Деян., 29 зач., XII, 1-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого из нас порой возникают трудности, с которыми мы боимся не справиться. Каждый в этой ситуации действует по-разному, но как должен действовать христианин? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Пока мы были детьми, зачастую мы были беззаботны. Или, скажем иначе, заботы наши были детскими и вызывали у взрослых улыбку. Потом мы стали старше и поняли, что жизнь полна трудностей. Они связаны с учёбой, работой, здоровьем близких, конфликтами самого разного масштаба и порой нам кажется, что мы не справимся. Более того, иногда происходят вещи, которые от нас ни в коей мере не зависят, как, например, от апостола Иакова не зависело решение Ирода его убить, а от Петра решение посадить его в тюрьму. Внешнему наблюдателю могло показаться, что это просто с ними произошло. Но самим апостолам, конечно, так не казалось.
Как люди глубоко верующие они умели видеть происходящее не только с точки зрения настоящего момента, но и в перспективе вечности, умели посмотреть на всё с точки зрения Бога и Его замысла. Конечно, в трудностях, в казни, в аресте сложно увидеть замысел, но это так, только если смотреть с точки зрения земной жизни с её обычными целями. Действительно, Бог попускает злым людям действовать в мире и стремиться к злу, потому что не желает нарушать свободу человека. Например, об Ироде прямо сказано, что он хотел причинить христианам зло... И всё же мы верим, что в конце концов промысел Божий и Его забота приведут нас к спасению. Это помогает не оказаться в тупике и понимать, что даже смерть не является для нас тупиком и погибелью. Апостолы в это верили, и нам важно не забывать об этом, когда тучи сгущаются.
Со своей стороны, Церковь, как мы видим, прилежно молилась за Петра. Не держала кулаки, не желала ему удачи или чего-то подобного... Нет. Когда верующие узнали, что у апостола проблемы и он посажен в темницу, да ещё и с перспективой быть казнённым, они начали прилежно молиться. Из истории мы знаем, что христиане не только молились о своих мучениках, но и выкупали их из темниц, заступались за них перед властями. Старались помочь в той мере, в которой это было возможно. Но в первую очередь молились, потому что всё в руках Божиих.
Что же делал сам апостол? Апостол предал себя в руки Божии и делал всё, что от него зависело. Мы не видим его паникующим, не видим его требующим чего-то... Когда ангел разбудил его, он просто следовал за ним и выполнял то, что ему говорилось. И мы также, оказываясь в сложных обстоятельствах, должны делать всё от нас зависящее, следуя Слову Божиему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











