
Деян., 29 зач., XII, 1-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого из нас порой возникают трудности, с которыми мы боимся не справиться. Каждый в этой ситуации действует по-разному, но как должен действовать христианин? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Пока мы были детьми, зачастую мы были беззаботны. Или, скажем иначе, заботы наши были детскими и вызывали у взрослых улыбку. Потом мы стали старше и поняли, что жизнь полна трудностей. Они связаны с учёбой, работой, здоровьем близких, конфликтами самого разного масштаба и порой нам кажется, что мы не справимся. Более того, иногда происходят вещи, которые от нас ни в коей мере не зависят, как, например, от апостола Иакова не зависело решение Ирода его убить, а от Петра решение посадить его в тюрьму. Внешнему наблюдателю могло показаться, что это просто с ними произошло. Но самим апостолам, конечно, так не казалось.
Как люди глубоко верующие они умели видеть происходящее не только с точки зрения настоящего момента, но и в перспективе вечности, умели посмотреть на всё с точки зрения Бога и Его замысла. Конечно, в трудностях, в казни, в аресте сложно увидеть замысел, но это так, только если смотреть с точки зрения земной жизни с её обычными целями. Действительно, Бог попускает злым людям действовать в мире и стремиться к злу, потому что не желает нарушать свободу человека. Например, об Ироде прямо сказано, что он хотел причинить христианам зло... И всё же мы верим, что в конце концов промысел Божий и Его забота приведут нас к спасению. Это помогает не оказаться в тупике и понимать, что даже смерть не является для нас тупиком и погибелью. Апостолы в это верили, и нам важно не забывать об этом, когда тучи сгущаются.
Со своей стороны, Церковь, как мы видим, прилежно молилась за Петра. Не держала кулаки, не желала ему удачи или чего-то подобного... Нет. Когда верующие узнали, что у апостола проблемы и он посажен в темницу, да ещё и с перспективой быть казнённым, они начали прилежно молиться. Из истории мы знаем, что христиане не только молились о своих мучениках, но и выкупали их из темниц, заступались за них перед властями. Старались помочь в той мере, в которой это было возможно. Но в первую очередь молились, потому что всё в руках Божиих.
Что же делал сам апостол? Апостол предал себя в руки Божии и делал всё, что от него зависело. Мы не видим его паникующим, не видим его требующим чего-то... Когда ангел разбудил его, он просто следовал за ним и выполнял то, что ему говорилось. И мы также, оказываясь в сложных обстоятельствах, должны делать всё от нас зависящее, следуя Слову Божиему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема