла и его спутников, она публично называет их рабами Бога Всевышнего, которые говорят о пути спасения. Сама ситуация выглядит несколько двойственной: она явно одержима духом, но он при этом говорит вполне правильные слова. Такими историями полна не только древность, они происходят и в нашей жизни. Например, когда целительница посылает человека креститься, само желание креститься хорошо, но доверие к целительнице и намерение креститься из суеверных опасений — это плохо.

Из Евангелия мы знаем, что Христос запрещал духам говорить о себе даже тогда, когда формально они говорили правду. Очевидно, Христос не нуждался в похвале такого рода… да и одержимые ни в коей мере не могли быть авторитетны в Израиле. Апостол Павел оказывается в иной ситуации. Язычники привыкли верить прорицательнице и, возможно, могли заинтересоваться проповедью после ее слов. Учитывая суеверный страх, который они испытывали перед разного рода духами, они вполне могли прислушаться к ее словам. Но качество этой веры, каким бы оно в таком случае оно было? Какой была бы их вера? Каким они увидели бы Бога? Да и может ли человек верить Богу и лукавому одновременно?

Все эти вопросы, все плюсы и минусы такой, как бы мы сегодня сказали «рекламы» оказались очевидны апостолу. Несколько дней он наблюдал за тем, каковы будут результаты подобной похвалы, но после вознегодавал и изгнал духа, который побуждал ее говорить. Может быть, решил, что ему не нужна такая слава, может быть посочувствовал одержимой и решил избавить ее от этого бремени.

Результатом этого изгнания было резкое изменение всей ситуации. Их стали обвинять в смущении людей и в итоге избили и бросили в тюрьму.

С точки зрения обывателя, ситуация изменилась к худшему и стала менее благоприятна для проповеди. Теперь они не почитаемые проповедники, о которых говорит прорицательница, которые вызывают суеверный страх. Они просто избитые люди, которых считают возмутителями спокойствия. В тюрьме апостолы молятся, а прочие слушают… О проповеди речи уже не идет. Но вот происходит землетрясение и все, при том, что могут бежать, остаются на местах. С обывательской точки зрения они опять неправы, ведь в обвинения ложны. Они могут сказать себе: Бог освободил нас и после этого просто сбежать. Однако Павел и Сила, а также все их спутники остаются, понимая, что наказан за это будет стражник, который должен был их стеречь.

И вот перед нами странная картина. Условия, которые кажутся благоприятными, при которых есть внешняя похвала и принятие окружающими… на самом деле оказываются вредны для проповеди, ведь похвала предполагает, что тебя хвалит лукавый, а поддерживают суеверные люди, которые не верят, но лишь боятся. Напротив, условия в которых, как кажется, проповедь невозможна, оказываются по-настоящему плодотворными. Стражник язычник не слышит внешне правильных, но внутренне пустых слов, он видит христианские дела, и они для него становятся основанием веры.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем