Деян., 9 зач., III, 19-26.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из речи апостола Петра, которая обращена к иудеям. Жители Иерусалима, конечно, знали, кто такой Иисус, о котором говорит Петр. Они не приняли Его как своего помазанника и царя, когда он жил среди них. Потом, он был убит, затем воскрес и вознесся. Наконец, после дня Пятидесятницы апостолы получили Духа Святого и вышли на проповедь. Тут то и оказалось, что многие иудеи готовы их слушать, но не знают, что именно предпринять, чтобы исправить положение. С их точки зрения Иисус умер... А с мертвым как примиришься. И вот из речи Петра они узнают, что он воскрес и значит у них есть надежда все исправить. Но как?
Именно на этот вопрос и отвечает апостол. Он говорит: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. При этом под покаянием, как многим известно, подразумевается перемена мировоззрения или перемена ума. Слово обратитесь — сложнее, так как само по себе многозначно. В данном случае оно употребляется еще в ветхозаветном смысле и означает развернуться и возвратиться, то есть совершенно изменить направление движения. Человек идет в одну сторону, понимает, что идет не туда, в нем сначала происходит перемена ума, он не желает больше идти в эту сторону и решает пойти в другую. Для того, чтобы это сделать как раз и надо обратиться, совершить оборот на 180 градусов.
Результат этих действий, как его описывает апостол, оказывается удивительным. Он предлагает покаяться и обернуться, чтобы загладились или как можно перевести иначе стерлись их грехи. Для нас сегодня уничтожение греха связано с исповедью. Нам кажется, что пока священник не прочитает над нами молитву, грех не будет прощен. Но обратим внимание, что перед апостолами иудеи, которые еще не являются членами Церкви. Кроме того, акцент в этом призыве апостола сделан на другое. Он не противоречит практике покаяния, но открывает его истинную основу. Чтобы простились и изгладились грехи первое, что необходимо сделать — это решительно пересмотреть свои представления о совершаемом, оценить его как неправильное и недолжное... и, наконец, самое главное необходимо перестать его совершать.
Итак, апостол призывает иудеев измениться и обратиться ко Христу, ведь о Нем говорил Моисей и другие пророки. Они призывали слушаться Его во всем, что Он будет говорить, потому что слова Его — это путь жизни. Но вот сегодня слушая эти призывы апостола покаяться и обратиться, кто-нибудь может спросить. Какое мне может быть до этого дело? Петр же сам объясняет важность всего этого необходимостью вернуться к завету отцов. А если я не имею к нему отношения, значит и Христа принимать не обязательно?
Вопрос совершенно ясный, но, чтобы ответить стоит внимательнее читать текст апостола. В Аврааме как в том, кто показал пример веры благословляются все племена земные. Иудеи просто первые, с кого начинается благовествование, но цель его в том, чтобы каждого отвратить от злых дел его.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди